<Рукой писца>[1]

5 Марта — 68.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[2]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![3]]

28го февраля получилъ отъ тебя письмо (безъ числа). Упоминаешь въ немъ, что рѣдко получаешь отъ меня письма. Дѣйствительно, по болѣзни и недосугу, не всегда имѣю возможность отвѣчать /своевременно/ на получаемыя мною письма. Но и ты, часто ли пишешь? Сочти сама, сколько мѣсяцевъ не отзывалась на послѣднее длинное мое письмо(*).

Теперь, хоть некогда и нездоровится, но по желанію твоему отвѣчаю тебѣ хоть вкратцѣ на главные твои вопросы.

Спрашиваешь, какъ тебѣ быть, когда будутъ тебѣ предлагать о постриженіи. Можешь, указывая на слабое свое здоровье, /отказываться отъ постриженія и/ попросить, чтобы этимъ не спѣшили. Если же М. Игуменья не послушаетъ тебя, и все таки представитъ тебя къ мантіи, то, когда выйдетъ /тебѣ/ постриженіе, т. е. будетъ уже утверждено Архіереемъ и Консисторіею, тогда /(но не прежде)/ можешь объяснить М. Игуменьѣ, что ты пострижена (не указывая мѣста), — также сказать и о имени. Но не знаю, можетъ ли это быть такъ скоро? Чтобы быть постриженнымъ, нужно сперва //([4]/самый меньшій срокъ/)[5]// три года быть опредѣленнымъ въ монастырѣ; а ты едва только поступила.

Пишешь, что тебѣ поручено въ монастырѣ письмоводство, и что вслѣдствіе этого ты отста[т]/л[6]/а отъ молитвы, а тебѣ хотѣлось бы быть всегда на молитвѣ или /въ/ богомысліи. Высоко берешь, очень высоко. Есть пословица: сядь пониже, — /а то/ угаришь. Я уже писалъ тебѣ, что когда [бываешь] /будешь/ занята дѣломъ, то меньше будетъ мысленной путаницы. Ты съ этимъ соглашаешься, что это правда; а потомъ сама себѣ противорѣчишь, что тебѣ необходимо уединеніе, и тишина келліи. А забыла, какую въ Лаврскомъ твоемъ уединеніи испытывала брань[?]/.[7]/

Ты спрашивала меня, какъ тебѣ быть съ деньгами твоего сына; а теперь пишешь, что по совѣту родной матери отдала эти деньги родному дядѣ. Еще пишешь, что въ одну [???]пустынь обѣщала 3000 р., и по совѣту старца этой пустыни, изъ полученныхъ тобою денегъ отдала туда 2000 р. — Остались у тебя 4000 р.; говоришь, что процентовъ съ этихъ денегъ можетъ быть не станетъ тебѣ на содержаніе свое; а потомъ пишешь, что /и/ эти деньги тяготятъ твою душу, что въ монастырѣ деньги держать грѣхъ, и не отдать ли ихъ тебѣ на сохраненіе матери. Просишь на это моего совѣта. хх

хх Я ужъ тебѣ объ этомъ писалъ; — а ты все настаиваешь на своемъ. — Съ трудомъ и великою скорбью получила ты свое, а теперь опять хочешь поставить себя въ зависимость отъ другихъ, забывая, что ты человѣкъ больной: теперь отдашь деньги, а когда понадобятся, что будешь дѣлать? Едва развязалась, опять хочешь вязаться и путаться[?]/.[8]/ Но впрочемъ, — что мнѣ совѣтовать тебѣ, когда у тебя и кромѣ много совѣтниковъ[:]/?/ [о]/О/бъ мелочахъ спрашиваешь, а важныя дѣла скрываешь, и рѣшаешь сама, такъ что мнѣ остается только придакивать. Вотъ, ты все искала благотворителей; сколько настаивала касательно этогою. Тебѣ и выслали 100 р., — а теперь оказывается, что сама дѣлаешь пожертвованія въ 3000 р. Въ такомъ случаѣ, къ чему искала благотворителей? Деньги, посланныя тебѣ могли бы быть назначены другимъ, кто дѣйствительно терпитъ нужду, и нуждается въ благотворительномъ пособіи. Дѣлай какъ хочешь; но я думаю, что тебѣ не полезно оставить за собою эти деньги /100 р./, а /слѣдуетъ/ отдать ихъ нуждающимся. Если ты на это согласна, то я пришлю тебѣ адрессъ двухъ дѣвицъ въ Мценскѣ, у которыхъ — престарѣлые родители и которыя находятся въ крайности и терпятъ горькую нужду; если хочешь, можешь послать имъ деньги /100 р./, полученныя тобою отъ благотворителей. [Вотъ ихъ адрессъ: Орловской губерніи, въ городѣ Мценскѣ, въ приходѣ Архангела, въ домѣ вдовы Савиной, противъ дома Ситникова, мѣщанской дѣвицѣ Пелагеѣ Ивановнѣ Коняевой, съ сестрою ея Надеждою.[9]]

