 |
История жизни |
Овидий в изгнании |
Скорбные элегии |
Переводы |
Публий Овидий Назон
Publius Ovidius Naso |

Выдающийся римский поэт Овидий родился в средней Италии, в
городе Сульмон в 43 г. до н. э. Об этом он сам рассказал в
автобиографии. Овидий был потомком рода, относящегося к сословию
всадников. Рос в богатой семье и получил благодаря стараниям отца
замечательное образование.
Жившего в Риме и проходившего обучение у самых знаменитых наставников
Овидия, тем не менее, не интересовало ораторское искусство; в то же
время увлеченность поэзией прослеживалась еще в ранней юности. Даже
когда ему надлежало написать что-то прозой, получались стихи. Выполняя
волю отца, Овидий стал государственным служащим, но карьера его
закончилась где-то на низших должностях, после чего будущий выдающийся
литератор оставил ее и занимался только поэзией, благо, финансовое
положение позволяло не заботиться о хлебе насущном. |
Овидию не пришлось долго ожидать благосклонности публики, известность пришла
к нему сразу, а многие знаменитые поэты, в частности, Проперций и Гораций, стали
его добрыми друзьями.
Самые первые из своих сочинений Овидий сжег, а затем явил общественности так
называемые «Героиды» (послания любовного содержания, адресованные женщинами
героической эпохи любимым мужчинам) и любовные элегии. Три книги любовных
элегий, состоящие из 49 стихотворений, дошли до сегодняшнего времени. Эти
сочинения прославили его, но еще больший фурор произвела поэма «Наука о любви» в
трех книгах, посвященная любовным, в том числе плотским, взаимоотношениям полов.
Нескромность содержания сочеталась с выдающимися художественными достоинствами,
свидетельствующими о зрелости мастерства художника. Вслед за ней последовала
также не чуждая натурализма поэма «Лекарство от любви».
В конце 8 г. н. э. произошло событие, которое предопределило всю дальнейшую
биографию Овидия: он был сослан императором Августом в город Томы на побережье
Черного моря (современная Румыния). Причины немилости неизвестны. Овидий сам
упоминал о недовольстве стихами и некоем поступке, туманно говорил об ошибке.
Как бы там ни было, именно новое положение Овидия обусловило перелом в его
творчестве, показало поэта совершенно с другой стороны, пребывающего в другом
настроении. Еще в дороге Овидий начал писать «Скорбные элегии», ставшие новым
жанром в национальной поэзии, т.к. элегии ранее были связаны исключительно с
любовной тематикой. Эти сочинения проникнуты переживаниями и скорбью; часть из
них обращена к Августу с надеждой на перемену участи. Затем им были написаны
«Понтийские письма».
Во время нахождения Овидия в ссылке увидело свет его самое знаменитое
произведение, вошедшее в сокровищницу античной культуры, - поэма «Метаморфозы».
Строго говоря, она была написана в Риме, но неожиданный отъезд спровоцировал
автора на уничтожение рукописи, благо, с нее сохранилось несколько списков.
Овидий, живя в Томах, переработал и дополнил сочинение до того вида, в котором
оно известно сейчас. Поэма, во многом основанная на мифологии, фольклоре,
включает в себя 250 сюжетов, в которых рассказывается о разнообразных
превращениях живых существ в камни, растения, предметы и т.п. Это произведение
всегда было очень популярным, на другие языки его начали переводить очень давно.
Еще одним крупным (не только с точки зрения размера, но и значения)
произведением являются «Фасты» - своеобразный календарь, в котором Овидий
объясняет содержание священных римских дней и праздников. До сегодняшнего дня
сохранилось только 6 книг, обрисовывающих события первого полугодия.
Смерть Овидия ознаменовала окончание золотого века римской поэзии. Его
творчество - уникальное явление в мировой литературе. По степени влияния на
европейское искусство с «Метаморфозами» не может сравниться ни одно из
произведений эпохи античности. Эту поэму считали любимой многие выдающиеся люди,
например, Гёте, Монтень и др. Пушкин давал творчеству Овидия чрезвычайно высокую
оценку.
Скончался последний знаменитый поэт августовского века около 18 г. нашей эры.
|