В. П. ВЛАДИМИРЦЕВ
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
(поэтика локальных
историко-этнографических отражений)
«Россия Достоевского» (по
терминологически удачному определению А. А. Ахматовой из «Северных
элегий») начиналась целиком с «Петербурга Достоевского». Городской
эпистолярный роман «Бедные люди», «петербургская поэма» «Двойник», повесть об
обитателях столичных деревянных окраин «Хозяйка», рассказы из питерской
мещанской, «люмпенской», чиновничьей и простонародной жизни «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», «Ползунков», «Слабое
сердце», «Честный вор», «Чужая жена и муж под кроватью», «Елка и свадьба»,
«Домовой», хроникерско-репортажные фельетоны
«Петербургской летописи», исповеди («река слов»1) акварельных «Белых
ночей», повествование о внешней и внутренней судьбе артистической
интеллигенции «Неточка Незванова» — составили блестящую «петербургиаду» раннего Достоевского. Ее неоценимый
художественно-этнографический и этнопсихологический фонд писатель пополнял
затем постоянно вплоть до конца своей жизни (ср. его формулу «Но Петербург
совсем не Россия» в «Дневнике писателя» за 1881 год).
Понятие «Петербург Достоевского» давно и
прочно вошло в общественное сознание, и нет необходимости доказывать его
культурно-исторические полномочия, —
они очевидны. Достоевский уделяет огромное внимание «петербургской России» в
большинстве своих произведений, и поэтико-этнографический анализ их
буднично-бытовых сторон и подробностей — дело
хотя и достаточно сложное, но правомерное и нужное. Во всяком случае, системно
пока не выполненное ни в литературной, ни в
этнологической науке у нас и за рубежом. Предлагаемое
_______
1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. — Т. 2. — Л., 1972. — С. 114. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте (первая цифра — том, последующие — страницы).
82
исследование — первая проба такого анализа2, не претендующая, разумеется, на бесспорность
методики и выводов.
Автор «Преступления и наказания» не был
дотошным бытописателем Петербурга, как представители «физиологического» или
этнографического направления в русской литературе. Но и глубоко чуждый
самодовлеющего бытового эмпиризма, он воссоздавал четкий
историко-этнографический фон в своих «петербургских поэмах». Этот фон образуют
неисчислимые культурно-бытовые детали и обстоятельства из столичной жизни,
нередко, кстати, вызывающие большой интерес у этнографов-историков. Так, С. А. Токарев
и Т. Д. Филимонова, указывая на появление в 1840-х годах «немецкого
дерева» (новогодней, рождественской елки) в России, а именно в Петербурге, где
немцы жили с первых лет существования города3, — опираются на
сведения из рассказа Достоевского «Елка и свадьба» (1848)4. Другой
исследователь общественного быта русских горожан ссылается на факты из
произведений Достоевского о Петербурге как на
авторитетные этнографические показания5. Третий — на беглые
заметки писателя о столичных кукольных («петрушечных») представлениях в 1840-е
и 1870-е годы6. Иными словами, практика
«этнографического прочтения» Достоевского, начатая, между прочим, еще в
дооктябрьское время Д. А. Ровинским, В. О. Михневичем,
Д. К. Зелениным7, позволяет
пополнить источниковую базу для изучения этнографии
старого Петербурга. И тем самым, одновременно, — выявить реальное, коренящееся в конкретной бытовой
жизни Петербурга, историческое основание поэтики Достоевского-художника.
Чтобы дать полное описание всех
культурно-бытовых материалов по Петербургу, содержащихся в сочинениях
_______
2 Впрочем, в статье «Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» автору настоящих строк уже приходилось освещать эту проблематику в изучении творчества Достоевского (см.: Достоевский Ф. М. Материалы и исследования. — Вып. 5. — Л., 1983. — С. 74—89). В американском отзыве на нашу работу также указано на связь между этнографией и поэтикой у Достоевского. — См: Dostoevsky Studies // Journal of the International Dostoevsky Society. — 1984. Vol. 5. — Reviews. — P. 189—190.
3 «...Из всех иностранцев немцы наиболее органично были включены в жизнь Петербурга» (Юхнева Н. В. Петербург — многонациональная столица // Старый Петербург. — Л., 1982. — С. 28).
4 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. — М., 1983. — С. 150.
5 Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. — М., 1978. — С. 49, 280, 293.
6 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. — Л., 1984. — С. 80, 82.
7 Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. — К. IV. — СПб., 1881. — С. 408; Кн. V. — С. 324; Михневич Вл. Язвы Петербурга. Опыт историко-статистического исследования нравственности столичного населения. — СПб., 1886. — С. 107; Зеленин Дм. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Живая старина. — 1911. — Вып. I—II. — С. 241.
83
Достоевского, нужна, без преувеличения, не статья, а
книга. Для настоящей работы взяты в обзорном порядке и
систематизированы некоторые этнокультурные и этнопсихологические наблюдения
Достоевского-писателя над бытом «маленького» и «среднего» петербуржца XIX в. Историко-бытовое петербургиады предстает в итоге как ипостась психологического,
духовного. И в этом — поэтическая
суть петербургских этнографических отражений у Достоевского.
В сословно-психологических
отношениях между столичными жителями Достоевский отметил важные для
этнографа-историка черты.
