// БОРИСЪ ЗАЙЦЕВЪ. Преподобный Сергій Радонежскій. Y.M.C.A.–PRESS. PARIS, 1925.

 

ВЕСНА.

 

Конечно, мало знаемъ мы о людяхъ тѣхъ временъ. И дѣтство Сергія  — въ домѣ родительскомъ — для насъ въ туманѣ. Все–же общій нѣкій духъ можно уловить изъ сообщеній Епифанія, ученика Сергія, перваго его біографа(1).

По древнему преданію, имѣніе родителей Сергія, бояръ Ростовскихъ Кирилла и Маріи, находилось въ четырехъ верстахъ отъ Ростова Великаго, по дорогѣ въ Ярославль, — тамъ, гдѣ теперь зпштатный Варницкій монастырь(2). Родители, «бояре знатные», повидимому, жили просто, были люди тихіе, спокойные, съ крѣпкимъ и серьезнымъ складомъ жизни. Хотя Кириллъ не разъ сопровождалъ въ Орду князей Ростовскихъ, какъ довѣренное, близкое лицо, однако самъ жиль небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднѣйшаго помѣщика и говорить нельзя. Скорѣй напротивъ, можно думать, что домашній бытъ ближе къ крестьянскому: мальчикомъ Сергія (а тогда — Варѳоломея) посылали за лошадьми въ поле. Значитъ,

 

// 5

 

онъ умѣлъ и спутать ихъ, и обратать. И подведя къ какому–нибудь пню, ухвативъ за чолку, вспрыгнуть, съ торжествомъ рысцою гнать домой. Быть можетъ, онъ гонялъ ихъ и въ ночное. И конечно, не былъ барчукомъ.

Родителей можно представить себѣ людьми почтенными и справедливыми, религіозными въ высокой степени. Извѣстно, что особенно они были «страннолюбивы». Помогали бѣднымъ и охотно принимали странниковъ. Вѣроятно, въ чинной жизни странники — то начало ищущее, мечтательно–противящее обыденности, которое и въ судьбѣ Варѳоломея роль сыграло.

Есть колебанія въ годѣ рожденія святого: 1314 — 1322(3). Жизнеописатель глухо, противорѣчиво говоритъ объ этомъ. И яснѣй — о чудесахъ, сопровождавшихъ приходъ праведника. Въ одно изъ воскресеній, по его разсказу, мать пришла къ обѣднѣ, стала вмѣстѣ съ женщинами, въ притворѣ. Началась Литургія. Незадолго до чтенія Евангелія, вдругъ, среди тишины и молчанія, младенецъ крикнулъ у нея во чревѣ. Многіе обратили на это вниманіе.

На херувимской вскрикнулъ онъ еще сильнѣе, а когда священникъ возгласилъ «вонмемъ! Святая святымъ!» — то при новомъ крикѣ младенца мать едва не упала отъ страха и начала плакать. Въ церки слышали эти крики. Женщины спрашивали ее, гдѣ–же ребенокъ, но она въ крайнемъ смущеніи могла только заявить, что ребенокъ не съ ней, а въ ней. Случай этотъ сильно подѣйствовалъ на Марію. Она дала обѣтъ, если ро

 

// 6

 

дится дитя мужскаго пола, посвятитъ его служенію  Богу.

3 мая у ней родился сынъ. Священникъ далъ ему имя Варѳоломея, по дню празднованія этого святого.

Особенный оттѣнокъ, отличающій его, продолжаетъ лежать на ребенкѣ.

«Когда матери случалось насыщаться мясной пищею, то младенецъ не бралъ сосцовъ ея, то–же повторялось, и уже безъ причины, по средамъ и пятницамъ».

Мать сначала безпокоилась, думая, что онъ нездоровъ. Но ребенокъ былъ и веселъ, и покоенъ. Тогда Марія, присмотрѣвшісь, бросила совсѣмъ мясную пищу. Онъ–же бралъ охотно грудь, кромѣ среды и пятницы.

Семи лѣтъ Варѳоломея  отдали учиться грамотѣ, въ церковную школу, вмѣстѣ съ братомъ Стефаномъ. Стефанъ учился хорошо. Варѳоломею же наука не давалась. Какъ и позже Сергій, маленькій Варѳоломей очень упоренъ, и старается, но нѣтъ успѣха[1]. Онъ огорченъ. Учитель иногда его наказываетъ. Товарищи смѣются и родители усовѣщаютъ. Варѳоломей плачетъ одиноко, но впередъ не двигается.

И вотъ, деревенская картинка, такъ близкая, и такъ понятная черезъ шестьсотъ лѣтъ! Забрели куда–то жеребята (4), и пропали. Отец послалъ Варѳоломея ихъ разыскивать. Навѣрно, мальчикъ ужъ не разъ бродилъ такъ, по полямъ, въ лѣсу, быть можетъ, у прибрежья озера ростовскаго, и кликалъ ихъ, похлопывалъ бичемъ,

 

// 7

 

волочилъ недоуздки. При всей любви Варѳоломея къ одиночеству, природѣ, и при всей его мечтательности, онъ, конечно, добросовѣстнѣйше исполнялъ всякое — этою чертой отмѣчена вся его жизнь.

Теперь онъ — очень удрученный неудачами — нашелъ не то, чего искалъ. Подъ дубомъ встрѣтилъ «старца черноризца, саномъ пресвитера». Очевидно, старецъ его понялъ.

— Что тебѣ надо, мальчикъ?

Варѳоломей сквозь слезы рассказалъ объ огорченіях своихъ, и просил молиться, чтобы Богъ помогъ ему отдолѣть грамоту.

