БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ ЗАЙЦЕВ.

7 сент. 1918 г.

 

Слава шумная пришла к нему в начале шестидесятых годов, после «Отцов и детей». Пришла потому, что затронул он «общественное явление», нигилизм. Я думаю, что Базарова Тургенев написал очень правдиво и верно. Радикалы, однако, были недовольны. Поднялись нападки. Они и дали славу.

Тургенев написал еще несколько романов о современности — «Дым», «Накануне», «Новь». Здесь, как и в «Отцах и детях», умно, покойно, своим круглым, по настоящему великорусским языком он говорил о делах и вещах ему неблизких и художественно-мелких. Все эти Базаровы, Инсаровы, Соломины, Кукшины и Машурины не имели зерна очарования. Поэту нечего было с ними делать. Нигилисты не могли остаться на полотне положительного, любовного художника, каким был Тургенев. Они хороши для сарказма, как для Достоевского компания из «Бесов». Но сарказм не область Тургенева; полюбить же их не за что. И на них он терпел неудачи, при всем своем таланте, уме и наблюдательности. Его истинные удачи, и настоящая, прекрасная слава основаны на другом, что он изображал — на том личном, и вместе национальном, чем одухотворял он лучшие свои творения. Он на-

 

// 14

 

писал Лаврецкого в «Дворянском гнезде» и Лизу, Рудина, Зинаиду из «Первой любви», и ряд меньших обликов, где выражено русское лицо, всегда близкое душе автора, и близкое и всякому русскому, ибо сказаны в них наши родные черты — и прелестное, что есть в русском, и печальное, слабое и неустроенное, неприспособленное, непрактическое — вместе с милым и скромным, донкихотским, иногда благочестивым, часто незадачливым. Давно указано на тургеневских «лишних людей», и на стихию женственного, разлитую в его творении. Правда, в Тургеневе эти свойства были; они очень сильны в русской природе, и оттого любимые его люди пассивны, мало кузнецы, но никогда и не наглецы. Они в стороне от жизненных большаков, где орудуют люди с волчьими зубами. Их любви, дела, радости и неудачи, меланхолическое раздумье, слова элегии, изящество, аристократизм образуют ту «категорию тургеневского», о которой правильно заметил Ю. И. Айхенвальд, что она — главное в наследстве Тургенева. Действительно «тургеневское», некоторый тончайший эфир его души, пронизывает все написанное им, и сквозь недостатки, устарелость приемов, нередко — слабость архитектуры (в больших вещах), остается очаровательным и вечным. Это тургеневское, повторяю, вместе — и очень русское, сколь ни подчеркивал он своего западничества. Не напрасно он родом из Орловской губернии, писал ее, как и Калужскую, наверно — знал Тульскую, писал Москву, Кунцево, Нескучный сад. Говорят, он удивительно рассказывал. Но и в его литературе чувствуешь коренной, великорусский говор, с мягкостью и круглотой, с великой подлинностью, и тем удивительным равнодействием культуры и стихии, природы, какое редко встретишь. В его книгах говорит барин, взявший все теплое и живое у мужика, леса, зари. Его язык не столь великолепен и выделан, как у Флобера или Гоголя, не столь божественно-легок, как у Пушкина. Он иногда по-старомодному важен, иногда (в лирике) словоохотлив и не сложно-музыкален, но его прелесть в естественности, в том неизменно-приятном и радостном ощущении, какое от него остается.

Этими средствами души и языка Тургенев отлично писал, кроме больших фигур, разных простых орловских мужиков и баб, и детей, и егерей, певцов и старого итальянца Панталеоне, и луга, и леса Полесья, и зори, и тетеревов. Он создал «Первую любовь», «Дворянское гнездо», «Рудина», он отлично дал любовное в «Дыме», далее идут «Ася» и «Вешние воды» — вновь с любовью и старой Германией, Рейном и руинами, «Записки охотника», «Фауст» и др., и предсмертные, горькие и мистические произведения «Клара Милич». Каково его отношение к религии? В нем, думаю, были струи религиозности. Но и мешало что-то. Быть может — та же слабость, половинчатость. Его душа вряд ли была довольна здешним. Но до конца, Истину запредельную, не возлюбила.

Тургенев остался и останется в первом ряду нашей литературы, как образ спокойствия и меланхолии, созерцательного равновесия и меры, без сильных страстей, облик благосклонный и радующий — изяществом,

 

 

// 15

 

глубокой воспитанностью духовной: женственный и как бы туманный. Область влияния его — главнейше, молодые годы. Чрез Тургенева каждому, кажется, надлежит проходить.

И писавший эти строки рад, что отрочество его и юность (раннюю) освещал Тургенев. Ему обязан он первыми артистическими волнениями, первыми мечтами и томлениями, может быть, первыми «над вымыслом слезами обольюсь». Это чувство к Тургеневу, как к «своему», «родному», не оставляло и впоследствии, выдержало Sturm und Drang модернизма, и спокойной любовью осталось в зрелые годы…

Борис Зайцев.

 

Тургенев и его время. Сб. 1 /под ред. Н. Л. Бродского; М; ?: Гос. изд-во 1923, с. 14-16.