Профессиональный переписчик деловых бумаг — типичная для Петербурга 40-х гг. фигура — Макар Девушкин принадлежит к захудалому
петербургскому чиновничеству («Бедные люди»). Он занимает даже не низшее место
на бюрократической лестнице, а находится за ее пределами; живет «пролетарием», на
грани нищеты, среди беднейшего разночинного служилого люда. Природа личности
Девушкина демократична. Он сам называет себя «соломой» (нутром чувствует
общественное родство с «соломенной» мужицкой Россией), когда в трепете чуть ли
не рабского самоунижения вспоминает аудиенцию у «его превосходительства». Это
человек низкого, недворянского происхождения, носит худородную, прозвищную (матронимичную, идущую
от крепостных незамужних «девушек»-служанок) фамилию (фамильное имя как
социально-этнографический знак); он социально забит и унижен; его образ жизни,
речевая культура откровенно простонародны и т. п. Однако сознание у этого
полунищего и полубесправного титулярного советника —
коренного петербужца отравлено принципом сословности,
который насаждался с эпохи Петра I
российским абсолютизмом. Макар мнит себя горожанином высшего порядка при
уличной встрече с «испачканными» петербургскими рабочими-артельщиками: они
якобы «затолкали» его, и он, «солома», с чувством разгневанного сословного
превосходства третирует их господским словечком «мужичье!» (1, 77).
Отсюда следует, что в Петербурге полюса
сословности превращались, если можно так выразиться, в курьезы сословности, и
эту тонкую культурно-психологическую дифференциацию в будничном самосознании и
поведении петербуржцев Достоевский воспроизвел с летописной поэтической
точностью. Дело не только и не столько в амбициозных предрассудках Девушкина,
воспитанных сословной регламентацией всего общественного быта. Собственно,
почему чувство личного достоинства мелкого чиновника было задето случайной
встречей с «артелью работников испачканных» на летних улицах Петербурга?
Обиженное девушкинское «затолкали меня, мужичье!» —
это лишь кажущаяся основной причина. Главная — в различии
84
укоренившихся сословно-этических точек зрения на
взаимное положение в социально-бытовом мире Петербурга. Забитого и робкого
чиновника не просто поразило, а испугало контрастно противоположное его собственному
поведение «мужичья» на столичной улице в раннюю, дождливую пору.
Коллективно-групповое движение «артели работников» было настолько вольным,
внушительным, что Девушкин, после встречи с ними, сник и растерялся, несмотря
на свои сословно-психологические позиции: «Робость нашла на меня, жутко
становилось...» (1, 77). Рабочие-артельщики, конечно, и не думали «затолкать»
бедного Макара Алексеевича. Но они прошли мимо него дружной ватагой, с независимым
видом, уверенные в своих силах, не уступая почтительно дороги прохожему в
чиновничьей шинели, которым оказался Девушкин. Именно тем и не понравилось ему
шествие «мужичья» по императорскому Петербургу, что не было в нем ничего ни от
робких привычек массы Девушкиных, ни от всей господствующей сословной этикетности в общественном (уличном) поведении. Так,
Достоевский выделяет среди фактов быта 40-х годов новые этнокультурные и
этнопсихологические явления, — в частности, внесословную самостоятельность
и нераболепную духовную силу у едва зарождавшегося
тогда рабочего класса Петербурга.
Писатель развивает свои нравоописательные
публицистические наблюдения за бытовой жизнью столицы в газетных
фельетонах-очерках «Петербургская летопись», которые печатает весной и летом
_______
8 О петербургских «рабочих-строителях» этого времени см. в кн.: Копанев А. И. Население Петербурга в первой половине XIX века. М.; Л., 1957. — С. 70 и сл.
85
проспекте как у себя дома», т. е. делают свое
дело и держатся при этом по-хозяйски свободно и смело — отнюдь не по-девушкински.
Романы, повести и рассказы Достоевского
«из петербургского быта» (28, кн. 1, 289) вскрывают психологию семейных отношений — их кризисный
и «случайный» характер.
Специфическая черта петербургской
демографии (срез: чиновничество, всякого рода разночинцы), по его наблюдениям, —
бессемейность. Взрослые и пожилые
петербуржцы-одиночки, круглые бобыли и бобылки, проходят длинной чередой по
страницам произведений Достоевского на темы столичного быта. Было бы
неправильным усматривать в этой особенности «петербургских поэм» писателя некий
каприз его литературного дарования. За индивидуальными судьбами героев одиночек
угадывается бытовая закономерность, присущая Петербургу и высмотренная
Достоевским. Писатель не преминул занести в «Сибирскую тетрадь» этнографически
ценное суждение из народных рассказов о Петербурге, слышанных им в Омской
каторжной тюрьме: «И чего тут нет, в Питере! Отца-матери нет» (4, 248). Он
специально, в качестве народного бытового свидетельства, повторил его в
«Преступлении и наказании» (6, 133) — классическом «петербургском» романе.
Бессемейное существование чиновника-петербуржца, при видимом отсутствии у него
каких-либо патриархально-родственных связей с иногородними сородичами, близкими —
характерное историко-этнографическое явление столичной жизни, по Достоевскому9.
Возможность бессемейного проживания в Петербурге обеспечивалась общественными условиями.
К ним относились: институт государственной службы, жалованья и льгот по этой
линии, быстро развивавшиеся буржуазные отношения, бездомность и в этой связи
широкое распространение квартиронайма со столом и
прислугой, уличная торговля съестным и другими товарами, густая сеть
«рестораций» (3, 262), кондитерских, трактиров, кухмистерских, магазинов,
гостиниц, ночлежек, «ужасные петербургские цены» (13, 69) и прочие трудности
«вседневного, подлого быта» (1, 63), достаточное количество квалифицированных
ремесленников сферы обслуживания, система нанимаемой платной прислуги, наконец,
так называемая «сладкая жизнь» большого европеизированного города-«парадиза». В
той либо другой форме все это тоже вошло на правах
художественно-этнографического материала в «петербургские» произведения
Достоевского.
