<Рукой писца>

/+[1]/

28 Марта /18[2]/67 /г.[3]/.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[4]]

Сестра о Господѣ /N/ [Александра[5]]!

Въ письмѣ отъ 8 Марта пишешь, что на сырной недѣлѣ ты пребывала въ такомъ, по твоему мнѣнію, благоугожденіи Господу, что и на полъ часа тебѣ было тяжело заняться чѣмъ–либо кромѣ памяти о Господѣ и чтенія св. книгъ. На первой же недѣлѣ поста, послѣ такаго твоего духовнаго утѣшенія, наступила сильная /плотская/ брань, а потомъ томленіе душевное. Спрашиваешь меня: отъ чего это могло случиться? Причины сему сама ты выставляешь въ письмѣ своемъ. Первая: безразсудное /сомнѣніе и/ смущеніе, что не вынесешь постъ, какъ должно, а потомъ ропотъ на Господа. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ, что всѣ немощи человѣческія терпитъ Богъ; человѣка же, [всегда] ропщущаго не терпитъ/,[6]/ чтобы не наказать его. Вторая причина возставшей на тебя /этой/ брани[:]/ —[7]/ самочинный постъ. Пока жила ты сама по себѣ, /ч/то ты ни дѣлала, по нуждѣ все сходило съ рукъ: Господь снисходилъ безтолковому твоему усердію и безразсудству. Если же имѣть духовное отношеніе /къ кому–либо/, то уже не слѣдуетъ по своей волѣ проходить или брать на себя безразсудные подвиги, вопреки полученн[ой]/аго/ /[или] благословенія или/ [заповѣди] /совѣта/; и этимъ не только нельзя угодить Богу, но такое /самочиніе/ не остается безнаказаннымъ, а навлекаетъ на человѣка [см]/иск/ушеніе. Описываешь, какъ прежде въ подобномъ случаѣ постъ(*) тебѣ помогъ, и просишь благословить тебѣ взяться опять за тоже, если брань не отойдетъ. — Св. Іоаннъ Лѣствичникъ пишетъ: «кто однимъ воздержаніемъ брань сію укротить покушается, тотъ подобенъ плывущему одною рукою, и хотящему выплыть изъ моря; а /вотъ указано/ въ другомъ мѣстѣ[:] /имъ настоящее средство:/ если сопряжешься съ послушаніемъ, то тѣмъ самымъ отъ нея /(т. е. брани плоти)/ разрѣшишься; если стяжешь смиреніе то тѣмъ отсѣчешь главу ея». А у тебя постъ соединенъ съ высокоуміемъ и преслушаніемъ: какая же можетъ быть отъ того польза? При слабомъ твоемъ здоровьѣ безразсудные и самочинные подвиги могутъ только до конца разстроить тебя и сдѣлать ни къ чему не потребною; а отъ брани можешь получить облегченіе только смиреннымъ покаяніемъ, и смиреннымъ призываніемъ помощи Божіей, при послушаніи /и умѣренномъ воздержаніи/. Повторяю: что прежде сходило съ рукъ, когда жила сама по себѣ, теперь уже не идетъ. Духовное отношеніе /къ кому–либо/ нельзя соединять съ своею волею, — а выбирай любое, одно изъ двухъ. Уксусъ и молоко порознь хороши, и на своемъ мѣстѣ полезны; а слить ихъ вмѣстѣ, выйдетъ бурда, ни къ чему не годная. Такъ и самочиніе и своеволіе — съ духовнымъ отношеніемъ и послушаніемъ не совмѣстимы; а надо держаться одного изъ двухъ.

Далѣе: послѣ всего, что тебѣ было писано мною, ты упорно стоишь на своемъ, — не хочешь писать роднымъ; а между тѣмъ, по причинѣ твоего молчанія [ты] они не только огорчаются на тебя, но и тебѣ денегъ не высылаютъ, и между [тѣмъ] /собою/ не могутъ кончать дѣла, такъ что черезъ тебя выходитъ общая непріятность. Ну не безразсудная ли, и не упрямая ли ты? Писала ты мнѣ не разъ о какой–то довѣренности; но ни разу не объяснила толкомъ, какаго рода довѣренность отъ тебя требуется. Какъ прежде писалъ я тебѣ, такъ и еще повторяю, что дѣльную и основательную довѣренность слѣдуетъ послать, если того требуютъ семейныя ваши обстоятельства. Ты оправдываешься тѣмъ, то обѣщала /не/ писать роднымъ. Древніе отцы отъ всего родства отрекались, но за то ни у кого ничего не просили, а питались травами и зельями, или отъ труда рукъ своихъ. Если ты можешь подражать имъ, ни кого ни о чемъ не просить, [и при это<мъ>] работать, и питаться отъ труда своихъ рукъ, или пожалуй если можешь питаться воздухомъ, и при этомъ быть мирною, не роптать, и никого не укорять и не обвинять; если можешь все это сдѣлать, тогда и держись за свое обѣщаніе. А если не можешь, то сознайся въ своей немощи /и въ неразсудно данномъ обѣщаніи/ и смиренно проси у Господа прощенія: «Господи! солгала я окаянная! обѣщала, чего не могу исполнить! Прости мя грѣшную». Спрашиваешь: кому лучше угодить, Богу, или людямъ? Но ты, упорно держась за свое безразсудное обѣщаніе, людямъ досадишь, а Богу этимъ не угодишь. Безразсудно, не только обѣщался, но и клялся Иродъ, — а исполнивши клятву, все таки называется беззаконнымъ. А если бы покаялся, что безразсудно поклялся, — то нарушеніемъ /[этой]/своей/ безразсудной/ клятвы оправдался бы предъ Господомъ /чрезъ покаяніе и смиреніе/. — Если безразсудное обѣщаніе, будучи исполнено, никого не спасетъ; то тѣмъ болѣе находящіеся въ духовномъ отношеніи, если упорно нарушаютъ данный имъ благонамѣренный совѣтъ, въ этомъ не могутъ оправдаться тѣмъ, что обѣщали /безразсудно/ то и то.

