<Рукой писца>[1]

3 Апрѣля 75 г.

+

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![2]]

Поздравляю тебя съ приближающимся свѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Хрістова, и сердечно желаю тебѣ свѣтоносное сіе торжество встрѣтить и провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ и въ радости о Господѣ.

Письма твои отъ 12го Января и отъ 9го Февраля получилъ; но по немощи тѣлесной и недосугу до сихъ поръ не успѣлъ тебѣ отвѣчать. Писала ты о вашемъ столкновеніи съ М. П. Хорошо, что вы хоть какъ нибудь, да помирились. Но лучше объясняться не въ церкви при всѣхъ, а на единѣ. Другія[,[3]] какъ хотятъ; а ты старайся внутренно умиротвориться. Имѣть же ко всѣмъ довѣріе, и другъ къ другу ходить нѣтъ никакой надобности. Не беспокойся и о томъ, что какіе либо толки другихъ /будто–бы/ могутъ тебѣ повредить. Знай, что /кто/ другихъ поноситъ, тотъ самъ себѣ вредъ наноситъ.

{Миръ тебѣ, и Божіе благословеніе, и помощь отъ воскресшаго Господа на все благое, и душеполезное, и спасительное.

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[4]/

 

/P. S.[5]/

Здоровье мое по прежнему не хорошо. Не выхожу изъ кельи, а часто простужаюсь. Въ Январѣ у меня былъ насморкъ на насморкъ, и сдѣлалась глухота, которая продолжалась недѣли двѣ, и очень меня затрудняла въ пріемѣ посѣтителей. Теперь же въ постъ очень ослабѣлъ: безрыбная пища недостаточно питаетъ измождалое мое тѣло.

О. П[р]именъ привѣтствуетъ тебя о Господѣ, и поздравляетъ съ свѣтлымъ праздникомъ, и молитвенно желаетъ тебѣ милости Божіей.[6]}

 

 

 

<Рукой писца>

11 Дек.<абря> 75 г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[7]]

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![8]]

{Прости, что очень давно не писалъ тебѣ. Здоровье мое съ году на годъ все болѣе и болѣе слабѣетъ; обдержащая же меня молва народная отъ многолюдства не прекращается, а усиливается; и потому я не имѣю ни силъ, ни возможности отвѣчать исправно на получаемыя мною письма.

Твоихъ писемъ безъ отвѣта набралось до шести. Между прочимъ ты[9]}{пишешь о поѣздкѣ своей въ Почаевскую Лавру[10], и говоришь, что здоровье твое тамъ было хорошо, но возвратившись опять стала болѣть. Потомъ описываешь, какъ въ праздникъ Смоленской Божіей Матери въ Лаврскомъ Соборѣ, вздремнувши, видѣла двухъ голубей, на тебя спускающ[ій]/их/ся, и потомъ слышала гласъ: Готовься къ Сыну моему. За тѣмъ ты подробно объясняешь свои недоумѣнія, что затрудняешься и принять и отвергнуть этотъ гласъ. Я тебѣ уже не разъ и говорилъ, и писалъ, что въ подобныхъ случаяхъ слѣдуетъ держаться совѣта Преподобнаго Марка Подвижника, который въ 28й главѣ о мнящихся отъ дѣлъ оправдатися, пишетъ такъ: «добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованіемъ приносити Богови: Той бо вѣсть обоюполезное». Поэтому оставь слышанный тобою гласъ безъ всякаго значенія. Готовиться же къ кончинѣ мы имѣемъ Заповѣдь отъ Самаго Господа, глаголющаго во Евангеліи: будите готови, яко въ онь же часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44). Пишешь, что если начнешь готовиться, и понудишь немощную плоть, то можешь слечь въ постель. Но готовиться нужно душею, а не тѣломъ. Напримѣръ, сама сознаешься, что часто бываешь въ борьбѣ съ высокоуміемъ. Блюди же за этимъ; и отвергай гордые и всякіе другіе Богу противные помыслы. Всѣ святые считали себя худшими всѣхъ, землею и прахомъ; значитъ, если кто высокое о себѣ помышляетъ, тотъ не идетъ путемъ, указаннымъ святыми отцами. Еще писала ты, что когда бываешь больна, то тебѣ затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь: какъ же тебѣ быть? И объ этомъ я тебѣ не разъ говорилъ, и писалъ, что вредно понуждать немощное тѣло выше силы его, и что отъ этого бываетъ /только/ смущеніе на смущеніе. Если не можешь класть земныхъ поклоновъ, клади поясные; или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вмѣсто поклоновъ хоть осѣняй себя крестнымъ знаменіемъ, на первыхъ 30 молитвахъ каждой сотницы, при исполненіи четочнаго пятисотеннаго правила.[11]}

