<Рукой писца>[1]

21 Янв.<аря> 69 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[2]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![3]]

10го Января получилъ отъ тебя письмо, безъ числа, а на конвертѣ почтовый штемпель Кіевскій былъ отъ 2го Января. Вчера же получилъ и второе твое письмо, отъ 15го Января. Оба письма получены сохранно, съ цѣлою печатью. По желанію твоему отвѣчаю тебѣ безъ промедленія, но пишу тебѣ вкратцѣ, потому что здоровье мое доселѣ еще слабо и неисправно, а при томъ посѣтителей у насъ много, такъ что я въ болѣзненномъ моемъ положеніи не имѣю необходимаго мнѣ отдыха, и не имѣю ни силъ ни времени много заниматься письмами. — Что ты живешь въ просторныхъ келліяхъ, объ этомъ не безпокойся и не смущайся; важности въ этомъ нѣтъ. Келлейницу можешь себѣ взять по усмотрѣнію, если найдешь такую, которая могла бы тебѣ и правило вычитывать, и будить ночью, и въ прочемъ успокоить тебя. Если сомнѣваешься взять рясофорную монахиню, которая живетъ съ сестрою, — т. е. если боишься, что сестра безъ нея избалуется, то можешь пріискать себѣ другую, — только такую, повторяю, /которая[4]/ по твоему усмотрѣнію, можетъ тебя успокоить. Старая же твоя келлейница, [Евфр.<а>[5]], — если ты, какъ говоришь, не можешь вмѣстить, чтобы опять съ нею жить, — посердится, поскорбитъ, что воз[ь[6]]мешь другую, да когда нибудь /и[7]/ успокоится. Если найдешь себѣ келлейницу, то она можетъ готовить тебѣ и пищу. А пока /нѣтъ[8]/ келлейницы, можешь сдѣлать такъ, какъ писала мнѣ, т. е. можешь платить какой–нибудь монахинѣ, чтобы приносила тебѣ обѣдъ. — Жалуешься на себя, что много спишь. Думаю, что у тебя это происходитъ болѣе отъ болѣзненной слабости. Св. Исаакъ Сиринъ говоритъ: тѣло немощное, егда понудиши на дѣла выше силы его, помраченіе на помраченіе влагаеши въ душу твою, и смущеніе той паче наносиши (Слово. 85е). —

Еще бы что нибудь написалъ, но некогда. О. Пименъ кланяется тебѣ и желаетъ тебѣ всѣхъ благъ отъ Господа.

Испрашивая на тебя Божіе благословеніе/,[9]/ желаю тебѣ наступившій Новый Годъ провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ и въ обновленіи духа.

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[10]/

/P. S.[11]/ Пріобщеніе ради брани помысловъ отлагать не слѣдуетъ.

 

 

<Рукой писца>[12]

29 марта

69.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[13]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![14]]

Въ письмѣ отъ 1го Марта пишешь, что одна ваша послушница предлагаетъ тебѣ вмѣстѣ съ нею построить келью. У тебя на /это[15]/ и желанія нѣтъ, и денегъ мало; но смущаешься, что живешь, не какъ древніе отцы въ тѣснотѣ, а въ просторныхъ кельяхъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ боишься, что если не построишься теперь, то при другой Игуменьѣ тебя будутъ притѣснят[ъ]/ь[16]/. Если это случится, тогда и исполнится твое желаніе, пожить въ тѣснотѣ на подобіе древнихъ отцевъ. Значитъ, бояться этого нечего; и теперь /пока/ нѣтъ надобности строить келью; а живи пока въ тѣхъ кельяхъ, какія тебѣ дали. Я объ этомъ тебѣ уже и писалъ; также и о келлейницѣ. Если рясофорную монахиню, о которой писала, сомнѣваешься взять [потому, что] ради того, чтобы не избаловалась /младшая/ ея сестра безъ нея, а другой келлейницы себѣ не находишь, то нужно погодить. Впрочемъ ты пишешь сама, что живя и при старшей сестрѣ эта послушница плохо ея слушается: въ такомъ случаѣ мудрено ее уберечь, когда она сама не бережетъ себя.

Спрашиваешь, кого тебѣ поминать за присланные тебѣ въ прошломъ /или третьемъ/ году сто рублей. Кажется, тебѣ писали, чтобы ты молилась о здравіи А[нны[17]], К[онстантина[18]] и Е[лизаветы[19]]. Миръ ти!

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[20]/

/P. S.[21]/ Желаешь побывать у насъ.