Еще пишешь, что всегдашняя твоя мысль — какъ бы угодить Господу. Сама ты не видишь, въ какомъ искушеніи находишься, и какъ у тебя все извращается. Людямъ много согрѣшившимъ не объ угожденіи Господу надо думать, а сперва о /покаяніи и/ полученіи прощенія и помилованія. Если же хочешь угодить Господу, то знай что нельзя Ему угодить безразсудствомъ, и упорствомъ, и ропотомъ, на всѣхъ, даже на Самого Господа, а должно угождать Ему смиреніемъ, /и смиреннымъ покаяніемъ/, и покорностію, и разсужденіемъ, — или же, если кто самъ не можетъ разсудить здраво, то послушаніемъ къ тому, къ кому относишься.

У тебя же во всемъ впереди своя воля. Читаешь ежедневно молитву Господню: да будетъ воля Твоя; а между тѣмъ настроена такъ: да будетъ воля моя. И на Господа ропщешь, что не исполняетъ по твоему; о чемъ св. Апостолъ пишетъ: просите и /не/ пріемлете, зане злѣ просите[8]. — Не замѣчаешь ты, что ты стремишься исполнять волю общаго нашего врага, который чрезъ безразсудные подвиги хочетъ разстроить послѣднее твое здоровье, доколотить тебя, и вм[е]/ѣ/стѣ съ тѣмъ поставить тебя въ такое положеніе, чтобы ты ни отъ родныхъ, ни отъ [родныхъ] /другихъ/ не имѣла помощи, [ни] чтобы не могла жить и въ монастырѣ, — и такимъ образомъ сдѣлавъ тебя ни къ чему не потребною, ввергнуть въ ропотъ и отчаяніе. Вотъ чего хочетъ врагъ /рода человѣческаго/. Подумай, — и постарайся, чтобы вмѣсто мнимаго /твоего/ благоугожденія Господу, ты не угождала врагу, ищущему твоей погибели. Повторяю, ты находишься въ большомъ искушеніи.

Двойное келлейное правило исполнять тебѣ дозволено только въ такомъ случаѣ, когда, [пр] /по/ совершеніи всего остается еще сила и время; а при немощи довольно совершить ея однажды.

Желаю тебѣ свѣтлый праздникъ Воскресенія Христова встрѣтить въ мирѣ и смиреніи и радости духовной. — Господь да проститъ тебя въ невольныхъ твоихъ согрѣшеніяхъ, и да утвердитъ на будущее время, и да сохранитъ отъ ловительства вражія чрезъ прелестныя его внушенія и дѣйствія. /по–средѣ бо сѣтей ходимъ. Почему и да трезвимся.

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[9]/

Отцу Пимену во весь постъ что то нездоровится.

Келлейную можешь вразумлять только въ такомъ случаѣ, если можешь это дѣлать въ мирномъ духѣ; въ противномъ же случаѣ лучше оставить [ее], и заботиться о созиданіи своей храмины душевной. Также о принятіи таинства /не сомнѣвайся/, не ропщи; а Бога благодари, что сподобилась сего.

/Гр.<ѣшный> Ам<вро>сій.[10]/

 

 

 

<Рукой писца>[11]

/+[12]/

/1 Августа 67 г.[13]/

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[14]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![15]]

