// БОРИСЪ ЗАЙЦЕВЪ. Преподобный Сергій Радонежскій. Y.M.C.A.–PRESS. PARIS, 1925.

 

ВЕЧЕРНІЙ СВѢТЪ.

 

Люди борьбы, политики, войны, какъ Дмитрій, Калита, Олегъ, нѣредко къ концу жизни ощущаютъ тягость и усталость. Утомляютъ жалкія дѣла земли. Страсти расшатываютъ. Грѣхи томятъ. Въ то время многіе князья на старости и вблизи смерти принимаютъ схиму — крѣпкій зовъ къ святому, послѣ бурно и грѣховно проведенной жизни.

Дмитрій сгорѣлъ рано. Его княженье было труднымъ, и во многомъ неудачнымъ. Онъ умиралъ въ моментъ удачи Тохтамыша — преждевременно надломленный всей ношей исторической. Послѣ Куликова Поля онъ сближается тѣснѣе съ Преподобнымъ: въ 1385 г. Сергій креститъ его сына, въ 1389–мъ, умирая, Дмитрій пишетъ завещаніе «передъ своими отцы, передъ игуменомъ передъ Сергіемъ, передъ игуменомъ передъ Савостьяномъ». Въ этомъ завѣщаніи особенно подчеркивается единовластіе — идея, за которую Димитрій воевалъ всю жизнь. Онъ ужъ считаетъ себя русскимъ государемъ. Старшій

 

// 79

сынъ наслѣдуетъ отцу. Ни о какихъ удѣлахъ и борьбѣ за княжескій столъ больше нѣтъ и рѣчи. Порядокъ этотъ и установился на столѣтия, создавъ великую монархію.

Димитрій отошелъ въ тяжелую минуту. Въ памяти Исторіи, однако, позабылись промахи его и неудачи, онъ остался лишь героемъ Куликова поля, молодымъ и смѣлымъ, первымъ повалившимъ звѣря степи.

Судьба Сергія, конечно, ужъ иная. Въ годы Куликовской битвы и дальнѣйшіе, онъ признанный святитель, живой обликъ благочестія и простоты, отшельникъ и учитель, заслужившій высшій свѣтъ. Время искушеній и борьбы — далеко. Онъ  — живая схима. Позади крестъ дѣятельный, онъ уже на высотѣ креста созерцательнаго, высшей ступени святости, одухотворенія, различаемой въ аскетикѣ. Въ отличіе отъ людей міро–кипучей дѣятельности, здѣсь нѣтъ усталости, разувѣреній, горечи. Святой почти ужъ за предѣлами. Настолько просвѣтленъ, пронизанъ духомъ, еще живой преображенъ, что уже выше человѣка.

Видѣнія и чудеса Сергія относятся къ этой, второй половинѣ жизни. а на закатѣ удостоился онъ и особенно высокихъ откровеній.

Изъ нихъ есть связанныя съ Литургіей. Такъ, Пр. Сергій долженъ былъ благословить ученика своего Исаакія на «подвигъ молчанія». Подвигъ этотъ очень труденъ. Преподобный сказалъ Исаакію:

 

// 80

 

— Стань завтра послѣ Литургіи  у сѣверныхъ вретъ, я благословлю тебя.

Въ условленное время Исаакій встрѣтилъ его тамъ, Сергій перекрестилъ его, съ собой, напряженнѣйшей молитвой. И тогда увидѣлъ Исаакій, что изъ руки Преподобнаго «исходитъ пламень и объемлетъ его». Онъ сталъ молчальникомъ. Когда хотелось говорить, молитва Сергія и пламень руки ограждали его. Но и объ этомъ случаѣ, и о другомъ ему дано было сказать.

Однажды Литургію служили Сергій, братъ его Стефанъ и племянникъ Өеодоръ. Вдругъ Исаакій видитъ въ алтарѣ четвертаго, въ блистающихъ одеждахъ. На маломъ выходѣ, съ Евангеліемъ, онъ шелъ за Сергіемъ, и такъ сіялъ, что Исаакій долженъ былъ прикрыть глаза рукой. Онъ спрашиваетъ у  Макарія, сосѣда — кто–бы это могъ быть? Макарій тоже видѣлъ священнослужителя, отвѣтилъ: вѣроятно, кто нибудь изъпріехавшіхъ съ княземъ Владиміромъ Андреевичемъ. Князь находился тутъ–же. но отвѣтилъ, — никого не привозилъ. Макарій съ Исаакіемъ, послѣ службы, обратились къ Сергію, сказали, что навѣрно ангелъ ему сослужилъ. Сергій сначала уклонялся. Сергій сначала уклонялся. Но затѣмъогда они настаивали, то призналъ.

— Если ужъ Господь открылъ вамъ эту, тайну, то могу–ли я скрывать ее? Тотъ, кого вы видѣли, дѣйствительно, ангелъ. И не теперь только, а и всегда, когда я совершаю Литургію, мнѣ,недостойному, бываетъ такое посѣщеніе. Но вы храните это въ тайнѣ, пока я живъ.