Если М. Игуменья отпуститъ, то это теперь удобно сдѣлать, — [Ес]/п/о желѣзной дорогѣ до Мценска; а оттуда не далеко: можешь пѣшкомъ пройдти, или извощика нанять. Впрочемъ, когда будетъ весна, то нужно тебѣ объ этомъ опять еще списаться со мною, чтобы выбрать такое время, которое было бы для меня удобнѣе.

Желаю тебѣ въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ встрѣтить Свѣтлое Христово воскресеніе.

 

 

 

<Рукой писца>[22]

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[23]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![24]]

Получилъ отъ тебя два письма, отъ 24 Апр.<ѣля>, и отъ 18 Мая. На первое доселѣ не отвѣчалъ, потому что [все это время] /сперва/ былъ очень обремененъ посѣтителями, а потомъ недѣли двѣ провелъ на монастырскомъ хуторѣ для отдыха и для поправленія своего здоровья, и письмами почти /тамъ/ и не занимался. И теперь отвѣчаю тебѣ вкратцѣ, сперва на второе твое письмо. Что о твоемъ постр.<иженіи> извѣстно другимъ, этому нисколько не удивляюсь. Я тебѣ /прежде/ писалъ, что нѣкоторыя твои письма получались распечатанныя или подпечатанныя; а въ тѣхъ письмахъ ты, помнится, упоминала объ этомъ. Также и послѣднее твое письмо, въ которомъ ты подробно объ этомъ пишешь, было, /кажется/ въ чьихъ–то рукахъ: оно запечатано не твоею обычною печатью, а двугривеннымъ, и какимъ–то желтоватымъ сургучемъ. Значитъ, секретъ твой давно огласился. Если опять будутъ предлагать тебѣ о постриженіи, можешь не отказываться болѣе. Если такъ надѣнутъ мантію, — хорошо, а если [и] совершатъ и полное постриженіе, то и это — ничего; въ такомъ случаѣ это вмѣнится въ совершенный ангельскій образъ.

На другіе твои вопросы не имѣю сегодня возможности отвѣчать тебѣ подробно. Пишешь опять, что желала бы отказаться отъ писанія рапортовъ; но объ этомъ я тебѣ уже писалъ свое мнѣніе. Также и о кельѣ, я тебѣ уже писалъ, что не н[уж]/ах/ожу нужнымъ тебѣ строиться, или переходить въ другія кельи. Что живешь просторно, въ этомъ бѣды нѣтъ. Живи въ кельяхъ, какія есть; а послѣ, — что Богъ дастъ! Какъ Господу угодно, тако да будетъ!

/Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[25]/

 

 

 

<Рукой писца>[26]

16 Сент<ября> 69

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[27]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![28]]

Письмо твое отъ 28го Авг.<уста> получилъ я за нѣсколько дней до пріѣзда нашего Архіерея въ обитель нашу, т. е. въ такое время когда я не имѣлъ никакой возможности заниматься письмами. Проводивши же Архіерея и другихъ посѣтителей, я и самъ уѣхалъ на дачу, потому что до крайности утомился и изнемогъ. Съ дачи возвратился я въ Скитъ къ празднику Воздвиженія; и потому только теперь удосужился отвѣчать тебѣ на скорбное твое пис[ьмо]/аніе/. Описываешь бывшую тебѣ скорбь, отъ которой ты даже заболѣла. Жаль мнѣ тебя;

 но въ обстоятельствѣ или случаѣ огорчившемъ тебя есть и полезная сторона. Въ прежнемъ своемъ письмѣ объясняла ты мнѣ, что чувствуешь нѣкое пристрастіе [къ М<??>ѣ] /къ извѣстной особѣ/; а также писала о ея неровномъ обращеніи съ тобою, что она то ласкаетъ тебя, то сердится и подозрѣваетъ въ томъ и другомъ; и ты сама выразилась въ своемъ письмѣ, что если бы ты ея не оттолкнула своимъ постояннымъ противорѣчіемъ, то было бы очень плохо. Вотъ Господь къ общей Вашей душевной пользѣ и попустилъ ей нанести тебѣ нѣкоторую скорбь. Св. Апостолъ пишетъ: «миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа» (Евр. 12, 14 ). Значитъ, всѣмъ, кто не хочетъ лишиться лицезрѣнія Господня, должно имѣть взаимный миръ между собою, но святый, а не съ примѣсью человѣческаго пристрастія. Въ Евангеліи ублажаются миротворцы; но въ нѣкоторомъ случаѣ ублажаются и враждотворцы, т. е. если кто желая расторгнуть предосудительную любовь между кѣмъ либо, производитъ между ими несогласіе. Поэтому, не скорби теперь о случившемся, и благодари Бога, что по великому Своему Милосердію, прекратилъ то, что служило къ душевному твоему вреду.