Давно не писалъ я тебѣ. Много тому причинъ. Первая и главная — всегдашняя моя болѣзнь. Въ послѣднее время изнемогалъ я до такой крайности, что нѣсколько разъ долженъ былъ прекращать вовсе пріемъ /посѣтителей/ дня на три. Вторая причина моего молчанія — обычный недосугъ, и посѣтители, которые постоянно отрываютъ меня отъ занятій письмами[,]/./ [к]/К[16]/ъ тому же, я нѣсколько недѣль сидѣлъ безъ писаря, такъ какъ обычный мой писарь[,] отлучался, ѣздилъ въ деревню къ роднымъ. Но сверхъ всего этого, не множко виновата и ты сама, — долго не писала мнѣ. Въ отвѣтъ на мое письмо отъ 25го Марта, хотя я въ Апрѣлѣ и получилъ отъ тебя письмо, но такое коротенькое, что изъ него ничего положительнаго нельзя было заключить. Письмо же твое отъ 9го Мая гдѣ–то пролежало; на немъ штемпель: «Борзна 8го Іюня»; до насъ же дошло оно только 13го Іюня, т. е. я получилъ его въ самое неудобное и трудное для меня время, когда былъ и боленъ и безъ писца. На послѣднее же письма твое письмо[17] отъ 1го Іюля вотъ уже нѣсколько недѣль все собираюсь отвѣчать, и съ трудомъ едва теперь собрался написать хоть кое что; потому что не знаю, буду ли имѣть возможность отвѣчать и сегодня на всѣ твои вопросы подробно. Вообще замѣчу тебѣ, что ты все развѣтвляешь путь благочестія. Путь сей — простой; а у тебя выходитъ все какъ–то и сложно и мелочно; ты все заботишься о мелочныхъ подробностяхъ и правилахъ. Я уже и говорилъ, и писалъ тебѣ, и опять повторяю, что, по словамъ Св. Іоанна Дамаскина, больные и слабые, касательно внѣшнихъ трудовъ и подвиговъ, должны трудиться сколько могутъ, соображаясь /и/ съ немощію своею /и съ силами своими, а затѣмъ/, [а] главное для нихъ правило состоитъ въ благодарности и смиреніи, т. е. /чтобы/ посылаемыя имъ болѣзни и немощи сносить не только безъ ропота, но и благодарить Бога за все, а въ своей неисправности смиряться передъ Господомъ и людьми.

Въ письмѣ отъ 9го Мая спрашиваешь: неужели людямъ много согрѣшившимъ нельзя заботиться объ угожденіи Богу? Всѣмъ не только можно, но и должно заботиться о[бъ] благоугожденіи Господу. Но чѣмъ благоугождать Ему? Прежде всего покаяніемъ и смиреніемъ. Но тебѣ это мало. Ты хочешь Господа имѣть своимъ должникомъ. Ты пишешь: «Господь для меня все сдѣлалъ, /а/ я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому долженъ, то не заплативши долга нельзя затѣвать подарки. Такъ и мы, прежде всего должны заботиться объ уплатѣ грѣховнаго долга посредствомъ смиреннаго покаянія, которое не совершается до самаго гроба. — Но ты спрашиваешь: «развѣ при /исповѣди и/ постригѣ не прощаются всѣ прежніе грѣхи? и нужно–ли до смерти каяться на молитвѣ въ прежнихъ грѣхахъ и вспоминать ихъ, или же предать ихъ забвенію и не смущать мысли прежними дѣлами?» Тебѣ уже было говорено, что о плотскихъ /грѣхахъ/ никогда не слѣдуетъ вспоминать въ подробностяхъ, /особенно же/ на молитвѣ [же и вообще] не слѣдуетъ исчислять по виду [разные] /подобные/ грѣхи; но должно вообще считать себя грѣшнымъ и неоплатнымъ должникомъ предъ Господомъ. Св. Апостолъ Павелъ сподобился получить не только прощеніе грѣховъ но и Апостольское достоинство, а все таки причислялъ себя къ грѣшникамъ, /глаголя/: отъ нихже первый есмь азъ. — При томъ должно знать, что грѣхи прощаются не однимъ исповѣданіемъ оныхъ, но потребно и довлетвореніе. Разбойнику на крестѣ Самъ Господь сказалъ: днесь со Мною будеши въ раю. Но и послѣ сего обѣтованія,

разбойник[у]/ъ[18]/ не тотчасъ и не безтрудно перешелъ въ райское наслажденіе, а сперва долженъ былъ претерпѣть пребитіе голеней. Такъ и мы, хотя прежніе грѣхи намъ при таинствѣ исповѣди, и при принятіи монашескаго образа и прощены, но Божію епитимію за нихъ должны понести, т. е. потерпѣть болѣзни, и скорби неудобства, и все, что Господь посылаетъ намъ къ очищенію нашихъ грѣховъ. — Еще должно помнить Евангельское слово Самаго Господа: Милости хощу, а не жертвы, т. е. чтобы благоугодить Господу нужно болѣе всего заботиться чтобы не осуждать другихъ, и вообще имѣть снисходительное расположеніе къ ближнимъ.

 

/+[19]/

Теперь, сколько могу, напишу и на твои вопросы. — Готовясь къ причастію должно употреблять (кромѣ болѣзни) пищу безъ масла; наканунѣ причастія послѣ повечерія ничего не вкушается. Въ другіе дни, послѣ всенощной, здоровые и крѣпкіе также ничего н[и]/е/ /должны/ вкуша[ютъ]/ть/; а слабые и немощные да соображаются съ своею немощію: если могутъ, пусть потерпятъ; а если [тяжело] /не могутъ/ пусть /вкушаютъ мало и/ смиряются за /это/ и за /немощныхъ и/ неисправныхъ себя и считаютъ. Передъ всенощной, ходить ли къ повечерію, когда оно бываетъ отдѣльно, — въ этомъ соображайся съ силами[, и съ усердіемъ т]/с/воим[ъ]/и/. Послѣ всенощной, когда она отходитъ поздно, можно прочитать конецъ молитвъ на Сонъ грядущимъ (Владыко человѣколюбче, неужели /мнѣ/ одръ сей…) Каноны же можно вычитать прежде всенощной, сколько успѣешь.