Совѣтую послать /этимъ дѣвицамъ эти деньги/ немедленно и не отлагая, или всѣ вдругъ или хоть въ два раза, чтобы избавить душу отъ безразсудной тяготы. Можно послать хоть сто–рублевый пятипроцентный билетъ, даже именной, только слѣдуетъ тебѣ написать на немъ свое имя и фамилію; или такъ:

 «По сему билету можетъ получать предъявитель. — Такая–то. — Миръ тебѣ!

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[10]/

О билетахъ твоихъ повторяю, что не совѣтую ихъ отдавать матери, а храни у себя. Я тебѣ уже писалъ, что [никто ихъ] /никому нѣтъ/ выгоды унести ихъ, потому что они именные; значитъ тебѣ опасаться нечего. Пишешь, что грѣхъ держать деньги въ монастырѣ. /А в/[В[11]]ъ монастырѣ ѣсть грѣхъ? — Грѣхъ отдавать свое, а потомъ выпрашивать у другихъ. Паки: Миръ ти!

 

 

 

 

<Рукой писца>[12]

3 Іюня 68 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[13]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![14]]

Получилъ отъ тебя два письма, первое, по штемпелю, отъ 13го Марта; второе писанное 20го Апрѣля, а Кіевскій почтовый штемпель отъ 12го Мая. Послѣднія твои письма получаю всѣ распечатанныя, или съ поврежденною печатью. Не знаю: гдѣ письма твои подпечатываются? Достань себѣ штемпельныхъ конвертовъ, и позаботься о томъ, чтобы письма твои отсылать въ Кіевъ чрезъ вѣрныя руки.

Въ послѣднемъ письмѣ спрашиваешь меня, не размѣнять ли тебѣ одинъ изъ своихъ билетовъ, такъ какъ ты мало дала вкладу, и хочешь теперь еще внести. Но при размѣнѣ ты много потеряешь. По этому, лучше пустить билетъ въ Тиражъ. Т. е. билеты въ тиражъ вынимаются по жребію, но нѣкоторые представля[ютъ]/ли/ свои билета въ Госуд.<арственный> Банкъ, при объявленіи, что они желаютъ, чтобы ихъ билеты вышли въ тиражъ, и это имъ уда[ет]/ва/лось. — Но надо сдѣлать это безъ огласки, и умѣючи. Я хотѣлъ объ этомъ разузнать /и собрать справки/, — но не видалъ человѣка, который это знаетъ; а самъ я хорошенько не помню.

Еще пишешь, что начинаешь теперь по немногу испытывать скорбь монастырской жизни, и подверглась гоненію, хотя малому. Какое это гоненіе, и въ чемъ состоятъ твои скорби/,[15]/ ты не объясняешь. А въ прежнихъ письмахъ упоминала, что въ угодность Матушкѣ Игуменьѣ, и какъ бы въ утѣшеніе ей судишь и осуждаешь тѣхъ, съ кѣмъ она имѣла неудовольствіе. Но въ Евангеліи сказано: не судите, да не судимы будете. И опять: въ нюже мѣру мѣрится, возмѣрится /вамъ[16]/. Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было; и въ разговорахъ съ М. И.<гуменьей> будь осторожнѣе: изъявляй ей свое участіе, /что сожалѣешь о скорбной ея жизни/;[17]// а объ другихъ иной разъ можешь промолчать, или отвѣчать такъ: «объ этомъ не знаю что /и/ сказать»; или выразиться такъ, чтобы, для всѣхъ было безобидно, /а для тебя безвредно/. Умудряйся сама, и придумай себ[я]/ѣ/, какъ въ какомъ случаѣ отвѣчать М. И.<гуменьѣ>, — чтобы ее не оскорбить, и самой не погрѣшить, /а потомъ и не потерпѣть./