Въ такихъ случаяхъ, хотя бы стало продолжаться нѣкоторое немирствіе, искать примиренія не должно, чтобы зло не возвратилось; а изъ двухъ золъ велѣно предпочитать меньше вредное. — Спрашиваешь, гдѣ лучше будетъ тебѣ умирать, въ Лаврѣ или въ своемъ монастырѣ? Рѣшись умирать тамъ, гдѣ Богъ приведетъ. А объ деньгахъ распорядись такъ: напиши завѣщаніе, что въ случаѣ смерти назначаешь столько–то туда, а при жизни можешь ими пользоваться сама. Если что истратишь, можешь приписать внизу, что столько то истрачено.

/Господь да проститъ тебя и даоставитъ согрѣшенія твоя!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[29]/

 

 

 

<Рукой писца>[30]

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[31]]

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![32]]

Получилъ отъ тебя три письма, и посылаю тебѣ копію съ письма о спиритизмѣ, написаннаго мною года два тому назадъ. Если хочешь, можешь изъ этого письма выписать, что нужно, для твоей свекрови, и послать ей это, и попросить/,/ [она[33]], чтобы она бросила свое знакомство съ людьми, вызывающими будто бы мертвыхъ, — если не хочетъ потерпѣть тяжкаго душевнаго вреда. На первый разъ она черезъ этихъ получила какъ будто благій совѣтъ, чтобы смирилась передъ тобою, и просила у тебя прощенія. Но это только козни вражескія, и уловка бѣсовская: послѣ они сведутъ концы, какъ имъ нужно будетъ. Спрашиваешь, не можетъ ли это повредить и тебѣ, что объ тебѣ спрашиваютъ у вызываемыхъ будто бы мертвыхъ душъ. Если не будешь вѣрить этому, и не обращать на это вниманія, то это не можетъ тебѣ повредить.

Въ послѣднемъ твоемъ письмѣ предлагаешь нѣсколько вопросовъ: не отправиться ли тебѣ въ Іерусалимъ, чтобы тамъ умереть? Не пріѣхать ли и къ намъ? Не размѣнятьли тебѣ билеты, чтобы при жизни твоей раздать, что у тебя есть? Отвѣчаю. Мечтательные твои планы о поѣздкѣ въ Іерусалимъ выбрось изъ головы. А къ намъ весною пріѣхать можешь; только сперва нужно будетъ тебѣ списаться со мною и узнать, въ какомъ состояніи мое здоровье будетъ. Въ Октябрѣ и въ началѣ Ноября я опять былъ очень боленъ, возвращалась прошлогодняя болѣзнь. Теперь мнѣ, слава Богу, нѣсколько лучше, но я еще очень слабъ, и часто изнемогаю. Потому и надежнѣе будетъ: когда можно будетъ тебѣ пріѣхать, сперва узнать о состояніи моего здоровья. — Что касается до размѣна билет[а]/овъ/ и раздачи денегъ, то видѣнный тобою сонъ, что ты обѣщалась изрѣзать твое платье, не можетъ быть обязательнымъ для тебя. Во 1хъ это только сонъ; а во 2хъ и сонъ не совсѣмъ ясный, и требующій еще протолкованія; а вѣрно ли твое толкованіе — не знаю[!]/.[34]/ — Впрочемъ, я тебѣ не запрещаю размѣнять одинъ изъ билетовъ, и раздавать деньги, куда ты обѣщала, [или] /и/ по твоему усмотрѣнію. Сдѣлать такъ можно, но съ большею осторожностію и благоразуміемъ. Ты расчитываешь, что не долго проживешь. Да вѣдь это одно твое предположеніе, въ которомъ ты очень можешь ошибиться. Хоть бы и чахотка у тебя была, — въ твои лѣта и съ чахоткою можно долго прожить. Поэтому раздавай деньги съ большою осторожностію, чтобы тебѣ самой не остаться безъ средствъ. Ты уже была въ такомъ положеніи, что сама должна была просить у другихъ помощи. Не доведи себя опять до этого; помни знаменитаго слѣпца Велисарія, которы[я]/й[35]/ въ старости просилъ милостыню, приговаривая: подайте тому, кто не думалъ жить болѣе 70ти лѣтъ. — Не помню теперь: какіе у тебя билеты, именные или на неизвѣстнаго? Если именные, то подписавши на нихъ свое имя, можешь во всякое время передать ихъ кому хочешь, и родные твои не имѣютъ права претендовать на это; поэтому никакой нѣтъ крайности спѣшить раз[дачею]/мѣнами/ билетовъ. При томъ ты прежде сама же писала, что не можешь размѣнять билетовъ своихъ, потому что тогда процентовъ съ нихъ будетъ недостаточно для твоего прожитья. По всему этому, хотя я и не связываю тебя, но совѣтую быть осмотрительной, чтобы не довести себя до бѣды. — На прочіе твои вопросы скажу вкратцѣ. Тебя тяготитъ послушаніе письмоводительское. Когда бываешь больна и слаба, можешь просить, чтобы тебя на время освобождали отъ этого занятія, — какъ и освобождаютъ. Совсѣмъ же отказываться [п]/о/тъ этого послушанія не совѣтую тебѣ: это будетъ тебѣ не на пользу. — А въ отношеніяхъ твоихъ съ М. Иг.<уменьей> умудряйся, призывая Божію помощь.