 

// 81

 

Свѣть и огонь! Легкій небесный пламень какъ–бы родственъ, друженъ теперь съ Преподобнымъ. «Другъ мой свѣтъ», «другъ мой пламень», могъ сказать пронизанный духовностью, наполовину вышедшій изъ міра Сергій. И не удивитъ разсказъ экклезіарха Симона, видѣвшаго, какъ огонь небесный сошелъ на Св. Дары при освещеніи ихъ Сергійемъ, «озаряя алтарь, обвиваясь около св. трапезы и окружая священнодѣйствующаго Сергія».

Въ эти годы свѣтлаго вечера, Преп. Сергій имѣлъ еще одно»видѣнье, непостижное уму».

За всю, почти восьмидесятилѣтнюю жизнь его нигдѣ, ни на одномъ горизонтѣ не видна женщина. Юношей отошелъ онъ отъ главшѣйшей «прелести» міра. Въ раннихъ искушеніяхъ на Маковицѣ женщина не упомянута. Въ раннихъ искушеніяхъ на Маковицѣ женщина не упомянута. Все «житіе» нигдѣ женщиной не пересѣчено — даже настоятельницей монастыря сосѣдняго, поклонницею и «женою муроносицей», какъ св. Клара въ жизненномъ пути Франциска. Въ прохладныхъ и суровыхъ лѣсахъ Радонежа позабыто само имя женщины. Приходятъ за благословеніемъ и укрѣпленіемъ князья, игумены, епископы, митрополиты и крестьяне. Сергій примиряетъ споры, творитъ чудеса. Но ни одной княгини, ни одной монахини, крестьянки. Какъ будто Сергій–плотникъ — лишь мужской святой, прохладный для экстаза женщины, и женщинъ будто вовсе не видавшій. Конечно, это только впѣчатлѣнье. Но — остается.

 

// 82

 

Однако–же, въ его духовной жизни культъ Жены существовалъ. Культъ Богоматери, Мадонны — въ этомъ смыслѣ Преп. Сергій былъ типическимъ средневѣковымъ человѣкомъ въ русскомъ обликѣ. Глубокой ночью ежедневно, въ келіи, онъ пѣлъ акаѳистъ и молился Богородицѣ. Въ закатѣ земной жизни, на призывъ стремленій многолѣтнихъ Непорочная, по житію, сошла къ нему.

Посѣщеніе произошло рождественскимъ постомъ, въ ночь съ пятницы на субботу — при колебаніи въ годахъ: между 1379–1384.

Преподобный, какъ обычно, пѣлъ въ келіи акаѳистъ и молилъ Св. Дѣву за обитель. Кончивъ, сѣлъ пріотдохнуть. Вдругъ онъ сказалъ колейнику Михею:

— Ободрись. Сейчасъ будетъ чудесное.

И услышалъ голосъ:

— Пречистая грядетъ.

Преподобный всталъ и вышелъ въ сѣни. Въ ослѣпительномъ свѣтѣ передъ нимъ явилась Богоматерь съ Ап. Петромъ и Евангелистомъ Іоанномъ. Въ ужасѣ онъ палъ на землю. Но Св. Дѣва ободрила его, сказала, что всегда будетъ заступницей обители, пусть не тревожится онъ. Его молитвы до Нея дошли.

И удалилась.

Сергій всталъ, возвратился въ келію, Михей тоже лежалъ, закрывъ глаза одеждой. Онъ не втиделъ Богородицы, лишь свѣтъ и ужасъ. Преподобны йотправилъ его за Макаріемъ и Исаакіемъ. Когда они явились, разсказалъ имъ о

 

// 83

 

видѣніи. И всѣ стали на «молебное пѣніе» Пресвятой Дѣвѣ, а Сергій и остатокъ ночи ужъ не спалъ — размышлялъ и вновь переживалъ пережитое.

 

______________

 

На высотѣ, достигнутой имъ, Преподобный долго жить не могъ. За полгода до смерти онъ уже зналъ о ней. Собралъ учениковъ, и управленіе обителью передалъ Никону. А самъ «началъ безмолствавать».

Въ сентябрѣ (19) тяжко заболѣлъ. Еще разъ онъ собралъ всю братію. Произнесъ имъ наставленіе — объ иноческой жизни, мирѣ и любви, о «страннолюбіи» — с дѣтства особенно цѣнимой добродѣтели — и причастившись св. Таинъ, 25-го отошелъ.

Онъ и въ послѣднюю минуту прежній Сергій: завѣщалъ похоронить себя не въ церкви, а на общемъ кладбищѣ, среди простыхъ. Но эта воля его не была исполнена. Митрополитъ Кипріанъ разрѣшилъ, по просьбѣ братіи, положить останки Преподобнаго именно въ церкви.

 

// 84