_______
9 Ср.: «...Ни в каком городе в мире нет столько молодых, пожилых и даже старых бездомных людей, как в Петербурге» (Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. — Т. VIII. — М., 1955. — С. 407). На «антисемейный характер Петербурга» указывала этнографическая публицистика (Михневич Вл. Язвы Петербурга. — С. 355).
86
Писатель внимательно следил за
обстоятельствами горя и несчастья в семьях столичной бедноты. Его почти не
занимали благополучные, счастливые семьи, с достатком и прочным
морально-правовым положением в обществе. Достоевский изучал признаки кризисного
состояния во внутрисемейных отношениях рядовых петербуржцев. Он сформулировал
понятие о типичном для Петербурга «случайном семействе», которое противополагал
понятию о «семействе родовом», наподобие семьи Ростовых в «Войне и мире» Л. Н. Толстого
(16, 410). «Именно случайное семейство — вот определение современной
русской семьи» («Дневник писателя за 1877 год» — 25, 173).
Достоевским даны образы таких семей: Покровские в «Бедных людях» (подставной
муж, внебрачный сын), Ефимовы в «Неточке Незвановой» (падчерица, пьющие отчим и мать, распад и
гибель семьи), Мармеладовы в «Преступлении и наказании» (падчерицы и пасынок,
семейная проституция, распад и гибель семейства), Долгорукие-Версиловы в
«Подростке» (подставной муж, сводные дети, запутанные отношения между
законнорожденностью и незаконнорожденностью детей10). Что объединяет
их, делает «случайными»? Говоря словами Достоевского, «бессвязие
семейства», «разложение семейного начала», «домашний беспорядок», «род
эфемерный» (16, 43, 80, 86, 410); «семейство русское» — «расшатано,
разложено» (25, 173). Не способствовали оздоровлению семейных союзов неравные
браки (жениху 50, невесте 17 лет — 18, 14). Писатель ставил себе в
заслугу открытие и художественно-этнографическое изображение «случайного
семейства» в русской литературе (16, 435). Вместе с тем наблюдения Достоевского
над «семейными мастеровыми», которых, по его подсчетам, «очень в Петербурге
много» (21, 110), существенно дополняют художественно-этнографическую
характеристику семьи из низших сословий. В нравах петербургского мастерового
(например, слесаря или рабочего типографии) он замечает особенности иного
свойства. По воскресеньям, к вечеру, мастеровые «прохаживаются около своих же
домов или идут «прохладно», возвращаясь с семейством откудова-нибудь
из гостей». «Идут они степенно... мужья с женами... всегда разодетые
по-праздничному» (но, разумеется, бедно. — В. В.); «очень часто они с детьми» (21,
110). Это — совсем иные «семейства», с более основательными и прочными
родственными узами.
Есть еще один аспект у этнографии семьи в
сочинениях Достоевского. Писатель-гуманист не мог пройти мимо плачевной участи
семей, вынужденных переселяться в столицу из провинции по делам: «Сюда много
приезжают из провинций с
_______
10 Ср.: Аркадий-Подросток: «Я — законнорожденный, хотя я, в высшей степени, незаконный сын» (13, 6).
87
надеждами,
бегают и так вот живут» (8, 333). «Приезжее и забедневшее
семейство продавало вещи, платье и проч., все женское» (6, 52).
Семьи-переселенцы застревали и оставались на новом месте, впадая в бедность и
нищету. Кроме того, миграция подтачивала и разрушала семейные отношения,
основанные на благочестивых, но архаичных и традиционных нормах и
представлениях. Одни переселившиеся семьи, особенно вдовьи, попросту исчезали в
водовороте столичного бытия (Доброселовы в «Бедных
людях», Смиты в «Униженных и оскорбленных», семья «бедной Оли» в «Подростке»),
другие терпели тяжкий морально-психологический урон (Ихменевы
в «Униженных и оскорбленных», семья безработного медика в «Идиоте»).
Этнографически любопытны мытарства
обедневшей стародворянской семьи Ихменевых,
перебравшихся в Петербург по тяжебной надобности («Униженные и оскорбленные»). Пока
Ихменевы жили у себя в поместье, у них в семье был
непререкаем авторитет родительской власти, царили мир и согласие. Это
патриархальное равновесие в отношениях между пожилыми родителями и взрослой
дочерью резко нарушилось с переездом семейства в столицу. Здесь дочь осмелилась
пойти против отцовской воли, оставила родительский дом и вступила в
предосудительную связь с барчуком и вертопрахом. Сосредоточив художнические
усилия на изображении своенравной психологии любви, Достоевский вместе с тем
пространно описывает психологические подробности культурно-бытовых сдвигов в
семье «нео-петербуржцев» Ихменевых.
Чтобы вернуть дочь на стезю
патриархальной добродетели, отец применяет сильнейшее по тем временам
старозаветное исправительно-карательное средство — родительское проклятие.
Как известно, лишение детей родительского благословения, предание отцовскому
проклятию были тогда чем-то вроде «гуманной» формы жестокой казни, которую
родители учиняли над непокорными детьми. Недаром фольклор русских поверий и быличек XIX века
полон указаний на злополучную судьбу проклятых детей11. Достоевский
психологически исследует этот бытовой мотив на петербургском материале.
Сюжетная интрига «Униженных и оскорбленных» построена на житейских
обстоятельствах: Ихменев проклинает дочь «навеки» (3,
223, 396). Сила проклятия держится на повсеместном убеждении: «Отец проклял, и
бог покарает» (3, 217). Сознание петербургских жителей еще достаточно суеверно,
чтобы верить в гибельные последствия проклятия. Наташа Ихменева
отвечает было
______
11 «...Проклятого земля не принимает, и будет он всю жизнь трястись, как осиновый лист» (Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Русского географического общества. — Вып. 1. — Птд., 1914. — С. 802).