Когда она толкуетъ тебѣ о Сестрахъ, молчи, и твори молитву. А иногда, можешь сказать, въ среднемъ тонѣ, безобидное для обѣихъ сторонъ: «не знаю, что вамъ сказать» и т. п. Можетъ быть она тебя и испытываетъ. Также и въ обращеніи ея съ старшими и младшими, можетъ быть, у нея есть своя цѣль: младшимъ она даетъ свободу, чтобы онѣ высказывались, и чтобы узнать ихъ. А съ старшими обращается строго, можетъ быть ради того, чтобы ихъ, какъ преуспѣвшихъ въ монашеской жизни, обучать терпѣнію, какъ и Св. Лѣствичникъ въ 4й степени, въ 27мъ отдѣленіи говоритъ: «Часто и тѣ самые, кои каж[у]/е[36]/тся быти трудолюбивыми и терпѣливыми, на время оставлены бывши, и какъ бы уже въ добродѣтели утвердившіеся, не получая отъ настоятеля обличеній, и поношеній, напослѣдокъ снисканной имъ кротости и терпѣнія лишаются. Ибо хотя таковые и подобны суть доброй, тучной и плодоносной землѣ, но ежели не достанетъ воды безчестія, то земля сія теряетъ свою доброту, и производитъ волчцы киченія и безстрашія».

Еще бы что нибудь написалъ, но и такъ письмо вышло длинное. Потому, въ заключеніе, скажу одно. По временамъ тебя безпокоютъ помыслы отчаянія, или безнадежія. Въ такомъ случаѣ, совѣтуютебѣ въ твореніяхъ Святителя Тихона, въ 14й части, на стран. 153—157, прочитать /все/ 23е письмо. Тамъ сказано между прочимъ. «Мы помыслу (безнадежія) отвѣщаемъ тако: мы съ разбойникомъ желаемъ быть, который при самомъ концѣ житія своего единъ испустилъ гласъ съ покаяніемъ… А когда съ разбойникомъ онымъ будемъ въ раи, то и со Христомъ Самимъ… а послѣдовательно и со всѣми Святыми. Ибо гдѣ Христосъ, тамо и всѣ Святіи»…

Испрашивая на тебя миръ и Божіе благословеніе, сердечно желаю тебѣ всего благаго и спасительнаго.

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[37]/

13 Дек.<абря> 69.

Поздравляю тебя съ праздникомъ Рождества Христова и съ Новымъ Годомъ.

 

 



[1] Ср. письмо 384.

[2] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[3] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[4] Вписано карандашом.

[5] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[6] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[7] Вписано красным карандашом издателей.

[8] Вписано карандашом.

[9] Вписано карандашом.

[10] Рукой Амвросия. Карандашом.

[11] Вписано карандашом.

[12] Ср. письмо 385.

[13] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[14] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[15] Вписано карандашом.

[16] Исправлено карандашом.

[17] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[18] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[19] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[20] Рукой Амвросия. Карандашом.

[21] Вписано карандашом.

[22] Ср. письмо 386.

[23] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[24] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[25] Рукой Амвросия.

[26] Ср. письмо 387.

[27] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[28] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[29] Рукой Амвросия. Карандашом.

[30] Ср. письмо 388.

[31] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[32] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[33] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[34] Исправлено красным карандашом издателей.

[35] Исправлено красным карандашом издателей.

[36] Исправлено красным карандашом издателей.

[37] Рукой Амвросия.