Думаю, что постригъ и казначейство едва ли тебѣ будутъ скоро предлагать, а потому и заботиться объ этомъ много не должно. — Денегъ на вкладъ въ монастырь и на уплату долговъ можешь прямо попросить. — Пишешь, что слова мои, что ты стремишься исполнить волю общаго нашего врага, сильно поразили тебя. Но слова эти были не просто сказаны; прочти еще разъ, къ чему они относились. Еще бы чтонибудь написалъ, но некогда; а откладывать до другой почты не хочется. Испрашиваю на тебя Божіе благословеніе и желаю тебѣ всего благаго.

/Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[20]/

[1 Авг.<уста> — 67.[21]]

 

 

 

<Рукой писца>[22]

/+[23]/

/10 Октября 67 г.[24]/

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[25]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![26]]

Письмо твое отъ 23го Августа получилъ въ свое время. Но ты сама видѣла прошлаго года, какое у насъ въ Сентябрѣ бываетъ огромное стеченіе народа /къ памяти Батюшки О. Макарія;/ и въ нынѣшній годъ я въ это время былъ отягощенъ посѣтителями паче мѣры; а твои письма требуютъ обстоятельнаго отвѣта: кое–что написать, тебя этимъ не удовлетворишь, а писать много до селѣ не имѣлъ ни силъ, ни времени. Впрочемъ, не знаю, буду ли и теперь имѣть возможность отвѣчать удовлетворительно на всѣ твои вопросы.

Пишешь: «простите мнѣ, что я ничего Вамъ радостнаго не пишу: все грѣхи, да немощи; ни разу не утѣшу Васъ въ исправленіи какомъ либо». Пиши о немощахъ своихъ; этимъ ты меня болѣе всего утѣшишь. Какія либо высокія исправленія не твоей мѣры; покаяніе же выше[г] всего, и нужнѣе всего для всякаго человѣка, и утѣшительнѣе для другихъ, нежели повѣданія о мнимыхъ собственныхъ добродѣтеляхъ.

Описываешь брань, какую испытываешь въ теченіе полугода, и недоумѣваешь, за что попущена тебѣ такая сильная брань. Спрашиваешь: не прогнѣвала ли теперь опять чѣмъ либо Бога, смертно чѣмъ согрѣшила? [Но т]/Т/еперь /хотя бы и не согрѣшила,/ а надо потерпѣть и за старые грѣхи. Марія Египетская въ пустыни 17 лѣтъ боролась со страстьми, какъ со звѣрьми. — Говоришь: можетъ быть, это общій путь людей много согрѣшившихъ. Дѣйствительно, путь это общій, но на этомъ общемъ пути каждый человѣкъ испытываетъ /больше или меньше,/ то или другое, по своему устроенію, и по своимъ свойствамъ. Скажу тебѣ примѣръ.

Въ сырую, холодную погоду, по одной и тойже дорогѣ идутъ нѣсколько человѣкъ. Здоровый озябнетъ, да и только. У кого /же по/слабѣе здоровье, /тотъ/ простудится, схватитъ насморкъ, — разболится голова. А человѣкъ болѣзненный /и/ совсѣмъ разболится отъ того, что для здороваго проходитъ безвредно. Такъ разумѣй и о томъ, /о/ ч[то]/емъ/ ты спрашиваешь: такая брань, какую ты описываешь, — (и напримѣръ, что ты испытываешь стоя въ церкви), это признакъ глубокой немощи. Облегчается эта брань смиреніемъ; а усиливается отъ высокоумія и гордости. — Отъ высокоумія и гордости происходятъ тревожащіе тебя хульные помыслы. Высокоуміе видно и въ томъ, что ты думаешь, что ты любишь Бога. Ты еще не любишь Бога, а только думаешь, что любишь Его. Кто Бога любитъ, тотъ имѣетъ и къ ближнему любовь: любы же по апостольскому слову, долготерпитъ, милосердствуетъ, любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ, вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ. (1 Кор. 13, 4—7). Кто любитъ Бога, хотя бы тысячу оскорбленій въ день ему наносили, не раздражается, и не сердится, не теряетъ внутренняго мира; съ нимъ не бываетъ, что вдругъ внутри все вспыхнетъ, такъ что отъ смущенія и молиться не можетъ, какъ это бываетъ съ тобою. — Также изъ самой брани помысловъ, которую ты испытываешь, можешь [ты[27]] убѣдиться, что это тебѣ только кажется, что ты люб[овь]/ишь/ Бог[у]/а[28]/. Святые Отцы представляютъ такой примѣръ: Когда [конопъ[29]] /котелъ/ кипитъ,

 

2.

