Фонд
№ 754
Г. В. Адамович Адамович,
Картон
№ 2 Георгий
Викторович
Ед.
хран. № 24
Речь на юбилейном
вечере Б. К. Зайцева.
1966.
Черновой автограф. 6 лл.
<Картон>
1)
Сегодня у нас не обычный лит.[1]
вечер, а <нрзб.> редкий,
большой[2]
литер.[3]
праздник. И до меня, и после меня говорили и будут говорить о творчестве Б. К.
З.[4]
в порядке индивидуальном, — конечно это правильно, конечно творчество
Б. К.[5]
полностью заслуживает того, чтобы к завершению его пути было обращено на него
пристальное и благодарное внимание и были подведены его итоги.
Но не менее правильно
и другое. Не менее необходимо сказать, что З.[6]
дорог нам не столько, как художник, написавший такое <нрзб.> повести и романы, а как последняя наша живая связь с
болью великой русской литературой. А если я говорю «великая русск.[7]
литература», но мог бы сказать и иначе: связь с лучшим, что Россия вообще дала.
Потому, что если было какое-то русское чудо, почти внезапно,[8]
возникшее и вот-вот готовое навсегда оборваться, но это именно наша литература,
«в ???? как сказал Поль Валерии. Мы восхищаемся — и Европа восхищается
вместе с нами некоторыми созданиями русской музыки, порой быть даже отдельными,
редкими произведениями русского изобразит.[9]
искусства, — но я думаю, все должны б.[10]
признать, вдумываться, вслушиваться, вглядываться, что ни русская музыка, ни
русск. изобр.[11]
искусство не достигают духовного уровня русской литературы. Сейчас мы бережем
ее наследие, стараемся по мере сил остаться ей верной, и потому присутствие
среди нас писателя, который был плотью от плоти ее в те дни, когда еще сравнительно высоко стояло солнце ее,
служит каким-то оплотом, защитой от срыва и м. б.[12]
даже предостережением. Это чувство было у Чехова но относительно к
Толстому — Ч.[13]
говорил после[14]
Т.[15]
и все пойдет к
// л. 1
2)
чорту», — похожее это чувство было у нас
но относительно к Бунину, и теперь возникло в отношении Зайцева. Надо что-то
вернейшее и что было достоянием России, — удержать, надо что-то
единственное и незаменимое передать будущим поколениям. Ведь Зайцев начал писать,
когда еще полон сил был Чехов, когда только что вышло великое «Воскресение»
Толстого, непонятое и недооцененное современниками, он полной грудью дышал тем
воздухом, которым все труднее дышали мы, — п.[16]
что воздух этот уже крайне разряжен, — [17]
Если[18]
спросить его «что он знает, чего уже не знаем мы», Б. К.[19]
вероятно в недоумении развел бы руками. Но безотчетно он хранит, он знает то,
что мы не знаем, и нас сегодняшний вечер оттого и представляет собой праздник,
что вместе с прекрасным писателем и чествуем и драгоценные традиции которые
могут окончательно оборваться. Кроме того я хочу совсем коротко коснуться и
другого, при чем об этом говорить надо бы осмотрительно, чтобы не впасть в
эмигрантское самоупоение и бахвальство[20].
Эти мысли мне всегда приходят в голову при чтении стихов Анны Ахматовой, и мне
жаль, что во время недавнего ее пребывания в Париже как то не вышло с ней об
этом разговора. Но разве можно было представить, что эта встреча последняя?
Единственное что меня как-то коробит и смущает у Ахм.[21]
это ее настойчивое, демонстрат.[22]
стремление возвести себе в заслугу то, что она осталась в России, сделала себе
из этого какой-то пьедестал. Она писала об этом еще в начале революции, в
прекрасном стихотворении о голосе, который звал ее:
Оставь…
и
этой речи недостойной она не стала слушать.
// л. 2
3)
Писала Ахматова об этом и совсем недавно во
вступлении к «Реквиему»
Нет, и не под…
Это вопрос больной и
спорный, и решит его только будущее. Будущее вероятно скажет, что правда может
быть и на той, и на другой стороне: можно было остаться, можно было и уехать.
