Согласные [Б], [Б'] - [П], [П']


Упражнение №1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

Упражнение №2.Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Упражнение №3. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу и т. д.

Упражнение №4.Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя и т. д.

Упражнение №5.Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу...

Упражнение №6.Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бэп, бёп, бюп.

Упражнение №7.Би-бип, бэ-бэп, ба-бап...

Упражнение №8.Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп...

Упражнение №9.Би-би-би-бип, бэ-бэ-бэ-бэп, ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-боп...

Напишите аналогичные схемы упражнений для звука [П] (подобно упражнениям 3—9).

Упражнение №10.Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы и т. д.

Удвоенный звук [П] произносится как одно напористое [П], ударение на первом слоге.

Упражнение №11. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т. д.

Упражнение №12.Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т. д.

Упражнение №13.Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т. д.

Упражнение №14. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т. д.

Упражнение №15.Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т. д.


1.         Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.


3.         Был бы бык, а мясо будет.

4.         Пан или пропал.

5.         Все бобры добры для своих бобрят.

6.         Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

7.         Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

8.         Лучше врага бить, чем битым быть.

9.         Фаддей, не робей — робких жизнь не любит.


Произношение согласного [Р], [Р']


Упражнение №1. зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.

Упражнение №2.Зждр, зждрр, зждррр... зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

Упражнение №3.Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру...

Упражнение №4.Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры...

Упражнение №5.Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр...

Упражнение №6.Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.

Упражнение №7.Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.

Упражнение №8.Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.

Упражнение №9.Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

Упражнение №10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.

Упражнение №11.Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.

Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):

1.         Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2.         Клара-краля кралась к Ларе.

3.         Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4.         Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5.         Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6.         Курьера курьер обгоняет в карьер.

7.         Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.

8.         Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

9.         Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

10.       Раз солгал — навек лгуном стал.

11.       На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

 

Согласные [С] [C’] [З] [З`]

Упражнение №1.Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение №2.Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение №3.Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се...

Упражнение №4.Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы...

Упражнение №5.Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы...

Упражнение №6.Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес...

Упражнение №7.Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...

Упражнение №8.Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...

Упражнение №9.Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...

Упражнение №10.Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировоч¬ных упражнений.

Упражнение №11.Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение №12.Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение №13.Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.

Упражнение №14.Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение №15.Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение №16.Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение №17.Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение №18.Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение №19.Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите следующие слова четко и медленно:

сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:

1.         У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2.         У осы не усы, не усищи, а усики.

3.         Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4.         По семеро в сани уселись сами.

5.         Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6.         Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия.

1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердечный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']векровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изменять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.



Произношение согласных [Т], [Т']


При произнесении глухих согласных [Т], [Т'] голосовые связки не работают. При произнесении звонких [Д], [Д'] связки сомкнуты и вибрируют. Чтобы четко различить разницу между глухим и звонким согласным, произнесите несколько раз поочередно т-д, т-д, т-д, т-д...

Проделайте следующие упражнения, каждое на одном выдохе, следите при этом за движением диафрагмы, положив на живот ладонь. Поставьте мысленные задачи для этих упражнений, придумайте диалоги, считалочки.

Упражнение №1.Ти, тэ, та, то, ту, ты, те, тя, тё, тю.

Упражнение №2.Ди, дэ, да, до, ду, ды, де, дя, дё, дю.

Упражнение №3.Ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты, те-те, тя-тя, тё-тё, тю-тю.

Упражнение №4.Ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, те-те-те-, тя-тя-тя...

Упражнение №5.Ти-ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ-тэ, та-та-та-та, то-то-то-то, ту-ту-ту-ту, ты-ты-ты-ты...

Упражнение №6. Тид, тэд, тад, тод, туд, тыд, тед, тяд...

Упражнение №7.Дит, дэт, дат, дот, дут, дыт, дет, дят...

Упражнение №8.Ди-дит, дэ-дэт, да-дат, до-дот, ду-дут, ды-дыт, де-дет, дя-дят, дё-дёт, дю-дют...

Упражнение №9.Ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, де-де-дет, дя-дя-дят, дё-дё-дёт, дю-дю-дют.

В упражнениях с длинной строкой делайте паузу для добора воздуха.

Упражнение №10.Дитти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты, детте, дяття, дётте, дюттю.

Упражнение №11.Тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды, тедде, тядди, тёддё, тюддю.

Повторите четко, ясно и осмысленно, без нажима на голос, меняя темп, следующие предложения:

1.         Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2.         Рододендроны из дендрария.

3.         На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова

4.         На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

5.         От топота копыт пыль по полю летит.

6.         Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

7.         Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

8.         В тесноте, да не в обиде.

9.         Делу время — потехе час.

10.       В тихом омуте черти водятся.

Орфоэпия.

Произнесите следующие слова: сельдь — [сельт'], пядь — [пят'], забудь — [забут'], грядка — [гряткъ], колодка — [калоткъ], соседка — [сасеткъ]. Произнесите словосочетания: компот теплый — (компоттеплый), лед тронулся — (леттронулся), плот деревянный — (плоддеревянный), вот дом — (воддом), под пальмой — (потпальмой), под тентом — (поттентом).



Произношение согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.

При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.

При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].

Упражнение №1.Чи, че, чя, чё, чю.

Упражнение №2.Щи, ще, щя, щё, щю.

Упражнение №3.Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.

Упражнение №4.Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

Упражнение №5.Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.

Упражнение №6.Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.

Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упражнений.

При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгновенье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц состоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.

Упражнение №1.Цэ, ца, цо, цу, цы.

Упражнение №2.Цэ-цэ,  ца-ца,  цо-цо,  цу-цу, цы-цы.

Упражнение№3.Цэ-цэ-цэ,   ца-ца-ца,   цо-цо-цо, цу-цу-цу,   цы-цы-цы.

Упражнение №4.Цэ-цэ-цэ-цэ,   ца-ца-ца-ца,    цо-цо-цо-цо,  цу-цу-цу-цу,   цы-цы-цы-цы.

Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — длительный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):

1.         Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2.         Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3.         Тщетно тщится щука ущемить леща.

4.         Течет речка, печет печка.

5.         Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.

6.         Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7.         Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8.         Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9.         Около колодца кольцо не найдется.

10.       Молодец против овец, против молодца сам овца.

11.       Москвой-столицей весь народ гордится.

Орфоэпия.

1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).

2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).

3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).

4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).

После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкультурную зарядку (можно под музыку) и чтение гекзаметра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, берегите голос.