<Рукой писца>[1]
3 Апрѣля 75 г.
+
Сестра о Господѣ
Мать /N!/ [Александра![2]]
Поздравляю тебя съ приближающимся свѣтлымъ
праздникомъ Воскресенія Хрістова, и сердечно желаю тебѣ свѣтоносное
сіе торжество встрѣтить и провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ
и въ радости о Господѣ.
Письма твои отъ 12го Января
и отъ 9го Февраля получилъ; но по немощи тѣлесной
и недосугу до сихъ поръ не успѣлъ тебѣ отвѣчать. Писала ты о
вашемъ столкновеніи съ М. П.
Хорошо, что вы хоть какъ нибудь, да помирились. Но лучше объясняться не въ
церкви при всѣхъ, а на единѣ. Другія[,[3]]
какъ хотятъ; а ты старайся внутренно умиротвориться. Имѣть же ко всѣмъ
довѣріе, и другъ къ другу ходить нѣтъ никакой надобности. Не
беспокойся и о томъ, что какіе либо толки другихъ /будто–бы/ могутъ тебѣ
повредить. Знай, что /кто/ другихъ поноситъ, тотъ самъ себѣ вредъ
наноситъ.
{Миръ тебѣ, и Божіе благословеніе, и помощь отъ воскресшаго Господа на все благое, и душеполезное, и спасительное.
Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.[4]/
/P. S.[5]/
Здоровье мое по прежнему не хорошо. Не выхожу изъ кельи, а часто простужаюсь. Въ Январѣ у меня былъ насморкъ на насморкъ, и сдѣлалась глухота, которая продолжалась недѣли двѣ, и очень меня затрудняла въ пріемѣ посѣтителей. Теперь же въ постъ очень ослабѣлъ: безрыбная пища недостаточно питаетъ измождалое мое тѣло.
О. П[р]именъ привѣтствуетъ
тебя о Господѣ, и поздравляетъ съ свѣтлымъ праздникомъ, и
молитвенно желаетъ тебѣ милости Божіей.[6]}
<Рукой писца>
11 Дек.<абря> 75 г.
[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[7]]
Сестра о Господѣ
Мать /N!/ [Александра![8]]
{Прости, что очень давно не писалъ тебѣ.
Здоровье мое съ году на годъ все болѣе и болѣе слабѣетъ;
обдержащая же меня молва народная отъ многолюдства не прекращается, а
усиливается; и потому я не имѣю ни силъ, ни возможности отвѣчать
исправно на получаемыя мною письма.
Твоихъ писемъ безъ отвѣта
набралось до шести. Между прочимъ ты[9]}{пишешь о поѣздкѣ своей въ
Почаевскую Лавру[10],
и говоришь, что здоровье твое тамъ было хорошо, но возвратившись опять стала
болѣть. Потомъ описываешь, какъ въ праздникъ Смоленской Божіей Матери въ
Лаврскомъ Соборѣ, вздремнувши, видѣла двухъ голубей, на тебя
спускающ[ій]/их/ся, и потомъ слышала гласъ: Готовься къ Сыну моему. За тѣмъ
ты подробно объясняешь свои недоумѣнія, что затрудняешься и принять и
отвергнуть этотъ гласъ. Я тебѣ уже не разъ и говорилъ, и писалъ, что въ
подобныхъ случаяхъ слѣдуетъ держаться совѣта Преподобнаго Марка
Подвижника, который въ 28й главѣ о мнящихся отъ дѣлъ
оправдатися, пишетъ такъ: «добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже
проклинати истины ради, но вся упованіемъ приносити Богови: Той бо вѣсть
обоюполезное». Поэтому оставь слышанный тобою гласъ безъ всякаго значенія.