88
родителям тем же: «Я сама проклинаю их!...» (3, 402).
Однако наложенное отцом проклятие все больше тяготит ее и всех членов семьи.
Поиски путей к примирению сторон изобилуют взаимными угрызениями совести,
страдальческими раздумьями. Драма романа достигает кульминации. Прощением
возвратившейся Наташи как будто и разрешается внутрисемейный конфликт. Нелегкую
победу одерживает все-таки родительская власть, но «парадизный»,
непатриархальный столичный быт уже расшатал ее. К
этому итогу приводят читателя художественно-этнографическая мысль Достоевского,
равно как и весь романный анализ процесса обновления брачно-семейных отношений
в 40—50-е годы.
Но изучение социально-психологического
содержания локальной этнографической обстановки в «петербургских» произведениях
Достоевского — отнюдь не единственный путь к решению темы настоящей
статьи. Не менее полезными и плодотворными представляются целевые выборки того
фонового историко-этнографического материала, который создают у писателя
конкретные культурно-бытовые реалии из жизни Петербурга, имеющие то, либо другое —
это обязательное условие — поэтическое (психологическое) значение. Массив
этих реалий практически не разрабатывался, хотя ясно, что их выявление и
описание могли бы послужить подспорьем в этнографических исследованиях старого
Петербурга (см. работы упомянутых ранее С. А. Токарева, Т. Д. Филимоновой,
М. Г. Рабиновича, А. Ф. Некрыловой)
и, конечно, в изучении поэтики Достоевского-писателя. Попыткой
«контент-анализа» такого рода являются даваемые ниже системные подборки реалий-«петербургизмов» из сочинений Достоевского.
Бытовая переписка; частные письма. Достоевский обратил пристальное внимание на
утвердившиеся эпистолярные обычаи «маленьких» петербуржцев, «эффект письма»
(13, 393), иногда катастрофический, в столичной повседневности. Характерный
сущностный признак урбанизированной социальности романа «Бедные люди» — внутригородское
(даже «внутридворовое») общение героев с помощью
писем и письмоносцев. В будничной жизни «петербургских» персонажей Достоевского
«сила письма» (16, 148), записки играет серьезную, порой первостепенную роль.
Эпистолярные звенья писатель намеренно сделал «общим местом» в психологическом
анализе и сюжетно-композиционном оформлении своих «петербургских поэм»,
средоточием их завязок и развязок. Но художественная эпистолография
Достоевского не есть исключительно литературный прием: она отражала
культурно-бытовые реальности своего времени. Писатель давал высокую (и
этнографически важную) журналистско-социологическую оценку письмам своих
современников из простого звания: «знаменье времени» (21, 290). (Отметим
89
в скобках
симптоматичную, поразительную деталь. Находясь в
В произведениях Достоевского описываются
разные способы доставки и передачи корреспонденции адресату. Наряду с
«почтарями» (доставка по городской почте) носят письма слуги, рассыльные,
дворники, знакомые, близкие, друзья. Примечательны слова Ихменева:
«У нас ведь теперь целые дни скороходы с записками из дома в дом бегают» (3,
306). Практикуется вложение писем в книги; надушенная и мелко сложенная
любовная записка может быть тайком переброшена адресату во время спектакля в
театре; письма оставляют к сроку в заранее обусловленных местах и т. д.
Достоевский обращается и к фактам бытования анонимных писем (средства
дезинформации, доноса, оговора, интриги). Его интересуют частные письма,
которые по воле обстоятельств становятся юридическими документами, поворотными,
роковыми в личной и общественной жизни героев, попадают в руки дельцов,
мошенников, авантюристов и шантажистов. По Достоевскому, грязная, спекулятивная
игра такими письмами-«заложниками» — тоже «знаменье времени» (сюжетное
обыгрывание «документа» в «Подростке»). Писатель проникает в каноны народной эпистолографии Петербурга (письма Макара Ивановича в «Подростке»).
Отмечает обычай (преимущественно у женщин) хранить
_______
12 Стандартизированным образцам «литературы письмовников», этих эпистолографических наставлений века, Достоевский противопоставляет неповторимо индивидуализированные, духовно сложные письма Девушкина, Настасьи Филипповны и других персонажей и как бы учит читателей должному эпистолярному мастерству.
90
рассортированные письма в домашних архивах, как
реликвии фамильной памяти. Наконец, Достоевским зафиксировано использование «записок»
в петербургском нищенском промысле: дети собирают подаяние по «записке». Ее
образец («все известное») дан в «Бедных людях»: «благодетели мои, мать у детей
умирает, трое детей голодают, так вы нам теперь помогите, а вот, как я умру,
так за то, что птенцов моих теперь не забыли, на том свете вас, благодетели
мои, не забуду» (1, 87).
Способы внутригородского передвижения. Извозчичьи колесные и санные повозки (говоря современным языком, «общественный
транспорт»), «публичные кареты» (6, 414), собственные и нанимаемые на долгий
прокатный срок богатые экипажи («личный транспорт») составляют обязательную
принадлежность петербургского культурно-бытового и хозяйственного порядка, как
тот описывается у Достоевского. В незимнее время к
сухопутным средствам передвижения добавляются водные — лодки, барки.