то никакая гадина, даже никакое малое насѣкомое не можетъ приближиться къ оному, будучи опаляемы горячестію ко[нопа]/тла[30]/; если же огонь угаснетъ, и [конопъ]/котелъ[31]/ остынетъ, то не только насѣкомыя удобно садятся на немъ, но и разные гады смѣло влѣзаютъ, и спокойно лежатъ въ немъ. Такъ и огнь истинной Божественной любви отгон[и]/яе/тъ всякіе нечистые помыслы; а когда подобные помыслы /сильно/ стужаютъ человѣку, то это явный признакъ, что онъ не достигъ еще въ мѣру любви Божіей. —

Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимскій ладонъ куришь; а мира не обрѣтаешь. Святую воду слѣдуетъ пить рѣже; а херувимскій ладонъ не кури. Не поможетъ тебѣ никакой ладонъ, такъ какъ все дѣло въ высокоуміи, отъ котораго усиливаются всѣ твои душевныя брани, и ты лишаешься мира.

Спрашиваешь: какъ лучше, скорбѣть ли о помыслахъ, или не обращать на нихъ вниманія? И то и другое не твоей мѣры: т. е. неслѣдуетъ тебѣ безтолково скорбѣть, /и[32]/ не можешь еще презирать помысловъ[,]/;[33]/ а слѣдуетъ тебѣ со смиреніемъ обращаться къ Богу, и молиться на нихъ. Только во время молитвы должно стараться отвергать всякіе помыслы, и не обращая на нихъ вниманія, продолжать молитву; если же стуженіе помысловъ очень усилится, то опять должно просить противъ нихъ Божіей помощи.

Еще пишешь, что долго не приходило тебѣ въ голову и не было желанія просить Царицу Небесную о заступленіи въ твоихъ браняхъ, и тебѣ кажется, что просить о избавленіи отъ борьбы значитъ отказаться отъ креста монашескаго. Тутъ слѣдуетъ тебя укорить[:]/.[34]/ Ты скорбишь, что рѣдко получаешь отъ меня письма; а какъ ты читаешь ихъ? Исполняешь ли, что тебѣ пишется? Сколько разъ было тебѣ писано, чтобы въ твоей брани молитвенно обращалась ко Господу, просила Его помощи Всесильной, и заступленія Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы; а ты пишешь, что не было желанія просить Царицу Небесную. Тебѣ говорятъ, чтобы просила о помощи Божіей; а ты толкуешь объ избавленіи отъ борьбы. Не избавленія отъ борьбы проси отъ Господа, а помощи и мужественнаго терпѣнія. Взывай ко Господу и къ Матери Божіей съ смиреніемъ, съ глубокимъ сознаніемъ своей немощи, гнилаго своего устроенія, оставивъ высокоумные помыслы о мнимой своей любви къ Богу, тогда силенъ Господь помочь тебѣ, и подать тебѣ облегченіе, по мѣрѣ твоего смиренія.

Еще пишешь, что иногда отъ брани /хульныхъ помысловъ/ не можешь взглянуть на икону. Чтобы помыслы [не разсѣвались] /меньше стужали тебѣ/, можешь изрѣдка /только/ взглядывать на иконы; но должна знать, что иконы только для глазъ /внѣшнихъ, и потому/ стоя /на/ м[???]/ол/итвѣ, мы должны помнить, что предстоимъ предъ Богомъ[;]/./ [и]/И/кону /же/ воображать во умѣ ни /въ/ как[ъ]/омъ/ [не] /случаѣ не/ слѣдуетъ.

Описываешь нѣкоторые свои сны /и видѣнія/. Преп. Маркъ Подвижникъ совѣтуетъ новоначальнымъ монахамъ оставлять [всякік сны] /подобныя вещи/ безъ значенія, не проклиная или не отвергая

 

3.

ихъ, истины ради, и не принимая ихъ, прелести ради. Не вѣрь и ты никакимъ снамъ, не обращай на нихъ вниманія, и не придавай имъ никакого значенія, /и даже старайся не помнить ихъ/ чтобы чрезъ твое довѣріе снамъ врагъ не обольстилъ тебя. Если же преклоняешься вѣрить какому–либо сну, то должно объ этомъ написать мнѣ.

Еще пишешь о пищѣ, что трудно тебѣ привыкать къ тому, чтобы по немногу ѣсть, такъ чтобы послѣ обѣда еще быть голодной. Святые Отцы установили касательно пищи три степени: воздержаніе, чтобы послѣ принятія /пищи/ быть нѣсколько голоднымъ; довольство, чтобы не быть ни сытымъ, ни голоднымъ; и сытость, чтобы ѣсть до сыта, [однако безъ] /но безъ нѣкотораго/ отягощенія. Изъ этихъ трехъ степеней каждый можетъ избирать любую, по своимъ силамъ, и по своему устроенію, — здоровый и больной. Для послѣдняго трудно принимать пищу одинъ разъ въ день.

Пишешь, что матушка твоя обѣщается выдать тебѣ все, что слѣдуетъ тебѣ, но не ранѣе зимы, а теперь не можетъ тебѣ выслать денегъ иначе/,[35]/ какъ по немногу, и /говоритъ/,[36]// что ты сама виновата, что замедлила окончаніе дѣлъ. Это замѣчаніе ея справедливо: вела ты дѣла свои не толково, хотѣла гнать безплотную жизнь. — Боишься, что если попросишь для вкладу, то не получишь ничего. — До зимы недалеко; но во всякомъ случаѣ /можно/ написать теперь матери, сколько тебѣ нужно, чтобы развязаться: не проси для вкладу, а напиши, что имѣешь необходимую [у[37]]потребность въ такой–то суммѣ для нѣкоторой уплаты. Она можетъ перехватить гдѣ–либо, чтобы тебѣ это выслать[(*)[38]]. Касательно же того, въ какой монастырь тебѣ поступить, въ городской, или за–Днѣпровскій, то ты говорила мнѣ, и опять

// л. 17 об.

