Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы и журналистики

 

 

 

 

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Творчество В.И. Даля в историко-литературном контексте»

 

Автор: Тарасов К.Г., канд. филол. наук,

доцент кафедры русской литературы и

журналистики ПетрГУ

 

Исследование выполнено при поддержке

министерства образования и науки

Российской Федерации, соглашение

№ 14.В37.21.0539

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск, 2012


Пояснительная записка

 

Имя В.И. Даля всемирно известно, но известно прежде всего потому, что он создатель бессмертных «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа». За этими действительно уникальными творениями Даля до сих пор забывается тот факт, что он автор десяти томов повестей, рассказов, сказок, очерков, публицистических статей – произведений. Почти не исследованных литературоведческой наукой.

До сих пор не существует полного собрания сочинений Даля, а первое посмертное десятитомное издание таковым не является. Оно не содержит многих газетно-журнальных публикаций Даля, статей из так называемого Энциклопедического лексикона Плюшара, произведений для детей, в том числе из журнала «Семейные вечера», трудов по еврейскому вопросу и т.д.

Как известно, Даль был не только писателем и известным языковедом, но и одним из первых в истории русской фольклористики собирателем народных сказок. Пословиц, поверий, загадок, песен, лубочных картин. Более тысячи списков – богатейшее собрание народных сказок – было передано А.Н. Афанасьеву. Значительная часть казацких песен сообщена Далем И.П. Сахарову. Многое из далевской коллекции песенного материала вошло в знаменитое собрание П.В. Киреевского, а значительная часть народных картинок перешла к Д.А. Ровинскому.

Кроме того, Даль проявил себя и в области медицины (известно, что он, окончив Дерптский университет, был замечательным хирургом, а позже – поборником гомеопатии; именно В.И. Даль – автор медицинского заключения о смерти А.С. Пушкина), и в области биологии (является автором учебника ботаники и пишет в соавторстве учебные руководства по зоологии), и в военном деле, и как чиновник-просветитель, ратующий за начальное образование крестьянских детей и повышение культуры крестьянского труда.

При жизни Даля издавали, его читали. О его творчестве считали своим долгом написать видные критики и деятели русской культуры. О произведениях этого автора высоко отзывались В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, и другие авторы. Сегодня уже доказано, что далевская поэтика повлияла на творчество Н. Гоголя, Н. Некрасова,  Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Зощенко, Б, Шергина, С. Писахова, что именно Даль – один из родоначальников жанра литературной сказки в России, жанра пасхального рассказа в русской литературе, а также практически первый, кто использует в своих произведениях особый тип повествования – сказ.

Очевидно, сегодня необходимо определить то место в истории русской литературы и культуры, которое по праву должно занять творческое наследие В.И. Даля. Место это, как представляется, - высокое.

Спецкурс призван познакомить студентов с творческим наследием (не только литературным, но и общекультурным) «неизвестного» Даля, с особенностями поэтики художественного творчества писателя, с историей взаимоотношений Даля с известными представителями русской культуры (литературы, в частности).

Предлагаемый спецкурс отвечает требованиям ФГОС и предназначен для студентов дневных и заочных отделений, обучающихся по направлениям бакалавриата «Филология» и «Педагогическое образование».

В зависимости от особенностей планирования учебного процесса он может быть прочитан:

- студентам 3 курса (параллельно с курсом «История русской литературы второй половины 19 века»», что, по мысли автора, обеспечит цельность восприятия истории русской литературы как процесса;

- студентам 4 курса параллельно с курсами методики преподавания русского языка и литературы в средней школе.

Материалы спецкурса будут, как нам кажется, востребованы студентами в их дальнейшей профессиональной деятельности, а также окажутся полезными для общего уровня развития и формирования общепрофессиональных компетенций.

Общее количество зачетных единиц – 1 ЗЕТ. Некоторое количество часов, по усмотрению преподавателя, может выделяться для проведения студентами небольшого самостоятельного исследования по теме спецкурса.


Тематика курса

Тема 1. Введение

В.И. Даль в истории русской литературы. Современное состояние дел в изучение культурного наследия Даля. Необходимость переосмысления далевского творчества. Центры изучения наследия Даля: ПетрГУ и Восточноукраинский унивесритет (г. Луганск).

 

Тема 2. Раннее творчество В.И. Даля

Раннее творчество В.И. Даля до появления его первых произведений в печати (1817 – 1830). Рост художественного мастерства будущего писателя. «Морские» произведения В. Даля: «Дневной журнал, веденный на бриге «Феникс» (1817) и «Записки, веденные идучи эскадрою на 44-х пушечном фрегате «Флора» (1820). Эволюция образа автора, стремление к гармоническому сочетанию лирического и эпического отображения (Ю.П. Фесенко).

