В течение всей жизни Ремизов вел дневники, из которых
уцелели по разным причинам далеко не все. Однако сохранился, пожалуй, наиболее
значимый из них, относящийся к 1917—1921 гг.1 Этот Дневник велся
для себя, и, одновременно, факт его написания изначально осознавался Ремизовым
как создание документа эпохи, не только фиксирующего происходящее, но и отражающего
точку зрения «очевидца» и «свидетеля». Неслучайно, почти сразу же, с августа по
декабрь
Как показал анализ этого Дневника и его первой творческой
переработки, в
_______
*© Грачева А. М.,
2001
1 Ремизов А. Дневник 1917—1921 / Подг.
текста А. М. Грачевой,
Е. Д. Резникова;
Вступ. заметка и коммент. А. М. Грачевой //
Минувшее: Исторический альманах. Вып. 16. М.; СПб., 1994. С. 407—549.
Далее страницы указываются в тексте в скобках после цитаты.
2 Ремизов А. Всеобщее
восстание. Временник.
1. Суспиция. 2. Кровавый мор. 3. Звезда сердца //
Народоправство. 1917. № 5. 1 авг.;
4. По
ратным мукам. 5. Между сыпным и тифозным. 6. Огненная
мать-пустыня // Там
же. № 10.
25 сент.; 7. Язык запал. 8. Тощета великая. 9. Хлеба //
Там же. № 12.
16 окт.;
10. Суд
непосужаемый. 11. На
своей воле. 12. Красный звон // Там же.
№ 18—19. 25 дек.
453
(Опыт изучения
общественного строя и сословных отношений в Смутное время)» С. Ф. Платонова3 и издание того же
автора «Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени»4.
Название, данное первой публикации дневниковых записей,
отсылало к одному из существенных документальных свидетельств эпохи русской
Смуты начала XVII в. —
«Временнику» дьяка Ивана Тимофеева. «Временник» был известен Ремизову по
исследованиям и публикации С. Ф. Платонова и ранее уже использовался писателем как один из
источников повести «Пятая язва». Выбор такого названия объяснялся не только его
емкостью и оригинальностью звучания для читателя XX в. Использование заглавия именно этого произведения было
одновременно и своего рода эстетическим жестом, выявлявшим авторскую позицию через
ее типологическое сходство с позицией древнерусского публициста. Как отмечал
Платонов, «Тимофеев —
исключение среди пишущей братии его времени: он всех откровеннее, он
простодушно смел, искренен и словоохотлив. Все прочие умеют сдержать свою речь
настолько, что ее смысл становится едва уловимым; они предпочитают молчать, чем
сказать неосторожное слово»5. Опираясь
на исторические свидетельства и их научное осмысление, Ремизов видел в личности
Ивана Тимофеева образ писателя, который не мог хранить «безумное молчание» в
момент, когда решалась судьба России, и ощущал себя наследником этой
публицистической традиции.
Еще в середине 1900-х гг. у Ремизова в общих чертах
сформировалось представление об историческом процессе как процессе развития
народной души, которому присуща не механическая динамика прямолинейно
восходящего, поступательного движения, а как бы постоянное вращение внутри
системы кругов, одновременно и сходных, и отличных друг от друга. В основе
подобных воззрений Ремизова лежали и философские учения нового времени (и
прежде всего философия Ф. Ницше), и христианские (в первую очередь, — эсхатологические) представления.
_______
3 Платонов С. Ф. Очерки по истории
Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.
(Опыт
изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). СПб.,
1899.
4 Платонов С. Ф. Памятники древней
русской письменности, относящиеся к Смутному времени // Русская
историческая библиотека. СПб., 1909. Т. 13.
5 Платонов С. Ф.
Очерки по истории Смуты… С. 212.
454
На новом этапе историософская концепция Ремизова
претерпела существенные изменения. Ранее, во времена, близкие к событиям
революции
В 1910-е гг. безысходный пессимизм Ремизова трансформировался в
осознание телеологической миссии страдания. Крестный подвиг Христа —
провиденциальный символ пути России,
страны «крестовых» сестер и братьев. Ее развитие проходит по кругам очищающих
ее страданий. Именно в этом для писателя заключалось «оправдание» мук народа, в
этом — надежда
на чаемое воскресение души России. Подобная концепция изначально предопределила
восприятие Ремизовым попытки насильственного создания нового мира. В
дневниковой записи от 11 июня
Всегда были и есть взыскующие Града Грядущего, желавшие
устроения жизни человеческой по правде, т. е.