 

пишешь, чтò слышала отъ Владыки Митрополита: что же рѣшенное перерѣшать? — Въ игуменскомъ–ли корпусѣ жить, или въ новомъ деревянномъ домѣ: живи /съ терпѣніемъ/,[39]// гдѣ придется, и будетъ съ тебя.

Наконецъ скажу тебѣ и о томъ, съ чего ты начинаешь письмо свое, и о чемъ такъ много заботишься, — о твоихъ правилахъ. Старыя твои письма отъискивать и вновь просматривать затруднительно мнѣ; а когда совсѣмъ устроишься въ монастырѣ, напиши или повтори мнѣ, какія тамъ бываютъ службы, и что въ церкви читается, и много ли у тебя будетъ свободнаго времени, и много ли силъ: тогда пожалуй, чтонибудь напишу тебѣ. А теперь ничего не могу назначать. Съ своимъ уставомъ въ чужой монастырь не входятъ; съ своимъ уставомъ и въ монастырь не приходятъ. Главное для тебя, [во всемъ] слушаться /разумно по Бозѣ/ монастырскаго начальства, и прилаживаться къ общимъ порядкамъ; келлейно же совершать въ простотѣ, что можешь, и Господь приметъ и малое правильцо съ смиреніемъ исполняемое. Не въ томъ важност[и]/ь/, какія правила исполняемъ, а какъ ихъ исполняемъ. Ты все скорбишь въ недоумѣніи, что /мо[40]/жетъ быть не такъ дѣлаешь. Св. Лѣствичникъ говоритъ, что сомнѣваться и долго пребывать въ недоумѣніи о чемъ либо есть признакъ гордой и славолюбивой души. Пишешь: и на здоровыхъ нападаетъ лѣнь и немощь. Но здоровый можетъ понудиться; больной же если сверхъ силы понудится, бываетъ смущеніе на смущені[я]/е/, по словамъ Св. Исаака Сирина. Больному набрать себѣ разныя правила значитъ никогда не хотѣть выйдти изъ смущен[ія]/наго/ /состоянія/. Ты меня часто спрашиваешь, а словамъ моимъ не внемлешь, и все держишься за свое мудрованіе. Сколько разъ говорилъ и писалъ я тебѣ, что немощному и слабому, какъ говоритъ Св. Іоаннъ Дамаскинъ, необходимѣе всего смиреніе и благодареніе. И Св. Іоаннъ Лѣствичникъ

 

4.

пишетъ: «Ежели кто тѣломъ немощенъ, а содѣлалъ многія согрѣшенія, тотъ да шествуетъ путемъ смиренія, и свойствами его. Инаго бо ко спасенію своему не обрящетъ онъ средства».

Вотъ написалъ я тебѣ, сколько могъ. Прочитывай и прежнія мои письма внимательно, и повозможности старайся и на самомъ дѣлѣ исполнять сказанное въ нихъ.

Получили мы извѣстіе, что изъ Москвы посланы тебѣ деньги /для вкладу/. Получила ли ты ихъ? Разъищи ихъ въ Лаврской конторѣ, /или гдѣ–либо/. — Деньги эти посланы тебѣ отъ одного благодѣтельнаго лица, которое и не знаетъ тебя; а ты молись за нихъ.

/Миръ тебѣ! и Божіе благословеніе!

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[41]/

10го Окт.<ября> — 67

За усердіе твое посланное съ М. [Августою[42]] благодарю. Шапочка и рукавичка обычные получены, а особенные. черные не получены.

 

 

 

 

<Рукой писца>[43]

11 Nоября — 67.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[44]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![45]]

Вскорѣ послѣ отправки моего письма къ тебѣ отъ 10го Октября, была здѣсь дѣвица А[вгуста[46]] изъ Калужскаго монастыря. Я ее не видалъ, потому что въ это время былъ боленъ, и ее больную привозили на короткое время; но чрезъ келлейниковъ она доставила мнѣ посылку твою въ сохранности и цѣлости. Благодарю тебя за твое усердіе къ моей худости. О. Пимену я передалъ назначенныя ему рукавичку и шапочку, и онъ также благодаритъ тебя и посылаетъ тебѣ Божіе благословеніе.

Слава Богу, что получила деньги изъ Москвы. Письменно благодарить за нихъ тебѣ не нужно, а только поминай въ своихъ молитвахъ означенныя имена, какъ я уже писалъ тебѣ.