Еще спрашивала ты меня, можно ли тебѣ ходить на кухню картофель чистить, или посуду хх

хх мыть тайно вопреки воли Игуменьи. Ни какъ не совѣтую дѣлать это. Преп. Варсонофій В.<еликій>, въ отвѣтахъ Авву Дороѳею говоритъ: «Не должно самому собою вызываться на исполненіе низкихъ дѣлъ; ибо это ведетъ къ тщеславію, препятствуетъ преуспѣянію и болѣе дѣлаетъ вреда нежели пользы. Но когда повелятъ что–либо, не противорѣчить, а исполнять съ послушаніемъ: вотъ что приводитъ къ преуспѣянію».

Говоришь, что во Мценскъ деньги/,[18]/ о которыхъ я тебѣ писалъ/,[19]/ разомъ не можешь послать; а хотѣла въ Маѣ мѣсяцѣ, получивъ проценты, послать 50 р., остальную же половину послѣ. Можно и такъ сдѣлать. Это будетъ хорошо. Когда пошлешь/,[20]/ увѣдомь меня.

Кстати скажу о деньгахъ. Пишешь: «Я не люблю такъ деньги, что у меня никогда долго не держатся; потому всегда и бываю безъ денегъ, а послѣ занимаю[; а когда полу]». Но вѣдь это безтолковщина, и въ этомъ нужно не оправдываться, а лучше укорить себя, и постараться исправиться. Если бы могъ человѣкъ питаться и одѣваться воздухомъ, тогда бы онъ справедливо пренебрегалъ деньгами, которыя ему, какъ кажется, иногда надоѣдаютъ. А какъ во время холода и голода нельзя пренебрегать потребною одеждою и пищею, такъ нельзя пренебрегать тѣми средствами, чрезъ которыя пища и одежда пріобрѣтаются. У св. Отцевъ говорится, что краи бѣсовстіи суть, т. е. что крайности происходятъ отъ подущенія душевныхъ враговъ. Безразсудно быть пристрастну къ деньгамъ, и неразсудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведетъ не только къ смущенію, но и даже ко вреду душевному чрезъ разныя путаницы отъ неправильнаго пренебреженія. Деньги сами по себѣ, или вѣрнѣе, по цѣли назначенной отъ Бога, вещь весьма полезная. Онѣ замѣняютъ недостатокъ простоты и любви между людьми. Безъ денегъ, кто бы расчелъ людей? Были бы вѣчные споры и ссоры и даже драки до убійства; а малыми монетками и даже ничтожными бумажками/,[21]/ люди отъ всего этого избавляются, сами не понимая того. Вредъ не отъ денегъ, а отъ безразсудной жадности или скупости, или отъ злоупотребленія, — пожалуй скажемъ и отъ неправильнаго пренебреженія. Пользуйся употребленіемъ денегъ правильно, — и будешь покойна. Миръ тебѣ и Божіе благословеніе.

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[22]/

 

 

 

<Рукой писца>[23]

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[24]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![25]]

