philolog.ru
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ДЕНИ ДИДРО
<<<вернуться на центральную просмотреть файл в формате pdf>>>


 

 V. О ДРАМАХ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ

Что касается меня, то я больше ценю страсть или характер, который раскрывается постепенно и лишь под конец проявляется во всей своей мощи, чем те сочетания событий, из которых образуется ткань пьесы, где одинаково водят за нос и действующих лиц, и зрителей. Мне кажется, что хороший вкус их презирает, а сильные эффекты с ними не вяжутся. Это, однако же, называют у нас движением. Древние об этом думали иначе. Простое построение, действие, взятое в момент, наиболее близкий к его развязке, дабы все было в напряжении; катастрофа, неминуемо надвигающаяся и все время отдаляемая каким—нибудь простым и правдоподобным обстоятельством; выразительные речи, сильные страсти; картины; один—два четко обрисованных характера — вот все их средства. Софоклу не нужно было больше, чтобы свести всех с ума. Тот, кто не любит читать древних, никогда не узнает, сколь многим наш Расин обязан старому Гомеру.

Не замечали ли вы, подобно мне, что, как бы ни была сложна пьеса, почти все пересказывают ее содержание после первого же представления? Легко запоминаются события, а не рассуждения, и стоит лишь узнать события, как сложная пьеса теряет свой эффект.

Если бы драматическое произведение ставили на сцене один только раз и никогда не печатали, я сказал бы поэту: «Усложняйте, сколько вам будет угодно, — вы наверняка взволнуете и увлечете зрителя; но будьте просты, если хотите, чтобы вас читали и помнили».

Одна хорошая сцена содержит больше идей, чем целая драма может предложить событий; к идеям—то и возвращаются, их слушают без устали: они волнуют в любое время. Сцена Роланда в пещере, где он ждет вероломную Анжелику, обращение Лузиньяна к дочери, Клитемнестры — к Агамемнону для меня всегда новы8.

229

Я допускаю какие угодно усложнения при условии, что действие остается единым. Почти невозможно вести одновременно две интриги так, чтобы одна не заинтересовала нас за счет другой. Сколько современных примеров мог бы я привести! Но я никого не хочу обижать.

Что может быть искуснее того способа, каким переплел Теренций9 любовные интриги Памфила и Харина в «Девушке с Андроса»? Однако обошлось ли и здесь без шероховатостей? Не кажется ли вам в начале второго акта, что вы смотрите другую пьесу? А разве пятый акт кончается интересно?

Тот, кто берется вести одновременно две интриги, подчинен необходимости разрешить их в один и тот же момент. Если главная интрига бывает завершена раньше, та, что остается, лишается поддержки; если, наоборот, эпизодическая интрига покидает главную, — появляется другое неудобство: персонажи либо неожиданно исчезают, либо неизвестно зачем возвращаются снова, и произведение искажается, интерес к нему охладевает.

Что стало бы с пьесой, которую Теренций озаглавил «Heautontimorumenos», или «Самоистязатель», если бы гениальным усилием поэт не возобновил интриги Клинии, законченной в третьем акте, и не связал бы ее с интригой Клитифона?

Теренций перенес интригу «Перинфеянки» Менандра в «Девушку с Андроса» того же греческого автора; из двух простых пьес он создал одну сложную. В «Побочном сыне» я проделал обратное. Гольдони слил в один трехактный фарс «Скупого» Мольера и характеры «Истинного друга». Я разделил эти сюжеты и написал пьесу в пяти актах: хороша она или плоха, — несомненно я имел на то право.

Теренций утверждает, что после того, как он ввел второй сюжет в «Самоистязателя», получилась новая пьеса; я с ним согласен; лучшая ли — это другое дело.

Если бы я смел похвалиться некоторой ловкостью, проявленной в «Отце семейства», я похвастался бы тем, что наделил Жермейля и Сесиль страстью, в которой они не могут признаться друг другу в первых актах, и настолько подчинил ее страсти Сент—Альбена к Софи, что даже после объяснения — Жермейль и Сесиль не могут говорить о своей любви, хотя и находятся все время вместе.

230

Середины нет: всегда теряешь с одной стороны то, что выигрываешь с другой. Если вы добьетесь интереса и стремительности в развитии фабулы, умножив количество событий, у вас не будет речей; у ваших персонажей не хватит времени разговаривать; они будут действовать вместо того, чтобы рассуждать. Я говорю об этом по опыту.


далее>>>