Въ письмѣ отъ 29 Сентября писала ты, что на девятый день по отправкѣ прежняго твоего письма, ты стоя въ Лаврѣ за обѣдней почувствовала, что письмо твое дошло до меня. Чувство твое обмануло тебя: письма твои отъ 5 Августа я получилъ 13го ч., а отъ 23 Августа — 29го ч.; значитъ, не на девятый день. Ты все отъискиваешь чудесное — въ твоей жизни, и очень этимъ погрѣшаешь. — Писала ты, что, /находясь/ въ тоскѣ, ты молилась Матери Божіей, послать тебѣ издалека кого изъ рабовъ Своихъ изъ какой либо дальней пустыни. Хотя послѣ вышло, какъ будто молитва твоя исполнилась; но такая молитва весьма погрѣшительна, безразсудна, и дерзновенна, и ведетъ къ самообольщенію. Впередъ отнюдь не молись подобнымъ образомъ, а молись просто, чтобы Господь и Матерь Божія помогли тебѣ, имиже вѣдятъ судьбами. Болѣе же всего остерегайся вѣрить твоимъ снамъ и сновидѣніямъ, старайся забывать ихъ, и не приписывай имъ никакаго значенія. Въ древности /и/ великій Старецъ /(котораго читаемъ параклисъ)/ чрезъ довѣріе снамъ попалъ въ обольщеніе вражіе(*); и теперь у меня подъ глазами есть нѣкій примѣръ, какъ человѣкъ можетъ повредиться, довѣряя снамъ. Для тебя же въ этомъ требуется сугубая осторожность, такъ какъ ты /и безъ того/ склонна къ самообольщенію /и прелести вражіей/, и легко можешь запутаться. Преподобный Маркъ Подвижникъ пишетъ: «Иное дѣйствіе есть благодати, младенцу (духовному) невѣдомое, и иное /дѣйствіе/ злобы, истинѣ уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованіемъ приносити Богови: Той бо вѣсть обою полезное».

Касательно келлейницы твоей [Евфры[47]] смотри на свои средства и на себя. Если можешь держать ее безъ душевнаго вреда для себя, держи [ее[48]]. Если же безъ душевнаго для себя вреда не можешь ея держать, то отпусти ее.

Въ письмѣ отъ 26го Сент.<ября> ты опять спрашиваешь, за что попущена тебѣ сильная брань, за грѣхи ли, или ко очищенію и т. д. и т. д. Т. е. ты дѣлаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять такъ, чтобы не нужно было, [чтобы] мысленно смиряться? Между тѣмъ все это попускается, между прочимъ, именно къ смиренію возносительнаго нашего мудрованія; сказать проще и короче, за гордость и за грѣхи.

Если у тебя есть Письма къ Мірскимъ Особамъ Старца Батюшки О. Макарія прочти 55е письмо на стран. 123—128, и письма 72е и 73е на стран. 147 и проч.

Сердечно желаю тебѣ милости Божіей и всего душеспасительнаго.

/Миръ тебѣ!

Гр.<ѣшный> Амвросій.[49]/

 

 

 

 

<Рукой писца>[50]

/+[51]/

/26 Декабря 67 г.[52]/

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[53]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![54]]

Поздравляю тебя съ наступившимъ праздникомъ Рождества Христова, и съ наступающимъ Новолѣтіемъ, желая тебѣ начать и проводить оное, на новомъ мѣстѣ съ обновленными силами тѣлесными и душевными, и въ обновленіи духа. Получилъ отъ тебя съ одной почтой два письма, отъ 3 и 6 Декабря. Въ скорости не имѣлъ возможности отвѣчать на нихъ, потому что былъ боленъ, а сверхъ того по случаю поста большой былъ у насъ съѣздъ посѣтителей, и много было у меня исповѣдниковъ. Пишешь что дѣла твои кончились, — матушка твоя прислала тебѣ твою часть; хотя не деньгами, но именными выкупными свидѣтельствами. Слава и благодареніе о томъ Господу! Но ты не написала, сколько тебѣ прислано. Если бы написала, то въ этомъ грѣха бы не было(*). Спрашиваешь, что тебѣ дѣлать съ частью, принадлежащею, по закону, сыну твоему. По моему мнѣнію, лучше всего хранить [ихъ] /эти свидѣтельства/ тебѣ у себя, на что и матушка твоя согласна. Онъ [такъ] /[и] одинъ/ наслѣдникъ послѣ [тебя] /смерти твоей/. А такъ какъ билеты именные, то хранить ихъ не затруднительно, потому что если бы кто и взялъ ихъ, никому они не будутъ на пользу(*).

На другіе твои вопросы некогда мнѣ сегодня отвѣчать въ подробности; а отлагать письмо еще до другой почты не хочется, и потому напишу тебѣ вкратцѣ, сколько могу. Пишешь, что когда бываешь озабочена дѣлами, то помыслы меньше стужаютъ тебѣ; но что за то теперь не будетъ у тебя время предаваться слезамъ, и скорби по Бозѣ, не можешь насыщаться слезами, и охладѣла къ молитвѣ. За то цѣлѣе будешь, [и не сойдешь съ ума] /въ отношеніи самообольщенія/, [и] меньше будетъ мысленной путаницы. Господь все на пользу нашу устрояетъ. Не помню, писалъ ли я тебѣ, чтобы ты прочла въ Письмахъ къ Мірскимъ //([55]/если Письма эти у тебя есть/)[56]// Батюшки О. Макарія письма: 55 (стр. 123—128), 72 и 73 (стр. 147—157).