Комедии «Невеста в мешке, или Билет в Казань» (1821), «Медведь в маскараде» (1822). Сходство с драматургией М.Н. Загоскина (пьесы «Урок холостым», «Г-н Богатонов, или провинциал в столице»), А.А. Шаховского (пьесы «Деревенский философ», «Нерешительный»), А.С. Грибоедова («Горе от ума»). Объединение трагедийного и комедийного начала (Ю.П. Фесенко, В.Н. Ильинская).

Незавершенный «Роман в письмах» (1825). Черты романтического произведения и внеромантическое утверждение национальной самобытности.

 

Тема 3. Творчество В.И. Даля 30-х годов

Повесть «Цыганка» (1830) – первое печатное произведение писателя. Реминисценции в «Цыганке». Критики и литературоведы о повести (В. Белинский, Н. Добролюбов, Ю. Фесенко, М. Канкава, З. Власова.

«Пяток первый» (1832) в контектсе литературы 20-30-х годов: интерес к фольклору и народным традициям (О. Сомов, А. Вельтман, П. Ершов, А. Пушкин.

«Были и небылицы Казака Луганского (1833 – 1839). Прямое и опосредованное влияние на повести («Цыганка», Нападение врасплох») комедий А. Грибоедова, М. Загоскина, и Б. Хмельницкого («Бедовик», «Савелий Граб, или Двойник»).

Критики и литературоведы о данном этапе творчества В.И. Даля (А. Галахов, В. Белинский, Н. Добролюбов, А. Герцен, Ю. Акутин, А. Ильин-Томич, Ю. Фесенко).

 

Тема 4. Творческие и личные взаимоотношения В.И. Даля и А.С. Пушкина.

«Пяток первый» и первая встреча писателей. Совместное путешествие в Уральск для сбора материалов о Пугачеве. «Сказка о Георгии Храбром и о волке». Статьи В.И. Даля о Пушкине.

 

Тема 5. В.И. Даль и «натуральная школа» в русской литературе.

В.И. Даль как родоначальник «натуральной школы». «Физиологические очерки». «Петербургский дворник», «Чухонцы в Питере», «Денщик».

Критики, писатели  и литературоведы о «натуральной» школе (Н. Гоголь, В. Белинский, Н. Некрасов, Д. Григорович, В. Кулешов, В. Парсиева, В. Виноградов)

 

Тема 6. «Картины (из) русского быта» (1848 – 1868).

История публикации. «Картины…» как статистика русской жизни (В. Белинский, И. Тургенев, Н. Чернышевский, Л. Толстой). «Картины...» как «притчи гуманного Евангелия» (Е. Баркова, Л. Брюзгина).

 

Тема 7. Полемика о народной грамотности (1856-1858).

В.И. Даль – организатор и активный участник полемики (Е. Карнович, Н. Чернышевский, А. Кошелев, Ф. Баталин, М. Погодин, М. Салтыков-Щедрин).

Взгляд на полемику из современности (Ю. Фесенко, В. Порудоминский). Словарь языкового расширения А.И. Солженицына.

 

Тема 8. Проблема жанра произведений В.И. Даля

Жанр далевских произведений как отражение общих тенденций развития русской литературы 19 века.

Разнообразные формы циклизации (тенденции к группировке) как характерная черта русской прозы 30-х годов 19 века. Литературный цикл как одна из главных форм художественной группировки наряду с другими формами: сборником, антологией, книгой стихов и т.п. Становление понятия «цикл» в отечественном литературоведении, циклы авторские и неавторские (В. Сапогов,ГМ. Гиршман, А. Головенченко, С. Эйзенштейн, М. Дарвин, Л. Ляпина и др.).

Особенности циклизации произведений В.И. Даля: «Пяток первый», «Картины (из) русского быта», «Картины из быта русских детей».

 

Тема 9. Далевские литературные традиции в произведениях М. Зощенко, Б. Шергина, С. Писахова

Сказ Даля и сказ М. Зощенко.

Сказ Даля и сказ Б. Шергина. Схожесть литературных судеб Даля и Шергина.

Сказ Даля и сказ С. Писахова. Схожесть литературных судеб Даля и Писахова.

Скоморошья традиция в сказе.

 

Тема 10. Творчество В.И. Даля в современных исследованиях русских и украинских исследователей.

В.И. Даль – «забытый» писатель в первой половине 20 века. Отрицательные оценки творчества писателя в Историях русской литературы (М. Горький, Н. Степанов, Ю. Соколов).

Исследования сказок В.И. Даля в 50-70-е годы 20 века (З. Власова, И. Лупанова, Т. Леонова) и его физиологических отзывов (В. Парсиева, А. Цейтлин, Н. Пиксанов).

Далеведение – динамично развивающаяся область литературоведения. Исследования стиля писателя (В. Виноградов, М. Канкава). Биография В. Даля и ее связь с творчеством (М. Бессараб, В. Порудоминский, А. Ильин-Томич, Л. Брюзгина). Далевские чтения в Луганске. Творчество В. Даля в работах Ю. Фесенко и Н. Юган.