И подъ тѣмъ же дубомъ сталъ старецъ на молитву. Рядомъ съ нимъ Варѳоломей — черезъ плечо недоуздки. Кончивъ, незнакомецъ вынулъ изъ–за пазухи ковчежецъ, взялъ частицу просфоры, благословилъ ею Варѳоломея и велѣлъ съѣсть.

— Это дается тебѣ въ знакъ благодати и для разумѣнія Священнаго Писанія. Отнынѣ овладѣешь грамотою лучше братьевъ и товарищей.

О чемъ они бесѣдовали дальше, мы не знаемъ. Но Варѳоломей пригласилъ старца домой. Родители приняли его хорошо, какъ и обычно странниковъ. Старецъ позвалъ мальчика въ моленную и велѣлъ читать псалмы. Ребенокъ отговаривался неумѣніемъ. Но посѣтитель самъ далъ книгу, повторивши приказаніе.

Тогда Варѳоломей началъ читать, и всѣ были поражены, какъ онъ читаетъ хорошо. А гостя накормили, за обѣдомъ рассказали о знаменіяхъ надъ сыномъ. Старецъ снова под–

 

// 8

 

твердилъ, что теперь Варѳоломей станетъ хорошо понимать Св. Писанія и одолѣетъ чтеніе. Затѣмъ прибывилъ: «Отрокъ будетъ нѣкогда обителью Пресв. Троицы; онъ многихъ приведетъ за собой къ уразумѣнію Божественныхъ заповѣдей».

Съ этого времени Варѳоломей двинулся, читалъ уже любую книгу безъ запинки, и Епифаній утверждает — даже обогналъ товарищей.

Въ исторіи съ его ученьемъ, неудачами, и неожиданнымъ, таинственнымъ успѣхомъ, видны въ мальчикѣ нѣкоторыя черты Сергія: знакъ скромности, смиренія есть въ томъ, что будущій святой не могъ естественно обучиться грамотѣ. Заурядный братъ его Стефанъ лучше читалъ, чѣмъ онъ. Его больше наказывали, чѣмъ обыкновѣнныхъ учениковъ. Хотя біографъ говоритъ, что Варѳоломей обогналъ сверстниковъ, но вся жизнь Сергія указываетъ, что не въ способностяхъ къ наукамъ его сила: въ этомъ вѣдь онъ ничего не создалъ. Пожалуй, даже, Епифаній, человѣкъ, образованный и много путешествовавшій по –св. мѣстамъ, написавшій житія сввСергія и Стефана Пермскаго, былъ выше его какъ писатель, какъ ученый, но непосредственная связь, живая съ Богомъ, обозначалась ужъ очень рано у малоспособнаго Варѳоломея. Есть люди, внѣшне такъ блестяще одаренные — нерѣдко истина послѣдняя для нихъ закрыта. Сергій, кажется, принадлежалъ къ тѣмъ, кому обычное дается тяжко, и посредственность обгонитъ ихъ — зато необычайное раскрыто цѣликомъ. Ихъ геній въ иной сферѣ.

 

// 9

 

И геній мальчика Варѳоломея велъ его инымъ путемъ, гдѣ менѣе нужна наука: ужъ къ порогу юности отшельникъ, постникъ, инокъ ярко проступили. Больше всего любитъ онъ служы, церковь, чтеніе священныхъ книгъ. И удивительно серьезенъ. Это уже не ребенокъ.

Главное–же: у него является свое. Не потому набоженъ, что среди набожныхъ живетъ. Онъ впереди другихъ. Его ведетъ — призваніе. Никто не принуждаетъ къ аскетизму — онъ становится аскетомъ и постится среды, пятницы, ѣстъ хлѣбъ, пьетъ воду, и всегда онъ тихій, молчаливый, въ бохожденіи ласковый, но съ нѣкоторой печатью.одѣтъ скромно. Если–же бѣдняка встрѣтитъ, отдаетъ послѣднее.

Замѣчательны и отношенія съ родными. Конечно, мать (а можетъ, и отецъ), давно почувствовали въ немъ особенное. Ей–ли, имѣвшей знаки до рожденія его, и внутренно отдавшей его Богу, не почувствовать? Но вотъ, казалось, что онъ слишкомъ изнуряется. Она его упрашиваетъ не насиловать себя. Онъ возражаетъ. Можетъ быть, изъ за его дареній тоже выходили разногласія, упреки (лишь предположеніе): но какое чувство мѣры! Сынъ остается именно  послушнымъ сыномъ, житіе подчеркиваетъ это, да и факты подтверждаютъ. Находилъ Варѳоломей гармоничность, при которой былъ самимъ собой, не извращая облика, но и не разрывая съ тоже,очевидно, ясными родителями. Въ немъ не было экстаза, какъ во Францискѣ Ассизскомъ. Если–бы онъ былъ блаженнымъ, то на русской почвѣ

 

// 10

 

это значило–бъ: юродивый. Но именно юродство ему чуждо. Живя, онъ съ жизнію, семьей, духомъ роднаго дома и считался, какъ и съ нимъ семья считалась. Потому къ нему непримѣнима судьба бѣгства и разрыва.

А внутренно, за эти годы отрочества, ранней юности, въ немъ накоплялось, разумѣется, стремленіе уйти изъ міра низшаго и средняго въ міръ высшій, міръ незамутненныхъ созерцаній и общенья непосредственнаго съ Богомъ.

Этому осуществиться надлежало ужъ въ другихъ мѣстахъ, не тамъ, гдѣ проходило дѣтство.

 

// 11

 



[1] В тексте ошибочно без запятой.