Письмо твое отъ 28го Іюня получилъ я 20го Іюля; а на другой день получилъ и второе письмо, по Кіевскому штемпелю отъ 11 Іюля. Эти два письма получены исправно, т. е. не подпечатанныя, и съ цѣлою печатью. Спрашиваешь, не жить ли тебѣ съ старою монахинею, чтобы спрашивать ее, какъ что дѣлать, и съ нею читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблужденіе. Пути человѣческіе различны; и если будемъ смотрѣть на другихъ, какъ они живутъ, и имъ подражать, то изъ этого выйдетъ одна путаница, /приводящая къ осужденію/; а каждый долженъ о себѣ спрашивать отца своего /духовнаго, къ кому относится,/ и поступать согласно съ этимъ. Монахиня, съ которою ты стала бы жить, меня не знаетъ, — а ты относилась и относишься къ моей худости: что же бы вышло изъ Вашего купно–житія? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. — Пребываніе съ другими нужно намъ не для того, чтобы со всѣми совѣтоваться и имъ подражать, а чтобы въ сообращеніи съ ними познавать душевныя свои немощи, и смиряться передъ ближними. А это можешь дѣлать и не живя съ старицею: и безъ этого можешь изъ разныхъ случаевъ /и отъ разныхъ людей/ познавать свои немощи/,[26]/ и поучаться кротости, и смиренію, и терпѣнію. Посылаю тебѣ листокъ съ означеніемъ каноновъ, какъ /они/ читаются у насъ въ Скиту. Если что изъ означеннаго выслушаешь въ церкви, того въ кельѣ уже не нужно читать; а что въ церкви не читается, то можешь читать у себя въ кельѣ, если имѣешь время и силы. А если когда чего не успѣешь вычитать, по немощи или другимъ обстоятельствамъ, то не смущаться, а замѣнять оное смиреннымъ самоукореніемъ. Но прежде всего должно тебѣ всегда помнить слова Преп. Макарія Египетскаго: «Если кто принуждаетъ себя къ молитвѣ, пока не пріиметъ дарованія отъ Бога, а къ смиренномудрію, къ любви, къ кротости, и къ прочимъ добродѣтелямъ не приневоливаетъ и не нудитъ себя въ той же мѣрѣ: то бываетъ иногда къ нему Божія благодать по его молитвѣ и прошенію; потому что благъ и милостивъ Богъ, и просящимъ у Него даетъ просимое. Но не пріуготовивъ и не пріучивъ себя къ изчисленнымъ выше добродѣтелямъ, или утрачиваетъ онъ [благодать] /милость Божію/, или пріемлетъ и падаетъ, или не преуспѣваетъ отъ высокоумія; потому что не предаетъ себя отъ всего произволенія заповѣдямъ Господнимъ.» (Изъ 7и Словъ. 1е Слово. Отд. 14е).

Описываешь, что отношенія твои съ М. Иг.<уменьей> нѣсколько измѣнились, что ты правды ради потерпѣла. Впередъ будь поискуснѣе: когда спрашиваетъ твоего мнѣнія, можешь отвѣчать/:[27]/ «на это ужъ не знаю, что и сказать», или въ этомъ родѣ. Или если когда и выскажешь свое мнѣніе о чемъ–либо, то нужно говорить не очень утвердительно, а выражаться [такъ] умѣренно, что думаешь такъ–то, а положительно и навѣрное не знаешь. — Миръ тебѣ! —

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[28]/

 

 

 

<Рукой писца>[29]

3 Дек.<абря> 68 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[30]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![31]]

На письмо твое отъ 9 Сентября, полученное мною 19го Сент.<ября>, до сихъ поръ не отвѣчалъ/,[32]/ потому что былъ[,[33]] въ это время[,[34]] очень боленъ. Пять недѣль продолжалось у меня непрерывное кровотеченіе, отъ котораго я ослабѣлъ до крайности, и чувствовалъ себя такъ нехорошо, что 17го Сент.<ября> былъ особорованъ таинствомъ елеосвященія. Когда я сталъ было поправляться, я простудился, принявъ ванну; и испыталъ томительную лихорадку. Потомъ сдѣлалось воспаленіе праваго глаза. Теперь, слава и благодареніе Господу, это прошло; но глазъ еще слабъ, такъ что я около 4хъ недѣль ничего не могу читать; и вообще, послѣ бывшей тяжкой моей болѣзни я очень ослабѣлъ, почти никого не принимаю, и не могу еще заниматься по прежнему обычнымъ своимъ дѣломъ. Потому и тебѣ отвѣчаю вкратцѣ на твои вопросы, сколько припомню и успѣю.

Писала ты, что два раза отказывалась писать рапортъ благочинному о безчинствующихъ Сестрахъ. — На это скажу тебѣ. Нашъ покойный Старецъ О. Архимандритъ Моисей говаривалъ: «Я привыкъ о себѣ думать такъ, что я всѣхъ живущихъ въ обители грѣшнѣе; но по званію начальника, имѣю долгъ не только нѣкоторымъ дѣлать выговоры, но и штрафовать, а иныхъ за безчиніе и удалять изъ обители, дабы устранить вредъ отъ ввѣренной мнѣ обители».

