Фонд № 754

Г. В. Адамович                              Адамович,

Картон № 2                          Георгий Викторович

Ед. хран. № 25

 

                                      Б. К. Зайцев — некролог

                   [1971]

                   Машинопись с авторской правкой.                       2 лл

Общее кол-во

листов

2

// картон

 

Борис Константинович Зайцев скончался в возрасте, который можно без натяжки назвать преклонным: ему было больше девяноста лет. Однако смерть его была неожиданной для всех лично знавших его и вероятно даже для тех, кто встречал его только на русских литературных вечерах в Париже. В самом деле он казался еще бодрым, здоровым, он неизменно, и повидимому с большой охотой, председательствовал на литературных собраниях, произносил содержательное вступительное слово, — например[1] еще совсем недавно на собрании, посвященном памяти Достоевского, — и ничто, как будто не предвещало его близкого конца. Ничто, кроме именно возраста. Когда человеку пошел девятый десяток, каждый его день должен бы считаться льготным, чем то вроде подарка судьбы, и не следует об этом забывать.

Борис Константинович был вероятно старейшим русским писателем, по крайней мере среди[2] тех, кто еще больше полвека тому назад составил себе имя и приобрел известность. В последние свои годы, после того, как в эмиграции скончались Бунин, Ремизов, Шмелев и другие, после того, как в Москве умер его сверстник Корней Иванович Чуковский, он был окружен особым ореолом и внушал нам уважение, которое основано было не только на его таланте и заслугах. Нет, Борис Константинович был едва ли не последней нашей живой связью с великим русским литературным прошлым, был последним наследником и непосредственным преемником этого несравненного прошлого. Его первый рассказ, — если не ошибаюсь «Отец Кронид», — появился в печати в 1901 году и с тех далеких, почти баснословных пор имя его мелькало в печати постоянно. Мелькало и хочется добавить, украшало печать. А последняя его статья, озаглавленная «Дни» и написанная к стопятидесятилетию со дня рождения Достоевского, появилась в Парижской газете «Русская мысль» с месяц, или немногим больше, тому назад, и не заметно было в ней ни[3] старческого колебания в суждениях, ни упадка в стиле, во владении языком. Был тот же стиль, сохранивший свой прежний внутренний строй, была та же лирическая, меланхолически-певучая проза, та же, что[4] и в рассказах или статьях написанных в юности. Зайцев остался Зайцевым, и не к чему было искать подписи под статьей, чтобы узнать, кто ее автор: нельзя было не уловить, не почувствовать, не понять этого сразу, с первых же строк,[5]

// л. 1

 

<не>которая сухость тона правда непривычная, некоторая убыль лиризма была сочтена иными критиками признаком перелома в творчестве писателя.

Лично я, должен признаться, в подлинно близких отношениях с Борисом Константиновичем никогда не был и навещал его редко. Было знакомство, не было дружбы, — в противоположность моим отношениям с Иваном Алексеевичем Буниным или с Зинаидой Николаевной Гиппиус, людьми при его поколения.

// л. 2



[1] например вписано.

[2] Вместо: среди — было: из

[3] Далее было: какого-либо

[4] Вместо: та же, что — было: как

[5] с первых же строк, вписано.