устройства Царствия Божья на земле. Одни отодвигали наступление такого
блаженного состояния мира к страшному суду и даже срок ставили — тысячелетие.
Другие напротив, не отодвигая так неопределенно далеко, надеялись, что рано или
поздно Царствие Божие наступит на земле. И все это полагали в сем веке
временном. // А
в действительности, Царствие Божие наступало на земле и не для всех, а
островами. И наступление его было в зависимости от силы любви и гнева
человеческого. <…> Когда услышан был призывающий голос: Время просит
страдания, тогда и началось Царствие Божие. // И
было бы ошибочно думать, что Царствие Божие это какое-то справедливейшее
устроение на земле, какие-то дома и храмы и конечно отхожие места самого
последнего слова. <…> Вся сила ума человеческого
направлена на то, чтобы облегчить внешние средства общения между людьми, <…>
люди теряют пути к духовному общению и притупляется духовное проникновение и
сила любви и гнева. И это поведет к тому, что общаемость духовная естественно
прекратится, и ангелы забудут пути к людям и земля провалится, как Содом и
Гоморра. // Для
того, чтобы наслаждаться в Царствии Божием, при утонченной совести — надо
не иметь совести — и вот Божия Матерь, как воплощение совести, хождение ее
по мукам и есть образец того, что никогда не осуществимо Царствие Божие при
наших условиях на нелегкой земле (437—438).
455
Писатель не принял ни Февральской революции, ни
Октябрьского переворота. В этих событиях он видел закономерные этапы
трагического слома в общем историческом развитии России. Отношение писателя к
революции как таковой определилось еще в 1900-е годы. В притчевом виде оно было
выражено в первой редакции сборника «Лимонарь». Революция представала в
символических образах вихря, переходившего в безумную бесовскую пляску, а под
конец оборачивалась тотальным разрушением Божественного миропорядка.
В последующие годы Ремизов развивал свою концепцию,
углубляя ее за счет постоянного чтения и творческой «аккумуляции» исторических,
и главным образом, древнерусских источников. В Дневнике Ремизова реалии и лица
периода Смуты XVII в. постоянно возникали как символические соответствия событиям и героям
современности. Исторической основой такого параллелизма была концепция
Платонова, рассматривавшего Смуту как социальный катаклизм, в ходе которого «произошла <…> смена господствующего класса и исчезли
последние остатки старого социального режима»6. Объясняя истоки своего
интереса к этому историческому периоду, ученый отмечал: «Мне представлялось,
что это время является историческим узлом, связующим старую Русь
с новой Россией. Естественным казалось
взяться прежде всего за этот узел и потом, держась за путеводные нити,
расходящиеся из этого узла, или восходить в древнейшие эпохи, или спускаться в
новейшие времена»7. Русская история
XVII в. стала для Ремизова «путеводной нитью» при прохождении через круги
того Inferno, в который погрузилась Россия.
Для писателя главный критерий оценки исторического деяния —
его соответствие органическому,
провиденциальному процессу развития народного самосознания. Складывание
государственности — «собирание Русской земли» — по сути есть проявление того же процесса. Фиксируя
события февральских дней
…весь вечер, все часы, все
минуты одна дума: о России, сумеет ли устроиться? Ведь, народ темен.
Бродят. Куда добредут? <…> Вместо того, чтобы дружно укрепить
право и порядок,
_______
6 Там же.
С. 568.
7 Платонов С. Ф. Древнерусские
сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический
источник. 2-е
изд. СПб.,
456
выпускают листки, и говорят
всякую ерунду, несообразности, говорят о земле до всяких учредительн[ых]
собраний. Темь, темь жуткая. И потом мне что-то через воздух почуялось, что-то
против души моей русской. И я укрепил в себе это русское (419—420).
Для Ремизова «темнота»
сознания русского народа — т. е. его реальное состояние —
это та объективная реальность, которую
надо учитывать и уважать при любых попытках изменения пути России. В противном
случае они превращаются в ничем не оправданное насилие.
Февраль
«Петербург это какой-то тушинский лагерь». <…> Русские люди в смуту до того были вероломны, что даже
получили имя перелеты. <…> Иногда на меня приходит уныние, что русское дело пропало,
что тушинцы, увлекая за собой чернь пряниками, сотрут нас, погибнет и
литература русская: спрос пойдет на потаковнические мазки и кинематографическую
легкость. Но я утешаю себя метлою: чую всей душой что еще один захват еще одна
боль и метла подымется и сметет самоизбранников (437—438).