Такъ и ваша М. Игуменья обязана останавливать и пресѣкать всякое зло въ обители, и нѣкоторыхъ Сестеръ удалять, дабы не заразились и другія. И если ты въ этомъ будешь противиться М. Игуменьѣ, то изъ /этого/ вы[хо]/й/д[а]/етъ/ только /безтолковщина и/ общая путаница. Другое дѣло, еслибы М. Игуменья дѣлала несправедливое представленіе, — т. е. еслибы хотѣла писать начальству то, чего нѣтъ. Въ такомъ случаѣ, ты могла бы отказываться писать подобныя вещи, и сказать прямо М. Игуменьѣ, что не можешь писать того, что не справедливо.

А если Игуменья [пред]/вы/ставляетъ правду, то ты обязана, какъ послушница, писать то, что тебѣ велятъ; иначе ставишь себя выше начальницы. Пишетъ рапортъ М. Игуменья, и отъ своего лица; а ты тутъ въ сторонѣ. Пишешь, что любишь всѣхъ Сестеръ. А на дѣлѣ оказывается, что любовь твоя неразумная и безтолковая. Если изъ стада удаляется зараженная овца, то это дѣлается не изъ жестокосердія, а чтобы и все стадо отъ нея не заразилось.

Еще, смущаешься, что просторно живешь, и спрашиваешь, не грѣхъ ли тебѣ, имѣя свои деньги, ѣсть то, что Сестры кровавымъ потомъ выпрашиваютъ, и не покупать ли тебѣ провизію на хх

 

2.

хх свои деньги, и готовить себѣ пищу у себя въ кельѣ? Но вѣдь у васъ общежитіе, и лучше не нарушать заведенныхъ порядковъ. А если у тебя будетъ излишекъ денегъ, то можешь отдавать ихъ въ обитель. Кстати. Увѣдомь меня, отослала ли въ Мценскъ обѣщанныя деньги; — когда и сколько отослала?

Апостольникъ можешь согласиться надѣть, /сперва/ когда будутъ посылать въ присутственныя мѣста; а потомъ, если М. Игуменья предложитъ, можешь и въ Церковь ходить въ апостольникѣ.

Об акаѳистахъ тебѣ было написано ясно чтобы читать черезъ день /поперемѣнно/ Акаѳистъ Спасителю, и Божіей Матери; т. е. подъ Воскресенье, подъ Середу и подъ Пятницу Акаѳистъ Спасителю, а въ остальные дни — Божіей Матери. Другіе же акаѳисты можешь читать по усердію когда есть время и силы; /(особенно въ годовые праздники святыхъ)./ Спрашиваешь меня о Помянникѣ. Но какъ могу я назначить тебѣ читать Помянникъ, когда ты, по слабости, и вечернія молитвы не всегда можешь вычитывать?

Письмо твое получено въ исправности, и печать была въ цѣлости. — О болѣзни твоей думаю, что это просто спазмы горла. Почаще пріобщайся, и положись на волю Божію. — О. Пименъ кланяется тебѣ. — Миръ тебѣ и Божіе благословеніе и всякое утвержденіе во всемъ благомъ и полезномъ.

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[35]/

 

[Пришли опять адрессъ твой.[36]]

 

 

 



[1] Ср. письмо 352.

[2] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[3] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

(*) и не пишешь, получила–ли его. Красным карандашом издателей поверх текста надпись: въ строку.

[4] Вписано красным карандашом издателей.

[5] Вписано красным карандашом издателей.

[6] Вписано красным карандашом издателей.

[7] Исправлено красным карандашом издателей.

[8] Исправлено красным карандашом издателей.

[9] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[10] Рукой Амвросия. Карандашом.

[11] Исправлено синим карандашом издателей.

[12] Ср. письмо 353.

[13] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[14] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[15] Вписано красным карандашом издателей.

[16] Вписано красным карандашом издателей.

[17] Вписано красным карандашом издателей.

[18] Вписано красным карандашом издателей.

[19] Вписано красным карандашом издателей.

[20] Вписано красным карандашом издателей.

[21] Вписано красным карандашом издателей.

[22] Рукой Амвросия. Карандашом.

[23] Ср. письмо 354.

[24] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[25] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[26] Вписано красным карандашом издателей.

[27] Вписано красным карандашом издателей.

[28] Рукой Амвросия. Карандашом.

[29] Это письмо в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[30] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[31] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[32] Вписано красным карандашом издателей.

[33] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[34] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[35] Рукой Амвросия. Карандашом.

[36] Зачеркнуто красным карандашом издателей.