 

/+[57]/

Еще прочти: письма 7е (стр. 32—33), 41е (стр. 80), 92е (стр. 196) и 121е (стр. 246—250). — Канонъ Божіей Матери Акаѳистный должно читать подъ субботу; въ другіе дни можешь, по усердію, читать канонъ и изъ осьмогласника; а во время скорби или брани, можешь, если пожелается, читать и параклисъ (Многими содержимъ напастьми). — Въ предпразднства Рождеству Христову и Богоявленію, когда на повечеріи положенъ трипѣснецъ или канонъ празднику, то этимъ замѣняются другіе каноны. — Когда бываетъ всенощная, полунощницу вычитывать нѣтъ надобности; а каноны читать можно смотря по времени и по силамъ. — Пишешь, что М. Игуменья не пускаетъ тебя къ началу службы; говоритъ, что находилась въ Лаврѣ, а тутъ должна приниматься за послушаніе. Если есть какое дѣло, можешь оставаться; а если настоящаго дѣла /нѣтъ[58]/, а она останавливаетъ тебя только изъ–за разговоровъ, то въ первое время можешь и въ этомъ послушаться ее, а потомъ со смиреніемъ объяснить, что безъ дѣла упускать начало Богослуженія — не желала бы. Впрочемъ, не думаю, чтобы она /всегда/ тебя /за/ одними разговорами стала удерживать отъ церкви; а теперь, въ началѣ, она, можетъ быть, только испытываетъ тебя. — У Евреевъ останавливаться по нуждѣ можно; и если съ молитвою употреблять у нихъ пищу, то грѣха въ этомъ нѣтъ. А если останавливаться на короткое время, или /особенно/ лѣтомъ, то можно останавливаться и въ семейныхъ русскихъ хатахъ. —

Еще о билетахъ: по времени, если будешь знать, что свекрови нечѣмъ воспитывать твоего сына/,[59]/ можешь высылать ей проценты съ его части, — но впрочемъ дѣлай это по соображеніи. Если нечѣмъ будетъ воспитывать твоего сына, то думаю, что свекровь не станетъ и держать его. Время покажетъ, что и какъ.

Сердечно желаю тебѣ отъ Господа милости и всесильной Его помощи, на все благое и спасительное.

/Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[60]/

[26го Дек.<абря> —67.[61]]

 

 



[1] Вписано карандашом издателей. Ср. письмо 347.

[2] Вписано карандашом издателей.

[3] Вписано карандашом издателей.

[4] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[5] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[6] Вписано красным карандашом издателей.

[7]  Зачеркнуто и вписано красным карандашом издателей.

(*) Да и тогда только обманывала себя. Вѣдь пила же ты чай! Какой это постъ?

[8] Подчеркнуто синим карандашом издателей.

[9] Рукой Амвросия.

[10] Рукой Амвросия.

[11] Ср. письмо 348.

[12] Вписано карандашом издателей.

[13] Вписано синим карандашом издателей.

[14] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[15] Вписано и зачеркнуто карандашом издателей.

[16] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[17] Так в рукописи.

[18] Исправлено синим карандашом издателей.

[19] Вписано карандашом издателей.

[20] Рукой Амвросия.

[21] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[22] Ср. письмо 349.

[23] Вписано карандашом издателей.

[24] Вписано синим карандашом издателей.

[25] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[26] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[27] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[28] Исправлено красным карандашом издателей.

[29] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[30] Исправлено красным и простым карандашом издателей.

[31] Исправлено красным карандашом издателей.

[32] Вписано красным карандашом издателей.

[33] Исправлено красным карандашом издателей.

[34] Исправлено красным карандашом издателей.

[35] Вписано синим карандашом издателей.

[36] Вписано синим карандашом издателей.

[37] Зачеркнуто синим карандашом издателей.

[38] Зачеркнуто синим карандашом издателей.

[39] Вписано синим карандашом издателей.

[40] Вписано синим карандашом издателей.

[41] Рукой Амвросия.

[42] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[43] Ср. письмо 350.

[44] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[45] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[46] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

(*) Отвергся Х<ристіанской> вѣры, и живой съѣденъ былъ червями.

[47] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[48] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[49] Рукой Амвросия.

[50] Ср. письмо 351.

[51] Вписано карандашом издателей.

[52] Вписано синим карандашом издателей.

[53] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[54] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

(*) Собственно для меня это не нужно, а можетъ быть потребуется къ свѣдѣнію, для тебя же <Было: для тебя же, къ свѣдѣнію>, и для соображенія твоихъ же обстоятельствъ. Красным карандашом издателей поверх текста надпись: въ строку.

(*) На всякій случай нужно имѣть ихъ нумера списанными, и класть ихъ въ иномъ мѣстѣ, чтобы въ случаѣ кражи можно было предъявить ихъ, куда слѣдуетъ. Красным карандашом издателей поверх текста надпись: въ строку.

[55] Вписано синим карандашом издателей.

[56] Вписано синим карандашом издателей.

[57] Вписано карандашом издателей.

[58] Вписано синим карандашом издателей.

[59] Вписано синим карандашом издателей.

[60] Рукой Амвросия.

[61] Зачеркнуто красным карандашом издателей.