<Рукой писца>[1]

/4 Апр.<ѣля> 70 г.[2]/

+

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![3]]

Поздравляю тебя съ наступающимъ великимъ праздникомъ Свѣтлаго Христова Воскресенія. Когда будетъ воспѣваться въ церкви всерадостное:

Христосъ воскресе!

тогда помяни и мою худость, и прими и отъ меня грѣшнаго тоже привѣтствіе.

Съ конца Ноября и до Марта мѣсяца не имѣлъ я отъ тебя никакихъ извѣстій; теперь же оба твоихъ письма получилъ исправно, отъ 4го и отъ 17го Марта, по Кіевскому штемпелю. Тебя очень тревожитъ, что здоровье мое такъ плохо и неисправно. Правда, я очень слабъ, и часто весьма изнемогаю отъ обычныхъ моихъ занятій. Но благодареніе Господу и за то, что живъ я; и въ настоящее время, важнаго или опаснаго не видно. Въ прошломъ году я для отдыха и укрѣпленія слабыхъ моихъ силъ уѣзжалъ по временамъ на монастырскую дачу. Если Богъ дастъ, предполагаю и въ нынѣшнее лѣто тоже дѣлать, и на ближней нашей лѣсной дачѣ устраиваю себѣ помѣщеніе, чтобы удобнѣе было мнѣ тамъ отдыхать. Пишешь, что представлена къ мантіи, и что постриги у васъ обыкновенно бываютъ въ Маѣ мѣсяцѣ; и спрашиваешь меня, когда тебѣ пріѣхать къ намъ. Послѣ постриговъ, когда все совершится у васъ, тогда и можешь пріѣхать; такъ будетъ лучше и удобнѣе. Еще пишешь, что хочешь [отк] попросить, чтобы тебя не постригали, а просто надѣ[т]/л/и бы на тебя /мантію/. А я нахожу, что тебѣ не слѣдуетъ отказываться отъ законнаго постриженія, — и это тебѣ вмѣнится во второе постриженіе.

Больше не пишу — некогда. Когда, по волѣ Божіей пріѣдешь, тогда удобнѣе [побес]/будетъ/ побесѣдовать о всѣхъ твоихъ обстоятельствахъ и недоумѣніяхъ.

Миръ тебѣ и Божіе благословеніе!

/Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвро…<сій>.[4]/

Впрочемъ, если имѣешь надобность побывать у насъ до постриженія, и удобно будетъ это сдѣлать, [тогда]/то[5]/ /пожалуй/ пріѣзжай къ намъ на короткое время.

[4 Апр.<ѣля> 70.[6]]

 

 

 

<Рукой писца>[7]

28 Апр<ѣля> 70.

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ /N!/ [Александра![8]]

Вчера получилъ письмо твое отъ 18го Апрѣля, и по желанію твоему отвѣчаю тебѣ немедленно, хоть вкратцѣ.

Пишешь, что не желаешь принять вновь постриженія, и смущаешься этимъ, и что М. Игуменья согласна надѣть на тебя мантію, не повторяя постриженія. Если М. Игуменья /на то/ согласна, то можно и такъ сдѣлать(*). Пріѣхать же къ намъ можешь постриженія, то пріѣзжай теперь на короткое время; или же пріѣзжай послѣ, когда все уже у васъ совершится. Какъ для тебя лучше, и когда М. Игуменья отпуститъ, тогда и пріѣзжай.

Больше писать некогда: и нездоровится мнѣ, и очень я занятъ. Если, Богъ дастъ, пріѣдешь, тогда съ Божіею помощію потолкуемъ, о чемъ будетъ нужно.

Испрашивая на тебя миръ и Божіе благословеніе, сердечно желаю тебѣ всего полезнаго, и душеполезнаго, и спасительнаго.

/Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[9]/

 

 

 

<Рукой писца>[10]

11го Іюля 70.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[11]]

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![12]]

Поздравляю тебя [вид]/съ/ принятіемъ видим[о]/аго/ монашескаго образа. Очень радъ что это совершилось благополучно, и по желанію твоему, и ты этимъ утѣшена; и желаю тебѣ, съ помощію Божіею монашески и пожить. Что тебя просто облачили въ монашескія одежды, безъ повторенія обѣтовъ и постриженія, это случилось къ лучшему. Если Богъ дастъ, можно тебѣ будетъ въ свое время принять второе постриженіе, когда укрѣпишься въ жизни, и когда на это будетъ воля Божія. А теперь хорошо/,[13]/ что оно совершилось такъ, какъ совершилось.[14]

{Получилъ отъ тебя три письма. Въ послѣднемъ спрашиваешь: можно ли тебѣ пріѣхать? М. Игуменья отпускаетъ /тебя/, и ждешь только отъ меня отвѣта. — Можешь пріѣхать, когда хочешь; только устрой такъ, чтобы твой пріѣздъ /къ намъ/ былъ не въ Успенскій постъ, потому что въ это /время/ и гостиницы всѣ бываютъ переполнены, и я до того бываю обремененъ посѣтителями, что не могъ бы заняться съ тобою, какъ желалъ бы. А кромѣ Успенскаго поста можешь пріѣхать во всякое время, — если усп/ѣ[15]/ешь, то въ Іюлѣ, до поста, или же послѣ, какъ для тебя будетъ удобнѣе. Хорошо бы, если бы ты могла [бы] пріѣхать послѣ 7го Сентября, потому что и послѣ Успенскаго поста, и къ 7му Сентября бываетъ у насъ большое стеченіе народа. Но такъ какъ здоровье твое слабо, а осень какова будетъ, неизвѣстно, — то повторяю, можешь пріѣхать, когда хочешь, только бы не въ Успенскій постъ. — Ѣхать же можешь по желѣзной дорогѣ до Мценка, а изъ Мценска до Бѣлева есть очень хорошіе извощики, которые везутъ на перемѣнныхъ лошадяхъ; въ Бѣлевѣ же можешь нанять /другаго/ извощика до Оптиной, или же, покормивши, доѣхать. на тѣхъ же лошадяхъ. — Еще спрашиваешь, можно ли тебѣ ѣхать съ монастырскимъ свидѣтельствомъ, — потому что Консисторію безпокоить не хочешь. Къ намъ въ Оптину можешь пріѣхать /хоть/ съ монастырскимъ видомъ; а если хочешь ѣхать въ Москву, и къ Преп. Сергію, то туда иначе какъ съ консисторскимъ билетомъ ѣхать нельзя, — опасно, какъ бы не вышло непріятности. — Здоровье мое хоть слабо, но въ обычномъ положеніи. По временамъ уѣзжа[я]/ю[16]/ для отдыха на хуторъ; но и тамъ посѣтители добираются до меня. — Больше писать некогда. Если, съ Божіею помощью пріѣдешь, то потолкуемъ, объ чемъ будетъ нужно, аще Господь укрѣпитъ немощь нашу.

/Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[17]/[18]}

 

 

 

<Рукой писца[19]>

4 Авг.<уста> 70 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[20]]

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![21]]

Письмо твое отъ 21го Іюля получилъ я 29го ч.<исла>. По недосугу не имѣлъ возможности отвѣчать тебѣ тотчасъ–же; впрочемъ пропустилъ только одну почту; а теперь поспѣшаю вкратцѣ увѣдомить тебя, что пожеланію твоему можешь пріѣхать къ намъ за разъ послѣ Успенія, какъ пишешь. Также и въ Москву, къ Преп. Сергію, можешь съѣздить, когда желаешь. Я тебѣ пислъ уже, чтобы тебѣ ѣхать на Мценскъ. А во Мценскѣ если сама не найдешь извощика, можешь спросить купца Д[митрія[22]] Ѳ[омича[23]] М[асленникова[24]], или К[улешова(*)[25]], и его попросить, чтобы онъ помогъ тебѣ найдти извощика до Бѣлева. Д[митрій[26]] Ѳ[омичь[27]] человѣкъ добрый, и насъ знаетъ, и готовъ оказать участіе всѣмъ, особенно монашествующимъ, и ѣдущимъ въ Оптину.[28] — [Пишешь, что рѣшаешься поѣхать безъ паспорта. Но какое нибудь, хоть монастырское, свидѣтельство, необходимо имѣть при себѣ.[29]] — Миръ тебѣ! Желаю, чтобы Господь управилъ путь твой по волѣ Своей святой.