Зарисовки Достоевского на «транспортные» мотивы отличаются этнографичностью
наблюдений. В «Белых ночах», например, повествуется о том, как весной «весь
Петербург» поднимается и уезжает на дачу: «длинная процессия ломовых
извозчиков, лениво шедших с возжами в руках подле
возов, нагруженных целыми горами всякой мебели, столов, стульев, диванов
турецких и нетурецких и прочим домашним скарбом, на котором сверх всего этого,
зачастую восседала, на самой вершине воза, щедушная
кухарка, берегущая барское добро как зеницу ока; ...тяжело нагруженные домашнею
утварью лодки, скользившие по Неве иль Фонтанке, до Черной речки иль островов»
(2, 102, 104); «мужички... тут же вечеряют на своих барках, запрудивших
Фонтанку» (2, 115). В «Преступлении и наказании» сообщается, как сенные барки
на Неве служат местом ночлега для подгулявших чиновников (6, 13), как «въехал в
ворота огромный воз сена» (6, 60) и т. п. Петербургские «транспортные»
эпизоды специфичны: чиновник убегает от расплаты с извозчиком через сквозные
ворота («Господин Прохарчин»); пассажир дергает за
сигнальный шнурок, привязанный к локтю извозчика-кучера, чтобы остановить и
повернуть карету в нужную сторону («Двойник»); на улице парой лошадей,
запряженных в щегольскую барскую коляску, раздавлен человек («Преступление и
наказание»); седок спрашивает кучера об ожидаемой погоде («Вечный муж»); ночной
извозчик-ванька дежурит у ресторана («Записки из
подполья»); «тройки с колокольчиками» (очевидно, исчезавшие в столице) воспринимаются
как особый ездовой шик («Идиот»); горожанин торгуется с извозчиками о стоимости
проезда («Униженные и оскорбленные») и т. д. Одновременно Достоевский
показывает, что для большинства столичного населения, стесненного в средствах
существования, главным и постоянным было пешее
91
передвижение по всей территории города. Этот бытовой
момент акцентирован в его сочинениях. Девушкин, Ордынов,
Шумков, Мечтатель, Иван Петрович, Раскольников, Подросток и др. преодолевают
пешим ходом огромные расстояния, исхаживая (иногда
быстрым, беговым шагом) город из конца в конец. Аркадий Долгорукий называет это
«большой ходьбой», «побежал», «прибежал» (13, 101, 418).
Квартирно-жилищный наем «от жильцов». Ни один из авторов XIX в., писавших о «физиологии Петербурга», не уделил
этой хозяйственно-этнографической теме так много художнического внимания, как
Достоевский. Его герои обыкновенно живут «угловой жизнью» (10, 149) — в
так называемых «углах», «клетках» (6, 22), тесных, плохо приспособленных для
жилья помещениях: кухонных, чердачных, проходных, промежуточных, «гробообразных», за перегородкой и т. п. Все эти «дырья» (27, 62) — наихарактерные
модели петербургского бытового мира в глазах Достоевского и его персонажей.
Домовладельцы и квартирохозяева с буржуазной предприимчивостью выжимают доходы
из каждого пятачка даже трущобной жилплощади, пользуясь бездомностью
чиновно-служилых и низовых масс города. Процветает система двустепенного
найма жилья. Ганя Иволгин снимает квартиру на третьем
этаже «из шести или семи комнат и комнаток», что не совсем по карману семейному
чиновнику с умеренным жалованьем; но квартира эта «предназначалась для
содержания жильцов со столом и прислугой» («Идиот», 8, 76). «Васин жил в
меблированной комнате от жильцов, очевидно бедных и тем промышлявших, имевших
постояльцев и кроме него» («Подросток», 13, 117); мать с дочерью «в какой-то
каморке от жильцов стоят, только что приехали» («Преступление и наказание», 6,
371) и т. п. Такая хозяйственно-бытовая «диалектика», при которой
квартиронаниматель сам становился квартиросдатчиком,
имела, судя по художественно-этнографическим данным Достоевского, большое
распространение. В морально-психологическом плане эта двойственность роняла
достоинство и честь среднесословного
нанимателя-сдатчика. «Ганя... называл содержание
жильцов безобразием»; генерал Иволгин восклицал: «По обстоятельствам содержим
квартиры, — падение неслыханное!» (8, 76, 81). Но для большинства
нанимателей-сдатчиков квартир в этом коммерческом предприятии не усматривалось
ничего зазорного (Липпевехзель, Капернаумов, Ресслих в «Преступлении и наказании» и др.). На страницах
Достоевского сохранилась старопетербургская бытовая
терминология: «нанимать от хозяев», «нанимать от жильцов», «от жильцов жить»
(«стоять»). В повести «Хозяйка» Ордынов бродит по
петербургским переулкам и высматривает по ярлычкам, прибитым к воротам домов,
где можно найти «требуемый угол у каких-нибудь бедных жильцов» (1,
92
264). Герой повести «Слабое сердце» говорит: «побегу
смотреть ярлыки на воротах» (2, 29). В «Преступлении и наказании» вновь
упомянуты эти «ярлычки на воротах», которые, вместе с наклеенными «бумажечками
на стеклах окон», извещают о сдаче внаем от жильцов «промежуточной» комнаты (6,
253). В «Подростке» Аркадий по тем же ярлычкам ищет себе «угол» «от жильцов»
(13, 125). Свидетельства Достоевского о «ярлычках», предлагавших бездомным и бесквартирным петербуржцам и приезжим за сравнительно
невысокую плату (от двух с половиной до 10 рублей в месяц — см.
рассказы «Домовой» и «Прохарчин») «угол» «от
жильцов», расширяют наши представления о столичном быте.
Бытовое разговорное красноречие. Художественно-лингвистические материалы также имеют
ближайшее отношение к бытовому разрезу «петербургских» сочинений Достоевского.
