В отрывке из повести И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» укажите разговорные, экспрессивно окрашенные слова, термины, диалектизмы; дайте стилистическое обоснование их употреблению в контексте.

 

Расписывали соборъ заново живописные мастера-вязниковцы, изъ села Холуя, знатоки уставного ликописанiя. Облюбовалъ Илью главный артели, старикъ Арефiй, за пригожесть и тихiй нравъ, приглядѣлся, какъ работаетъ Илья мелкой кистью и чертитъ углемъ, и подивился:

– Да братики! да голубчики! Да гдѣ-жъ это онъ выучку-то заполучилъ?!

И показывалъ радостно и загрунтовку, и какъ наводить контуръ, и какъ вымерять лики. Восклицалъ радостно:

– Да братики! да вы на чудо-те Божiе поглядите! Да онъ-же не хуже-те моего знаетъ!

Дивился старый Арефiй: только покажешь, а Ильѣ будто все извѣстно.

Проработалъ съ мѣсяцъ Илья – поручилъ ему Арефiй писать малые лики, а на большихъ – одѣянiе. Училъ уставно:

– Святому вохры-те не полагается. Ни киновари, ни вохры въ бородку-те не припускай, нѣтъ рыжихъ. Одинъ Iуда рыжiй!

Выучился Илья зракъ писать, бѣлильцами свѣтлую точечку становить, безъ циркуля, отъ руки, нимбикъ класть. Крестился Арефiй отъ радости:

– Да вы, братики, поглядите! да какой-же золотой палецъ! Да это-же другой Рублевъ будетъ! Земчугъ въ новозѣ обрѣлъ, Господи! – поокивалъ Арефiй, допрашивалъ маляра Терешку: – Да откудова онъ у те взялся?

Смотрѣлъ Терешка, посмѣивался:

– По седьмому году онъ у меня сани расписывалъ глазками павлиньими, по восьмому варабеску у потолку наводилъ!

Приходили монахини, подбирали блѣдныя губы, покачивали клобуками:

– Благодать Божiя на немъ… произволенiе!

Стыдливо смотрѣлъ Илья, думалъ: такъ, жалѣетъ его Арефiй. Радостно давалась ему работа. За что же хвалитъ? Сказалъ Арефiю:

– Мнѣ и труда нимало нѣту, одна радость.

Растрогался Арефiй и открылъ ему первому великiй секретъ – невыцвѣтающей киновари:

– Яичко-те бери свѣжохонечкое, изъ-подъ курочки прямо. А какъ стирать съ киноварью будешь, сушь бы была погода… ни оболочка! Небо-те какъ Божiй глазокъ чтобы. Капелечки водицы единой – ни Боже мой! да не дыхай на красочку-те, ротокъ обвяжи. Да про себя, голубокъ, молитву… молитовочку шопчи: «Кра-а-суйся – ликуй и ра-а-дуйся,Iерусалиме!»

Самъ все нашептывалъ-напѣвалъ эту кроткую, радостную пѣсню Церкви, когда выписывалъ въ слабомъ свѣтѣ подъ куполомъ стараго Бога-Саваоѳа, маленькiй и легкiй, какъ мошка.

 

И. С. Шмелев «Неупиваемая Чаша» 1918-1919

 

Выделите стилистически закрепленную лексику в статье из газеты. Разграничьте общенаучные термины и специальные, укажите разговорные, экспрессивно окрашенные слова, а также термины, употребленные в метафорическом значении. Дайте стилистическую оценку использованию лексико-фразеологических средств в публицистической речи.

 

Безработная № 2070107, или о Хромосомах советского периода

 

В центре занятости Коминтерновского района Воронежа Лидия Ивановна Чабала зарегистрирована под порядковым номером 2070107. Дважды в месяц с трудовой книжкой она приходит сюда, отмечается, чтобы получать пособие по безработице.

- Лидия Ивановна у нас необыкновенная безработная, - сказала мне руководитель службы занятости Вера Колесникова, - она встала на учет кандидатом наук, а сейчас уже докторскую защитила.

О хромосоме, «структурном элементе ядра клетки, в котором содержится наследственная информация организма», к концу нашего столетия, казалось бы, было известно все. Л. И. Чабале, ассистенту кафедры медицинской биологии и генетики Воронежского мединститута, удалось углядеть и исследовать нечто новое. К примеру, во всех вузовских учебниках по биологии утверждалось, что структура, функции и формы хромосом постоянны для каждого вида живого организма, она обнаружила, что они в зависимости от условий меняются. Она экспериментально установила, что хромосомные наборы бывают не одного, а трех типов и каждый выполняет свою функцию в кроветворении. То есть Чабала «подрыла» нечто, казавшееся фундаментом, и показала дорогу к открытию новых тайн.

Когда Лидия Ивановна приступала к своим исследованиям, она и мечтать не могла о подобных выводах. Ей стали предлагать соавторство, и неудивительно, что все последующее время работы над докторской ей пришлось совмещать с борьбой за место в институте.

Ее увольняли четыре раза. После первых трех то Минздрав, то райнарсуд находили в действиях администрации существенные недоработки, и Л. Чабалу приходилось восстанавливать. В четвертый раз увольнение удалось - сократили ее должность, и суд признал действо законным. Напряженные отношения в институте как-то компенсировались поддержкой ученых из других городов. В Москве академик с мировым именем Н. Дубинин взялся курировать ее исследования, включил их в свой план. Результаты, полученные Л. Чабалой, проверял Институт медико-биологических проблем и помог с публикацией данных в журнале «Космическая биология и авиакосмическая медицина». Затем свои научные труды она опубликовала в ведущих журналах Академии наук. Ее способ ранней диагностики по анализу типов хромосом защищен авторским свидетельством.

Защищалась безработная № 2070107 в октябре 1994 года в С.-Петербурге. Все без исключения оппоненты назвали работу Л. Чабалы новым фундаментальным направлением в генетике, открытием, имеющим большое значение для медиков, биологов, селекционеров. Из одиннадцати голосовавших за присуждение ей ученой степени доктора биологических наук высказались все одиннадцать.

У сильной женщины Лидии Ивановны Чабалы - беззащитные глаза. Может быть, они стали такими в безработные годы. Она, видимо, знает об этом и, когда фотокорреспондент делал снимок, надела темные очки. Она уверена в себе, но почти разуверилась в окружающем мире. Может быть, у нас многое не так из-за генетического кода, оставшегося в наших хромосомах советского периода?..

 

Миролевич В. // Известия. 1996. 27 сент.

 

Сравните различные редакции предложений, выделенных курсивом; укажите функционально-стилистическую принадлежность и экспрессивную окраску слов, употребление которых приводит к смешению стилей. Отметьте наиболее удачные варианты и предложите свои, обосновывая стилистическую правку.

 

1. Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому - дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми.
- Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое.
- Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.

2. На что способны хлопцы бригадиров Петрова и Иванова? В первом полугодии они осрамились.
- Смогут ли теперь члены бригады Петрова и Иванова доказать свое мастерство, если в первом полугодии они показали плохие результаты?

3. То, что у провинциального тренера своя школа, - уже блестящий факт.
- Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу.
- То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, - примечательный факт.

4. За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины.
- В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны.
- Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.

5. Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами.
- Вкусовые качества воды из крана заметно снизились.
- С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса.
- Вряд ли кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна.
- Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.