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[30]/

 

 

 

28го Ноября 70 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[31]]

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![32]]

Деньги [25 р.)[33]] посланныя на имя Т[иличеевой[34]] получилъ, также и письмо твое, отъ 22го Ноября (по почтовому штемпелю). Пишешь, что въ дорогѣ была нездорова, а пріѣхавши въ Кіевъ и вовсе заболѣла, и двѣ недѣли просидѣла въ заперти, и лечилась; говоришь, что по видимому нажила себѣ ревматизмъ въ головѣ. Что дѣлать? Положись на волю Божію: какъ Господу угодно будетъ, тако и да сотворитъ съ нами! Еще описываешь, какъ непріятна тебѣ была ѣзда по желѣзной дорогѣ, и какимъ средствомъ ты ухитрилась, избавиться отъ докучливыхъ разговоровъ. И сбылось слово Апостольское: аще кто хощетъ мудръ быти въ васъ, буй да бываетъ, яко да премудръ будетъ. Тебя безпокоитъ, что къ этому средству пришлось тебѣ обратиться и въ храмѣ Преп. Сергія. Но Господь взираетъ не на наружныя наши дѣйствія, а на намѣренія наши, почему такъ, или иначе поступаемъ, и если намѣреніе — благое, по Богѣ, то и можно быть покойнымъ. Потому и другихъ н[и]/е/ должно судить ни въ какомъ случаѣ: мы видимъ только внѣшніе поступки; а сокровенныя побужденія и намѣренія, по которымъ эти поступки будутъ судиться, вѣдомы Единому Сердцевѣдцу Богу.

/Миръ тебѣ! мужайся о Господѣ!

Многогр.<ѣшный І.<еромонахъ> Амвросій.[35]/

 

Пишешь, что тебя очень поразило, что вагоны, въ которыхъ ты сидѣла, переѣхали и задавили мужика, работавшаго на дорогѣ, и боишься, какъ бы на томъ свѣтѣ тебѣ за это не отвѣчать. Но ты вѣдь не машина, которая задавила человѣка, и не машинистъ, который не усмотрѣлъ человѣка; а только сидѣла въ вагонѣ, и не видала, куда ва[з]/с[36]/ъ везутъ.

{Матери своей, если желаешь, можешь написать, что возвратилась въ обитель.

Просишь помолиться, чтобы М. Иг.<уменья> тебя часто не звала. Хорошо! А когда позоветъ, дѣлать нечего, ходи съ разумомъ и разсужденіемъ.

/Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный І.<еромонахъ> Амвросій.[37]/[38]}

 

 

 

 



[1] Ср. письмо 389.

[2] Вписано красным карандашом издателей.

[3] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[4] Рукой Амвросия. Карандашом.

[5] Зачеркнуто и вписано красным карандашом издателей.

[6] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[7] Ср. письмо 390.

[8] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

(*) и толковать и смущаться тутъ нечего. Красным карандашом издателей поверх текста надпись: въ строку.

[9] Рукой Амвросия. Карандашом.

[10] Ср. письмо 391.

[11] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[12] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[13] Вписано красным карандашом издателей.

[14] Далее в подготовленной к печати рукописи следует не продолжение этого письма, а письмо от 28 ноября 1870 г.

[15] Вписано красным карандашом издателей.

[16] Исправлено синим карандашом издателей.

[17] Рукой Амвросия. Карандашом.

[18] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[19] Это письмо в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[20] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[21] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[22] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[23] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[24] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

(*) А еще лучше отъищи вдову. Красным карандашом издателей поверх текста надпись: въ строку и знак х.

[25] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[26] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[27] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[28] Далее красным карандашом издателей вписан знак: х, указывающий, что сюда нужно вставить текст сноски.

[29] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[30] Рукой Амвросия. Карандашом.

[31] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[32] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[33] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[34] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[35] Рукой Амвросия.

[36] Исправлено красным карандашом издателей.

[37] Рукой Амвросия.

[38] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.