В речевом поведении и портрете своих героев-петербуржцев писатель, до мелочей,
как известно, верный действительности, закрепил образцы столичной разговорной
речи 40—70-х годов XIX в. (языковые компоненты
этнокультуры13). Современный Достоевскому критик-журналист, живший в
Петербурге, находил в романе «Бедные люди» отголоски «ежедневных сплетнических бесед Песков или Петербургской стороны»14.
Такие речистые, говорливые герои писателя, как Макар Девушкин (из «Бедных
людей») или Ползунков (из одноименного рассказа), в высшей степени достоверны
прежде всего как носители языкового сознания и стиля мелкочиновного Петербурга
своего времени. «И в должность-то я сегодня пошел таким гоголем-щеголем»; «У
меня кусок хлеба есть свой»; «Тут я просто болван болваном оказываюсь»; «Как в
чаду хожу!»; «...молоденек-то, я молоденек был тогда!»; «...каждый чин требует
совершенно соответственной по чину распеканции» (1,
19, 47, 51, 61, 63); «...да как зальюсь своими горючими»; «Утром проснулся ни
свет ни заря, всего-то спал часик-другой»; «...я тут благим матом крикнул»; «Я
домой со всех ног» (2, 11, 12, 15) — эти бойкие слова и интонации живого
народно-петербургского говорка являются художественно-этнографическим
свидетельством эпохи, адекватным образом тогдашнего городского обиходного
красноречия и сопутствующей культурно-бытовой установки на неофициальное
общение. Достоевский запечатлел и целый ряд локальных языковых этнографизмов15,
подхваченных им из стихии петербургской устно-разговорной речи. Таковы,
_______
13 Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981. — С. 19.
14 Библиотека для чтения. — 1846. — Т. 75. — Отд. V. — С. 34.
15 О лингвистическом термине «этнографизм» см.: Филин Ф. П. Проект Словаря русских народных говоров .— М.; Л., 1961. — С. 29—30.
93
например, в
«Дневнике писателя» «мальчик с ручкой», «ходить «с ручкой» (о нищенском
промысле малолетних: ребенок, просящий милостыню, с протянутой к прохожим
рукой), «стрюцкий» (из словаря «петербургского простонародья»: дрянной человек,
с оттенком презрения — 26, 63—65), в «Униженных и оскорбленных» — «адмирал
Чаинский» (из лексикона ресторанных завсегдатаев,
гурманов: наименование особого смешанного напитка), в «Подростке» — «на
крючок» (в кабаках Петербурга крючком называлась мера вина, водки) и т. д.
Нищенство. Писатель никогда не упускал из виду «бедных людей»
Петербурга. Эта тема разработана у него в плоскости социально-критической, гуманоцентрично (защита прав человека). Этнограф-петербурговед
найдет здесь немало заслуживающих внимания подробностей. В изображении и
трактовке Достоевского (от первого романа «Бедные люди» до публицистики
«Дневника писателя») столичная жизнь легко стирала зыбкую границу между
бедностью и нищетой, толкала малоимущих и неимущих горожан к различным формам
попрошайничества и нищебродства, вынуждала обращаться
к унизительным средствам существования (дочь бедняка идет на панель;
жилец-полунищий ворует дрова у дворника; писарь украл чайную ложку в «вокзале»
и продал ее; подкидывают детей за невозможностью содержать их и т. д.).
Нищенство изобличено писателем как массовый социальный недуг крупнейшего в
России города, где располагалась резиденция императора и жила, утопая в
роскоши, сановная знать. Этнографически репрезентативна петербургская уличная
сцена в романе «Подросток»: «господин офицер» бесцеремонно выпрашивает у
прохожих денежное подаяние себе «на крючок» (стакан водки). Но условия и нравы
столичного житья-бытья допускали и другое — несравнимо более тягостное,
хотя и очень привычное — бытовое явление: милостыню на улицах и мостах
собирали дети. Достоевский при этом многократно отмечал, что детей на нищенский
промысел посылали (форма эксплуатации детского труда) матери, отцы, кто-либо из
родственников.
Некоторые нравы, обычаи, развлечения. Достоевский художественно совмещал и закреплял очень
пестрые элементы из культурно-бытового уклада Петербурга. Но литературно
обусловленный характер этой пестроты не может лишить их этнографического и
этнопсихологического значения. Тем более что среди бытовых реалий-«петербургизмов», зафиксированных писателем, попадаются
редкостные. Пренебрегать ими было бы заведомым упущением, потерей ценных фактов.
Только у Доствоевского имеется, например, указание на
особую приветливую общительность петербуржцев по утрам («Подросток», 13, 12).
Или описание «снаряда», с которым обитатели петербургских ночлежных домов
отправляли детей в кабаки за вином: на
94
концах сурового полотенца, надетого на шею юного
носильщика, пришиты две продолговатые плетеные корзинки (чтобы уберечь стекло
от ударов) для бутылок — хитроумная разновидность крестьянского коромысла
(«Подросток», 17, 98—99). Или упоминание о «всегдашних» (слово писателя)
надписях мелом на заборах, стыдливой мужской стирке белья на Неве по ночам
(«Преступление и наказание», 6, 85; 7, 223), полной неграмотности некоторых
дворян («Униженные и оскорбленные», 3, 392), рекрутируемых в публичные дома на
Сенной крестьянских девушках («Записки из подполья») и проч.
С помощью скупых этнографических деталей
Достоевский высвечивает многие стороны петербургского быта: через «адресный
стол» можно «в две минуты» разыскать нужного горожанина; на Екатерининском
канале «плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье» («Преступление
и наказание», 6, 96, 84); процветает «уличное перекупство»
(13, 70) и т. п.