Но во всяком случае, если говорить о правоте, то речь вовсе не о «защите чуждых
крыл». Сначала, правда, было б???: явление исторически случайное. Потом —
????мало по малу[23]
превратилось в эмиграцию, явление исторически необходимое, исторически
оправданное, — и опять скажу, не впадая ни в какое эмигрантское
самоунижение, надо эту необходимость, эту оправданность признать: признать во
имя России. Теперь эмиграция кончается, нечего на это закрывать себе глаза, но
она была необходима, и что 40 или 50 лет Россия оставалась в России молчала или
за редкостными исключениями, говорила то, что ее недостойно и для нее духовно и
умственно унизительно. Я не политику имею в виду. У нас здесь не было ни
Пушкина, ни Льва Толстого, но без злобы, без жажды мести, без затаеннаго
желания вернуть утраченныя сожаления и материальные преимущества мы
здесь — я говорю о русской литературе здесь, вне России,[24]
пытаемся остаться на истинном русском духовном уровне, и оглядываясь на прожитыя
здесь полвека, хочется с уверенностью сказать, что все таки это было
достигнуто. Да, было мало мелкого,
// л. 3
4
досадного, внушенного тоской о прежнем
привольном житье-бытье, но в эти годы в эти десятилетия[25]
страшного русского молчания — какого-то духовного затмения[26]
и исчезновения России, — было не мало и такого, что должно было быть
написано и сказано. Мы не для того прожили полжизни, и конечно, умрем но умрем
не затем, чтобы быть «под защитой чуждых крыл», высокомер.[27]
поглядывать и издеваться над тем, что делается там. Быть вольным[28]
исторический долг, и будущее должно будет это признать. Но может быть, чтобы
оно этого не поняло и увидело. Если б.[29]
я хотел развить свою мысль, пришлось б.[30]
перечислять имена и названия и мне не хватило б.[31]
и нескольких часов.
Но надеюсь, мысль ясна
и так. Б. К. З.[32]
наприм.[33]
не мог б.[34]
написать в России то, что написал он здесь. А это было такое же насущное дело,
такая же судьба своему народу, — только по другому понятая — как и
пребывания со своим народом в несчастии. Такой вечер, как сегодня, есть
основание считаться русским праздником, а что он происходит под чуждым
небосводом, в этом виновата история, которая и разберет[35]
в конце концов все наши раздоры и обнаружит правду и[36]
истину в том, и теперь может казаться[37]
ошибочно и заблуждение. Ни у Б. К. З.[38],
ни у остальн. русс.[39]
людей, нет ни гордости ни чванства, но нет и не может быть основания считать
себя в богоотступничествѣ же, кто в несчастии и по ахм.[40]
выражению — оставался со своим народом. На мой взгляд то что я сказал в
двух словах, самое верное и то, что сейчас надо б.[41]
сказать.
// л. 4
Какое место занимает
он в истории литературы нашего века? Судить об этом еще рано, да <нрзб.> рано еще и подв.[42]
итог его творчеству. Борис Константинович, <нрзб.> он не считал себя <несколько
нрзб.> и великим русс.[43]
писателем, <нрзб.>[44] с Тол.[45],
с Гоголем, с Дост.[46],
он вел свою[47]
родословную скорее от Тургенева, а если углубил <нрзб.>, то несколько в духе <нрзб.> поэзии Жуковского <несколько
нрзб.>[48].
Стихов Зайцев не писал, и в форме <нрзб.>
близок к Жук.[49]
<нрзб.>
не был. Но духовная близость к ней
[1] лит<ературный>
[2] большой вписано.
[3] лит<ературный>
[4] Б<ориса> Н<иколаевича>
З<айцева>
[5] Б<ориса> З<айцева>
[6] З<айцев>
[7] русск<ая>
[8] Далее
было: почти
[9] изобразит<ельного>
[10] б<удут>
[11] русск<ое> изобр<азительное>
[12] м<ожет> б<ыть>
[13] Ч<ехов>
[14] Вместо:
после — было: вот умрет
[15] Т<олстой>
[16] п<отому>
[17] Далее
было: но
[18] Вместо:
Если — было: если
[19] Б<орис> К<онстантинович>
[20] Далее
было: явление крайне печальное.
[21] Ахм<атовой>
[22] настойчивое, демонстрат<ивное> вписано.
[23] мало по малу вписано.
[24] Далее
было: все-таки
[25] эти десятилетия вписано.
[26] затмения вписано.
[27] высокомер<но>
[28] Далее
было: <нрзб.>
[необход]
[29] б<ы>
[30] б<ы>
[31] б<ы>
[32] Б<орис> К<онстантинович>
З<айцев>
[33] наприм<ер>
[34] б<ы>
[35] Вместо:
разберет — было: рассудит
[36] правду и вписано.
[37] Далее
было начато: хот
[38] Б<ориса> К<онстантиновича>
З<айцева>
[39] остальн<ых> русс<ких>
[40] ахм.<атовскому>
[41] б<ы>
[42] подв<одить>
[43] русс<ким>
[44] <нрзб.> вписано.
[45] Тол<стым>
[46] Достоев<ским>. Вместо: Гоголем, с Дос<тоевским> — было: с Дос<тоевским>, с Гоголем
[47] Далее было вписано: худож
[48] <несколько нрзб.> вписано.
[49] Жук<овскому>