{Поздравляю тебя съ приближающимся праздникомъ Рождества Хрістова, который желаю тебѣ встрѣтить и провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ и утѣшеніи духовномъ.[12]}

/Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[13]/

 

 

 

 

 

<Рукой писца>[14]

14го Дек.<абря> 75.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[15]]

Сестра о Господѣ

Мать /N!/ [Александра![16]]

11го ч.<исла> послалъ я тебѣ письмо, а вечеромъ тогоже дня получилъ твое письмо отъ 5го Дек.<абря>. Отвѣчаю вкратцѣ. Если будешь чувствовать себя не хорошо, можешь просить М. Иг.<уменью>, о чемъ пишешь. — Жить можешь тамъ, гдѣ теплѣе. — Видѣться съ родными /т. е. прощаться/, кажется нѣтъ надобности. — Паки поздравляю тебя съ праздникомъ Рождества Хрістова и съ Новымъ Годомъ. Миръ тебѣ!

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[17]/

 

 

 

 

 



[1] Ср. письмо 398.

[2] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[3] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[4] Рукой Амвросия.

[5] Вписано красным карандашом издателей.

[6] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[7] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[8] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[9] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[10] Почаевкая Успенская Лавра — второй по своему историко–церковному статусу (после Киево–Печерской лавры) православный (мужской) монастырь на Украине. Расположен в городке Почаев Тернопольской области (прежде — Волынской губернии), на высоком холме.

По преданию основан печерскими иноками, бежавшими на Волынь от Батыя и поставившими здесь Успенскую церковь. Ко времени основания относят явление Богоматери, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе). В 1597 помещица Анна Гойская перенесла сюда почитавшуюся чудотворной икону Богоматери и наделила монастырь землевладениями. Среди настоятелей обители наиболее известен Иов (Желизо; ум. 1651), причисленный к лику святых. Долгое время находясь в составе польско-литовского, преимущественно католического государства, монастырь оставался православным, однако уже после присоединения Украины к России, в процессе усиления влияния Ватикана в западнославянских землях, был в 1720 обращен в униатский. К этому периоду относятся наиболее значительные сооружения, связанные с благотворительностью графа Н. Потоцкого. После того как монахи-униаты поддержали польское восстание 1831, император Николай I передал монастырь в ведомство православной епархии, а в 1833 его сделали лаврой.

Издалека виден монументальный Успенский собор (1771—1791), выстроенный в стиле австрийского барокко по проекту архитектора П. Г. Гофмана; здесь расположены главные святыни — рака с мощами преподобного Иова и «Стопа» с источником. Архитектурно выделяются также трапезная того же времени и стиля, классицистическая колокольня (1861) и Троицкий собор (1906, архитектор А. В. Щусев, наружная мозаика Н. К. Рериха).

[11] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи  включена в письмо от 3 апреля 1875 г.

[12] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[13] Рукой Амвросия.

[14] Это письмо в подготовленной к печати рукописи отсутствует.

[15] Зачеркнуто красным карандашом издателей.

[16] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.

[17] Рукой Амвросия.