По «петербургским» произведениям
Достоевского 40-х годов можно с уверенностью судить о том, что городской
новогодний праздничный обряд в своих основных чертах сложился к тому времени в
столице вполне определенно. Он уже тогда приобрел несколько замкнутый, домашне-семейный характер: «Теперь под Новый год все по семействам
собираются» («Слабое сердце»). Накануне Нового года горожане из средних и
высших сословий устраивали елку для детей; приглашались гости, с детьми; форма
празднества — «детский бал», с последующей раздачей подарков, елочных
игрушек детям; подарки — кукла, деревянное ружье, книжка повестей,
конфеты, фрукты («Елка и свадьба»). К рождеству и Новому году развертывалась
предпраздничная торговля; в торговых рядах и у разносчиков делались специальные
закупки: ситец — няне, игрушки и фрукты — детям, гусь — к общему
столу; иллюминационные свечки; продавались и покупались привозимые елки («Неточка Незванова»). Утром
первого января знакомые, друзья, близкие поздравляли друг друга с Новым годом.
Поздравления были очными, с визитами, или заочными, через чье-либо посредничество
(друг, брат), могли сопровождаться письмами, записками, вручением подарка.
Подчиненные поздравляли своих начальников, для чего являлись к ним на дом и в
швейцарской расписывались в новогоднем поздравительном листе; этот лист был
исчерчен столбцами имен визитеров-поздравителей («Слабое сердце»).
Первое апреля отмечали в столице как день
шуток, розыгрышей, веселых шалостей и проказ («Ползунков», «Вступление к
альманаху «1 апреля»).
К 60-м годам в Петербурге существовала и
такая празднично-бытовая традиция: «справлять новоселье», или «праздновать
новоселье» (Достоевский употребляет оба словосочетания), будь
95
то купленный двухэтажный дом или нанятая скромная
квартира («Скверный анекдот», «Преступление и наказание»). К застолью
собиралась «компания» — гости из круга близких, приятелей, сослуживцев;
подавались спиртные напитки (шампанское со льда, водка), закуска (селедка),
пирог, чай.
Горожане увлекались комнатным
цветоводством. Простонародье, мещане, купчихи разводили цветы (особенно герань)
в горшках на окнах («Бедные люди», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и др.): «чтоб
наслаждаться весной и цветами в душной городской квартире» («Белые ночи»).
Потребностям такой эстетизации домашнего быта
отвечала уличная торговля вразнос: желающие могли воспользоваться услугами
разносчиков с горшками цветов («Белые ночи»). Столичные богачи и аристократы
создавали в своих апартаментах оранжерейные «беседки» из экзотических растений
(«Неточка Незванова») —
явное влияние дворцово-парковой культуры высших сословий XVIII—XIX вв.16
В правилах и вкусах «маленького»
петербуржца было содержание певчих птиц в клетках: чижиков, канареек, соловьев,
говорящих скворцов («Бедные люди», «Ползунков», «Подросток» и др.). Старые девы
питали пристрастие к «старым мокроносым моськам или
вечно спящим кошкам» («Подросток»).
Чаепитие среди низших сословий считалось
весьма дорогим и, как бы мы сказали сейчас, престижным застольным занятием
(«Бедные люди» и др.), даже «прихотью» («Неточка Незванова»); поэтому некоторые, по бедности или из скопидомства,
вместо чая пили настой из полевых цветов и трав («Прохарчин»);
за неимением чая и средств для его приготовления, чиновник-бедняк мог сходить с
кружкой на Фонтанку за водой, чтобы там и напиться («Скверный анекдот»). Из
кухонной утвари особым хозяйственным вниманием пользовался самовар — эпизодический
«герой» многих петербургских сюжетов писателя.
По художественно-этнографическим
наблюдениям Достоевского, город был очень «народно-песенным». К
_______
16 Лихачев Д. С. Поэзия садов. — Л., 1982.
17 Юхнева Н. В. Петербург — многонациональная столица. — С. 17.
96
где он упрочил и развил свои фольклорные интересы)
признавал народную песенность неотъемлемым свойством
культурно-бытовой жизни низового Петербурга: это полностью соответствовало
исторической действительности, выражало ее. Женские плачи-причитания о горькой
«учаси» девушки-крестьянки в столице («Записки из
подполья»)18, уличное, трактирное и садовое исполнение народных, в
частности, плясовых, песен и городских «лакейских» припевок и романсов, сольное
и хоровое пение, многочисленные ссылки на песенников («Преступление и
наказание»), «петербургские» размышления над смыслом колыбельных песенок и причитываний русских нянек («Идиот») — все это
подлинные историко-этнографические детали из народного быта Петербурга,
засвидетельствованные писателем-очевидцем. Своеобразным символом народной
«трудовой» песенности в Петербурге стал у
Достоевского некий «большой дом»: «В доме все жили мастеровые, и целый день изо
всех этажей слышался стук молотков или песни»; «Очень громко (и давно уже) пел
песню в углу двора в окне один мастеровой, портной. Он сидел за работой...» («Бесы»,
глава «У Тихона»).
Литературно-поэтическая роль народной песенности в «столичных» сочинениях Достоевского трудно
переоценить. Мы вправе говорить о несравнимо большем, чем просто об
элементарных бытовых иллюстрациях, к которым, в силу некоей минимальной
этнографической необходимости, прибегал великий художник Петербурга.
Демократические мировоззренческие установки писателя, пожалуй, всего ярче
воплощались в поэтике его реализма. В том числе, конечно, и в поэтике
собственно этнографических заимствований и отражений. И если «русская,
настоящая» «песенка» петербургского жителя Разумихина «Зальюсь слезьми горючими» (6, 160) символически обратилась в
идейно-звуковую доминанту романа-плача о «несчастном» «убивце» (Раскольникове)19,
то и ближайшие причины, и общую основу этого художественного символизма следует
искать в «почвеннической» ориентации Достоевского, в его приверженности к
этическим и эстетическим идеалам народа, к демократическим критериям в оценке
происходящего с соотечественниками.