Проблема псевдонима: Казак Луганский, В. Луганский, Русопят (А. Зражевский).


Примерное распределение аудиторных часов по темам спецкурса (1 ЗЕТ)

 

Поз

Тема

Часы

1

Введение. В.И. Даль в истории русской литературы.

2

2

Раннее творчество В.И. Даля.

2

3

Творческие и личные взаимоотношения В.И. Даля и А.С. Пушкина.

2

4

Творческие и личные взаимоотношения В.И. Даля и А.С. Пушкина.

2

5

В.И. Даль и «натуральная школа» в русской литературе.

2

6

 «Картины (из) русского быта» (1848 – 1868).

2

7

Полемика о народной грамотности (1856-1858).

1

8

Проблема жанра произведений В.И. Даля

2

9

Далевские литературные традиции в произведениях М. Зощенко, Б. Шергина, С. Писахова

1

10

Творчество В.И. Даля в современных исследованиях русских и украинских исследователей.

2

 


Художественная и научная литература

I.       Сочинения В.И. Даля

1.      Повести, сказки и рассказы. Сочинения Казака Луганского: В 4 т. – СПб., 1846.

2.      Даль В.И. Полное собрание сочинений: В 10. – СПб., 1897 – 1898

Большинство произведений В.И. Даля доступно на портале кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета http://philolog.petrsu.ru/vdahl/texts/texts.htm

 

II.   Научная литература и критические статьи

1.      В.И. Даль: Биография и творческое наследие: биобиблиографический указатель / Сост. Н.Л. Юган, К.Г. Тарасов. – М., 2011.

2.      Виноградов В.В. Гоголь и «натуральная школа» // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. – С. 189 – 227.

3.      Виноградов В.В. Проблемы сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1980. – С. 42 – 54.

4.      Виноградов В.В. Язык В.И. Даля // Язык Пушкина. – М., 1935. – С. 362 – 378.

5.      Власова З.И. В.И. Даль // Русская литература и фольклор. Первая половина 19 века. – Л., 1976. – С. 338 – 360.

6.      Грот Я.К. Воспоминания о В.И. Дале / Публикация и предисловие О.В. Никитина // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – М., 2001. – Т. 60. – С. 67 – 72.

7.      Зражевский А.А. Знаем ли мы Даля? // Советская библиография. – 1990. – № 3. – С. 136 – 141.

9.      Канкава М.В. В.И. Даль как лексикограф. – Тбилиси, 1958.

10. Канкава М.В. О влиянии В.И. Даля на стиль писателей этнографической школы // Поэтика и стилистика русской литературы. – Л., 1971. – С. 174 – 181.

11. Матвиевская Г.П. Натуралист Владимир Даль // Вопросы естествознания и техники. – 1999. - № 4. – С. 36 – 42.

12. Порудоминский В. Из заметок далеведа // Вопросы литературы. – 2001. - № 6. С. 132 – 154.

13. Тамаев П.М. Статьи В.И. Даля в контексте раздумий о народной словесности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия Филология. - Иваново, 2001. – Вып. 1. – С. 53 – 61.

14. Тарасов К.Г. Пасхальные мотивы в творчестве В.И. Даля // Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. С. 295 – 302.

15. Тарасов К.Г. Художественные тенденции цикла В.И. Даля «Пяток первый». Учебное пособие. – Петрозаводск, 2007.

16. Фесенко Ю.П. Проза В.И. Даля: творческая эволюция. – Луганск, СПб., 1999.

17. Юган Н.Л. В.И. Даль и русская литература 30-60-х гг. XIX в. – Луганск, 2011

18. Юган Н.Л. Художественная специфика цикла В.И. Даля «Были и небылицы». – Луганск, 2006.

 


Примерные вопросы к зачету

1.      Основные этапы творческого пути В.И. Даля.

2.      Особенности сказового повествования в произведениях В.И. Даля.

3.      «Пяток первый» как творческая лаборатория писателя.

4.      Художественные особенности «русских сказок» В.И. Даля.

5.      Художественные особенности «восточных сказок» В.И. Даля.

6.      Жанр «физиологического» очерка в творчестве В.И. Даля.

7.      «Картины (из) русского быта» как прозаический цикл.

8.      В.И. Даль как видный общественный деятель своего времени.

9.      Произведения В.И. Даля «для простого народа» («Солдатские досуги», «Матросские досуги», «Два сорока бывальщинок для крестьян»

10. В.И. Даль и А.С. Пушкин.

11. В.И. Даль и полемика о воспитании и грамотности середины XIX века.

12. Традиции далевского сказа в произведениях писателей XX века (М. Зощенко, Б. Шергин, С . Писахов).

13. Современные проблемы научного исследования творческого наследия В.И. Даля.