Эрих Мария Ремарк

 

Главная

Биография

Произведения

Фотогалерея

Цитаты

 

 

Время любить и время умирать (A Time to Love and a Time to Die) (1958)

Автор сценария: Эрих Мария Ремарк (роман), Орин Дженнингс
Режиссёр: Дуглас Сирк
В ролях: Джон Гэвин, Лизелотта Пульвер, Кинан Уинн, Эрих Мария Ремарк, Дон ДеФор, Тэйер Дэвид, Джок Махони

Сюжет:

Фильм снят по роману «Время жить и время умирать» режиссером Дугласом Сирком по сценарию Орина Дженнингса в соавторстве с самим Ремарком, который даже снялся в эпизоде.

Вторая мировая война в своей завершающей стадии. Эрнст Гребер, рядовой Вермахта, получает отпуск. Приехав домой, он не узнает родной город. Война изуродовала его, уничтожив дом, где Гребер (Джон Гэвин) жил, родители исчезли. Подруга детства Элизабет (Л. Пульвер) становится символом надежды, так что, солдат не может не полюбить ее. У двух молодых людей появляется вера в новую жизнь, жизнь в любви, которая поможет им перенести ужасы войны и стать лучше. Бессмысленными становятся жестокости войны. Не умирать, а жить и любить — призвание каждого человека на земле. И Эрнст пытается претворять то, что открылось ему, в жизнь. Но законы войны беспощадны.

 

 

 

Бобби Дирфилд (1977)

Автор сценария: Эрих Мария Ремарк (роман «Жизнь взаймы»), Альвин Саргент
Режиссёр: Сидни Поллак
В ролях: Аль Пачино, Марта Келлер, Анни Дюпре, Ромоло Вали, Джейм Санчес Фернандес, Уолтер Макгинн

Сюжет:

В советском прокате этот фильм назывался «Жизнь взаймы» — по одноименному роману Э.М. Ремарка, который приложил руку к созданию сценария по собственному произведению. Как ни странно, фильм оказавшийся весьма далеким от психологизма и философичности книги, все же однозначно хорош. Его смело можно назвать попыткой показать выход из кризиса среднего возраста.

Гонщик Бобби (Аль Пачино бесподобен в этой роли) — самодовольный и беспечный — вдруг сталкивается со смертью. В аварии погибает его друг, что заставляет задуматься о смерти. Знакомство с Лиллиан, обреченной на смерть (весьма любимый Ремарком сюжет), придает новый смысл жизни Бобби. Он начинает понимать, что слава и риск — ничто в сравнении с любовью и вечностью. Марта Келлер по-своему интерпретировала роль Лиллиан, в связи с чем в фильме несколько иначе расставились акценты, нежели в романе, но это ни в коем случае не умалило кинокартину.

Фильм существует в двух версиях — полной и телевизионной (более чем на 20 минут короче).

 

На западном фронте без перемен (1930)

Автор сценария: Эрих Мария Ремарк (роман), Джордж Эбботт
Режиссёр: Льюис Майлстоун
В ролях: Луис Волхайм, Лью Эйрс, Джон Рэй, Рэймонд Гриффит, Джордж Саммервиль

Сюжет:

Одна из наиболее близких к роману экранизаций, в создании сценария к которой принимал участие сам Э.М. Ремарк. Первая мировая война, вчерашние школьники, поддавшись пылким речам любимого учителя, добровольно идут на фронт и окунаются во все «прелести» войны. Идеалы молодости подвергаются испытанию и вскоре сменяются желанием просто выжить.

Льюис Майлстоун, уроженец Кишенева, получил «Оскара» недаром: из трех экранизаций романа, существующих в настоящее время, эта — самая сильная, западающая в душу. Оригинальная съемка батальных сцен позволяет переживать страх и ужас войны вместе с героями, создавая небывалое напряжение и динамику. Актерский состав великолепен. Лью Эйрс, сыграв Пауля Боймера, отказался служить в армии по морально-этическим причинам. Трансформация героев из юных максималистов в безразличных усталых людей передана с огромной силой. Заключительный эпизод фильма с бабочкой, которого нет в романе, создает эффект взорвавшейся бомбы: так хочется жить, радоваться, но смерть порхает вокруг словно бабочка, унося тысячи жизней, и «на Западном фронте без перемен». В истории кинематографа это кино считается лучшим антивоенным фильмом своего времени. Был запрещен к показу в фашистской Германии.

 

 

На западном фронте без перемен (1979)

Автор сценария: Эрих Мария Ремарк (роман), адаптация: Пол Монаш
Режиссёр: Делберт Манн
В ролях: Доналд Плезенс, Эрнест Боргнайн, Ричард Томас, Иэн Холм

Сюжет:

Вторая экранизация бессмертного романа Ремарка о Первой Мировой войне была осуществлена режиссером Делбертом Манном и несколько уступает первой (1930), несмотря на полученные награды — «Золотой глобус» в 1980 г. за лучший телефильм и несколько «Эмми» в различных номинациях. В этой версии даже попахивает некоторым плагиатом — птичка вместо бабочки, но все равно похоже. Некоторые считают этот фильм в качестве адаптации предыдущей постановки для телевидения, но в основном все же рассматривают как самостоятельную картину.

Вчерашние школьники уходят на фронт добровольцами, поддавшись героическому порыву и клюнув на милитаристскую пропаганду. Но приключение не удалось. Крушение иллюзий сопровождается общим разочарованием и стремлением элементарно сохранить жизнь. Смерть друзей и врагов, которую переживаешь глаза в глаза, меняет не только мироощущение, но и создает ощущение бессмысленности ценностей, составлявших жизнь. Вся картина пропускается через переживания Пауля Боймера (Ричард Томас), на глазах которого гибнет друг детства Франц, тихий и застенчивый, мама которого так трогательно просила заботиться о нем. К концу фильма из желторотых юнцов вырастут крепкие мужчины, но крепость их будет лишь физической, ведь главный надлом — тот, что в душе, — не виден окружающим, вот почему газеты регулярно пишут: «На Западном фронте без перемен».

 

 

Триумфальная арка (1948)

Автор сценария: Эрих Мария Ремарк (роман), Льюис Майлстоун, Гэрри Браун
Режиссёр: Льюис Майлстоун
В ролях: Штефан Бекасзи, Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Роман Бонен, Курт Буа, Чарльз Лоутон, Луи Калхерн, Майкл Романофф, Дж. Эдвард Бромберг

Сюжет:

Льюис Майлстоун (Лев Мильштейн) любил экранизировать произведения Э.М. Ремарка. В 1948 г. он снял очередную картину по произведениям этого автора — «Триумфальная арка». Это довольно сложный фильм, успешно вошедший в классику кино.

Доктор Равик, сбежавший от сотрудничества с гестапо, незаконно практикует в Париже. Жизнь кажется ему бессмысленной, жалкой и пустой. Но все меняется, когда он влюбляется в спасенную им Джоан (в исполнении Ингрид Бергман). Приходится прилагать определенные усилия, чтобы помочь девушке, что выводит героя из тупика, в который он загнал себя сам. Ее ответная любовь значит для него так много после потери возлюбленной, замученной фашистами, но все же не мешает мстить гестаповцу (Чарльз Лоутон) за смерть любимой. Война настигает Равика и здесь, и снова ломает жизнь и ему, и Джоан.

Снимать фильмы по Ремарку всегда сложно, почти невозможно, как невозможно передать мысли его героев, комментарии автора. Но «безумству храбрых поем мы песню». И в этом смысле попытки Майлстоуна достойны признания.