Готовиться же къ кончинѣ мы имѣемъ Заповѣдь отъ Самаго
Господа, глаголющаго во Евангеліи: будите готови, яко въ онь же часъ не мните,
Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44). Пишешь, что если
начнешь готовиться, и понудишь немощную плоть, то можешь слечь въ постель. Но
готовиться нужно душею, а не тѣломъ. Напримѣръ, сама сознаешься,
что часто бываешь въ борьбѣ съ высокоуміемъ. Блюди же за этимъ; и
отвергай гордые и всякіе другіе Богу противные помыслы. Всѣ святые
считали себя худшими всѣхъ, землею и прахомъ; значитъ, если кто высокое о
себѣ помышляетъ, тотъ не идетъ путемъ, указаннымъ святыми отцами. Еще
писала ты, что когда бываешь больна, то тебѣ затруднительно класть земные
поклоны, и спрашиваешь: какъ же тебѣ быть? И объ этомъ я тебѣ не
разъ говорилъ, и писалъ, что вредно понуждать немощное тѣло выше силы
его, и что отъ этого бываетъ /только/ смущеніе на смущеніе. Если не можешь
класть земныхъ поклоновъ, клади поясные; или стоя, сидя, или хоть лежа твори
молитву, а вмѣсто поклоновъ хоть осѣняй себя крестнымъ знаменіемъ,
на первыхъ 30 молитвахъ каждой сотницы, при исполненіи четочнаго
пятисотеннаго правила.[11]}
{Поздравляю тебя съ приближающимся
праздникомъ Рождества Хрістова, который желаю тебѣ встрѣтить и
провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ и утѣшеніи духовномъ.[12]}
/Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[13]/
<Рукой писца>[14]
14го Дек.<абря> 75.
[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[15]]
Сестра о Господѣ
Мать /N!/ [Александра![16]]
11го ч.<исла> послалъ я тебѣ
письмо, а вечеромъ тогоже дня получилъ твое письмо отъ 5го Дек.<абря>.
Отвѣчаю вкратцѣ. Если будешь чувствовать себя не хорошо, можешь
просить М. Иг.<уменью>, о чемъ пишешь. — Жить можешь тамъ, гдѣ
теплѣе. — Видѣться съ родными /т. е. прощаться/, кажется нѣтъ
надобности. — Паки поздравляю тебя съ праздникомъ Рождества Хрістова и съ
Новымъ Годомъ. Миръ тебѣ!
/Многогр.<ѣшный>
І.<еромонахъ> Амвросій.[17]/
[1] Ср. письмо 398.
[2] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.
[3] Зачеркнуто красным карандашом издателей.
[4] Рукой Амвросия.
[5] Вписано красным карандашом издателей.
[6] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.
[7] Зачеркнуто красным карандашом издателей.
[8] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.
[9] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.
[10] Почаевкая Успенская Лавра — второй по своему историко–церковному статусу (после Киево–Печерской лавры) православный (мужской) монастырь на Украине. Расположен в городке Почаев Тернопольской области (прежде — Волынской губернии), на высоком холме.
По преданию основан печерскими иноками, бежавшими на Волынь от Батыя и поставившими здесь Успенскую церковь. Ко времени основания относят явление Богоматери, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе). В 1597 помещица Анна Гойская перенесла сюда почитавшуюся чудотворной икону Богоматери и наделила монастырь землевладениями. Среди настоятелей обители наиболее известен Иов (Желизо; ум. 1651), причисленный к лику святых. Долгое время находясь в составе польско-литовского, преимущественно католического государства, монастырь оставался православным, однако уже после присоединения Украины к России, в процессе усиления влияния Ватикана в западнославянских землях, был в 1720 обращен в униатский. К этому периоду относятся наиболее значительные сооружения, связанные с благотворительностью графа Н. Потоцкого. После того как монахи-униаты поддержали польское восстание 1831, император Николай I передал монастырь в ведомство православной епархии, а в 1833 его сделали лаврой.
Издалека виден монументальный Успенский собор (1771—1791), выстроенный в стиле австрийского барокко по проекту архитектора П. Г. Гофмана; здесь расположены главные святыни — рака с мощами преподобного Иова и «Стопа» с источником. Архитектурно выделяются также трапезная того же времени и стиля, классицистическая колокольня (1861) и Троицкий собор (1906, архитектор А. В. Щусев, наружная мозаика Н. К. Рериха).
[11] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи включена в письмо от 3 апреля 1875 г.
[12] Эта часть письма в подготовленной к печати рукописи отсутствует.
[13] Рукой Амвросия.
[14] Это письмо в подготовленной к печати рукописи отсутствует.
[15] Зачеркнуто красным карандашом издателей.
[16] Вписано и зачеркнуто красным карандашом издателей.
[17] Рукой Амвросия.