Для Ремизова Октябрь — историческое следствие Февраля, так же как восстание
Болотникова —
последствие явлений Самозванцев, претендовавших на выражение воли русского
народа. Запись от 6 июня
_______
8 Платонов С. Ф. Очерки по
истории Смуты… С. 256.
457
Изначально Ремизов воспринимал все происходящее с Россией
в эсхатологическом контексте. В записи от 3 сентября
Теперь стало ясно: Россия погибнет. Она должна искупить
грехи свои. И я готов принять эту кару со всем народом русским. <…> Все
ценности не переоценены, а подменены. <…> Б[ог]
покарал. <…> Суд совершился. Люди не
видят, как их тащат на муку. <…> И в темнице
Россия задумается. Русским людям надо принять эту темницу. Но многие — силы
времени сего не разумеют и от неразумия своего горько поплатятся. Терпеливо
прими судьбу свою. <…> Россия будет побеждена.
И русское царство затаится. <…> И русским
людям одно остается — молитва. <…> Решилась
Россия (461—462).
В записях Ремизова современность представала не только
сквозь призму исторических параллелей, но и в облике «последних времен». Тема
конца мира и наступающего Страшного Суда —
одна из сквозных тем Дневника,
пронизывающая записи и событий реальности, и сновидений.
В годы революции на основе свойственной Ремизову
способности ночью заново переживать дневные события, предстающие в причудливо
трансформированном виде, возник психологический феномен, зафиксированный
Дневником. В снах Ремизова впечатления от подчас апокалиптических событий
революционной действительности соединялись с воспоминаниями о пластически
зримых картинах эсхатологических сочинений. В результате возникали видения, по
масштабу и образности сходные с видениями древних авторов. Таково, например,
ремизовское мартовское сновидение
Снилось мне <…> вижу на небе
огромный ключ <…> ключа уже нет, исчез, а на его месте Б[ожья]
М[атерь] такая же, как ключ, железная. // — Посмотрите
Б[ожья] М[атерь] теперь! // А в это время и Б[ожья] М[атерь] исчезла, а
стоит Христ[ос] золотой с огромным посохом и говорит: // — Становитесь
на колени, сейчас будет конец света. // И тут же [?] люди
оказали[сь], стали на колени. <…> Все стали на колени
(483).
Запись подобных подлинных
видений подтверждает, что средневековый символизм стал органичной частью не
только художественного сознания, но и подсознания писателя.
По Ремизову, случившееся в России —
проявление уже происходящего высшего
Суда над русским народом. Еще 10 июня
458
но через страдание придет
очищение, которое есть залог грядущего Воскресения.
Ощущение катастрофизма, присущее многим, чутким к духу
времени литераторам, у Ремизова обрело «историческую базу» в видениях и
пророчествах древнерусской эсхатологической литературы. Писатель осознавал себя
не только свидетелем истории, но и избранником —
тем, кому, подобно древним пророкам,
предначертано поведать современникам о трансцендентной сути происходящего. Так
в записи от 15 сентября
Заключен мир.
У победителей полная сытость: хлеб и чай и благодушие. И над всем
орлом <…> заносит бес. Нате
выкусите! Вот вам плоды кровавые, вот вам <…> революция. Провидц[ы]
уйдут в горы. А вихрь выше поднимется. И будет кружиться, темный (464).
В 1917—1921 гг.
Ремизов вновь и вновь перечитывал свои многолетние «конспекты» апокрифических
сочинений. «Зло и распря», «деяние Сатаны мир весь»9 —
приписал он в эти годы на «конспекте» «Видения Исаии». Это произведение имело
особое значение для его писательского самосознания. Начав пророчествовать,
Исаия «вънезапу умълъче и къ тому не видяше стоящихъ прѣдъ
нимь; очи же его бѣашете
отвьрьстѣ,
уста же затворена. Обаче въдуновенние духа бѣаше
съ
нимь <…> Видѣние
же еже видѣ
не бѣаше
отъ вѣка
сего, не
отъ
потаенаго отъ
вьсякоя плъти. И егда прѣста
отъ
видѣния
и възвратися въ ся и повѣда…»10.
И пока это было возможно, пока «уста» были не «затворенными», Ремизов обращался
к современникам со словами утешения, предупреждения и пророчества.
_______
9 РНБ, ф. 634,
оп. 1, ед. хр. 4, л. 2.
10 Тихонравов Н. С.
Апокрифические сказания. СПб., 1894. С. 33.