Предельно наблюдательного и чуткого
Достоевского занимал и тот факт, что в петербургском многонациональном
культурно-бытовом обиходе смешивались и перекрещивались начала исконно русские,
главным образом крестьянские, с западноевропейскими, идущими от петровских
преобразований. Отсюда
_______
18 Более подробно об этом в нашей статье «Народные плачи в творчестве Ф. М. Достоевского» // Русская литература. — 1987. — № 3. — С. 187—188.
19 Владимирцев В. П. «Зальюсь слезьми горючими» // Русская речь. — 1988. — № 1. — С. 119—123.
97
калейдоскопическая
смесь разноэтничных и разнонациональных
культурных элементов, отраженная в его произведениях. Чиновник-петербуржец,
пока еще с увлечением, как было принято у русского простолюдья,
слушает сохранившиеся в устном бытовании народные сказки, но вместе с тем, уже
по-европейски, истово читает и толкует газеты («Бедные люди»). Любопытен
параллелизм в будничном петербургском смешении этнографически разного.
Музыкальные инструменты: балалайка — с одной стороны, и фортепьяно,
особенно шарманка, — с другой («Преступление и наказание»). Игрушки: кукла
из тряпок («Бедные люди») и кукла нюренбергская20 («Чужая жена и муж
под кроватью»), гипсовые котята, которые ворочают головами вправо и влево
(«Хозяйка»). Игры и развлечения: орлянка («Двойник»), горелки, прятки («Вечный
муж»), жмурки («Идиот»), бабки, хождение по двору на ходулях («Подросток») и
необычайно популярный биллиард («Прохарчин», «Записки
из подполья» и др.), ночной преферанс («Как опасно предаваться честолюбивым
снам»), игра в воланы («Неточка Незванова»),
в театр и в пословицы («Вечный муж»), игра в фанты («Ползунков»), салонное «пети-жё» («Идиот»). Кушанья, напитки: кусок хлеба, лучок,
квас, щи («Честный вор»), пшенная каша («Слабое сердце»), пряники («Неточка Незванова»), блины,
жирные кулебяки, крошеные огурцы, черные сухари («Преступление и наказание»),
«ситный с луком, с творогом, с огурцом рассольным» («Прохарчин»),
подовые пироги, растегаи, пряничные петушки, «кислые
щи» (напиток), водка («Униженные и оскорбленные») — с одной стороны, и
колбаса, суп с картофелем и рисовой крупой, бифштекс с картофелем
(«Преступление и наказание»), бисквиты («Слабое сердце»), горячий бульон
(«Идиот»), пунш, ром, шампанское, лафит, кофе, чай с коньяком, коктейли
(«Униженные и оскорбленные») — с другой. Пляски и танцы: трепак под
балалайку («Петербургская летопись»), «рыбка», кадриль («Скверный анекдот») и
полька — «танец интересный, новый, модный, круживший всем головы»
(«Двойник»,
_______
20 О нюрнбергских куклах подробнее см.: Ortmann Erwin. Zinnfiguren einst und jetzt. —
21 Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870—1894—СПб., 1914.- С. 266. Подчеркнуто нами — В. В.
98
поклоны и европейские легкие кивки головой), одежду и
обувь (армяки и фраки, головные платки и парижские чепчики, смазные сапоги и
штиблеты, галоши), похоронный обрядовый комплекс (русский, с плачами,
отпеванием, поминками, которые на худой конец могли справляться даже в кабаке, —
см. «Записки из подполья», «Преступление и наказание» — и
европейско-католический, строгий и мрачно церемонный — см. «Петербургскую
летопись») и т. д. Писатель находит двуединое, не лишенное комизма,
совмещение этих русско-европейских крайностей в отдельных фактах петербургского
быта: «господа киями подрались у биллиарда» («Записки из подполья»); пьяный
«играл» ногой на фортепьяно («Преступление и наказание»); купец-старообрядец
запрещал взрослым сыновьям ходить в балет — «одна расправа, убьет!»
(«Идиот») и т. п.
Специфика петербургской этнографии и
этнопсихологии, исследованная Достоевским с художественно-идеологических точек
зрения, позволила ему выдвинуть и обосновать своего рода новый «этноним»:
«петербургские русские» («Скверный анекдот»). Вопрос о том, какими конкретными
художественно-этнографическими материалами наполнял это этнокультурное понятие
сам писатель-петербуржец, представляет глубокий интерес для «городской»
(урбанизированной) исторической поэтики русской литературы.
Художественно-этнографический опыт петербургиады
Достоевского, по праву уникального, вошел в поэтический «генофонд» нашей
словесности и сохраняет за собой значение образца. Ему охотно следовали так или
иначе А. А. Блок, В. В. Маяковский,
А. Белый, А. А. Ахматова.
Публицист и общественный деятель H. Н. Страхов
писал Л. Н. Толстому
через несколько дней после кончины Ф. М. Достоевского: «Чувство ужасной пустоты... не оставляет
меня с той минуты, когда я узнал о смерти Достоевского. Как будто провалилось
пол-Петербурга или вымерло
пол-литературы»21. Замечание оказалось чрезвычайно верным еще и в
том смысле, что Достоевский действительно, как никто другой, был Нестором
петербургской текущей жизни.
_______
21 Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870—1894. — СПб., 1914. — С. 266. Подчеркнуто нами. — В. В.
99