МАГДАЛИНА.

ДРАМА ВЪ ТРЕХЪ ДѢЙСТВIЯХЪ

ФРИДРИХА ГЕББЕЛЯ.

____________

ОТЪ ПЕРЕВОДЧИКА

Фридрихъ Геббель, котораго драму мы предлагаемъ читателямъ, принадлежитъ къ числу замѣчательнѣйшихъ писателей современной Германiи. Онъ лирикъ и драматургъ. Но лирическiя его произведенiя, часто богатыя внутреннимъ содержанiемъ, но не отличающiяся особеннымъ изяществомъ формы, далеко не пользуются такою извѣстностью, какъ драмы. Первая трагедiя его «Юдиѳь» имѣла одинъ изъ тѣхъ блестящихъ успѣховъ, которымъ суждено поднимать бурю въ литературномъ мiрѣ. Много было о немъ писано въ нѣмецкихъ журналахъ: одни привѣтствовали въ немъ генiя, указывающаго новые пути драматической поэзiи; другiе топтали его въ грязь, называя произведенiя его уродливыми каррикатурами. Истина, какъ обыкновенно, находилась между двумя этими мнѣнiями. Талантъ Геббеля, правда, грѣшитъ излишней эксцентричностью и неровностью; но никакъ нельзя отказать ему въ силѣ концепцiи, въ сжатости и энергiи языка, въ умѣньи послѣдовательно развить характеры. Постройка драмы его проста и естественна и только въ нѣкоторыхъ пьесахъ замѣтно преобладанiе фантастическаго элемента. Не безъ основанiя обвиняли его въ томъ, что иногда въ его драмахъ являются не живыя лица, а олицетворенныя идеи.

Менѣе всѣхъ другихъ страдаетъ этими недостатками предлагаемая нами драма «Магдалина»: здѣсь все вѣрно дѣйствительности, нѣтъ ничего лишняго; всѣ сцены послѣдовательно вытекаютъ одна изъ другой, естественно подготовляя трагическую развязку. «Магдалина» не слезливая мелодрама, какими такъ богата нѣмецкая сцена; это — трагедiя въ полномъ и истинномъ значенiи слова, построенная на столкновенiи личности съ судьбой, свободы съ необходимостью. Новѣйшiй мiръ не допускаетъ влiянiя внѣшней судьбы, но допускаетъ внутреннюю необходимость, силу вещей, съ которой свобода индивидуума находится въ гармонiи или въ борьбѣ. Лучшее лицо въ драмѣ — Мастеръ Антонъ; его образъ и страшенъ и привлекателенъ; это человѣкъ другаго вѣка. Онъ не понимаетъ, «какъ идетъ этотъ свѣтъ», — это его собственныя слова, — и этото именно причиняетъ гибель его семейству. Безукоризненный въ нравственномъ отношенiи и въ тоже время деспотъ, онъ становится виною всеобщаго несчастiя. Характеръ Магдалины отдѣланъ далеко не съ такой тщательностью, и впечатлѣнiе, оставляемое имъ, слабо. Она не возбуждаетъ того участiя, какоебы должна возбуждать по своему драматическому положенiю. Ея братъ и любовникъ, Леонгардъ, очерчены несравненно рельефнѣе.

Приведемъ въ заключенiе нашей замѣтки нѣсколько свѣдѣнiй о жизни Геббеля. Онъ родился въ Дитмаршѣ, въ 1813 году, и всѣмъ обязанъ самому себѣ, потомучто родители его, бѣд-
ные люди, не въ состоянiи были дать ему хорошее образованiе. Первая половина молодости поэта прошла въ его родномъ городкѣ, но когда ему минуло двадцать два года, жажда знанiй привлекла его сперва въ Гамбургъ и Копенгагенъ
*, а потомъ въ университеты Гейдельбергскiй и Мюнхенскiй. Къ этому времени относится его знакомство съ Гейне, съ которымъ онъ до конца оставался въ дружескихъ отношенiяхъ. Тогда же началась и его первая извѣстность: онъ дебютировалъ лирическими стихотворенiями, а вскорѣ появилась и упомянутая нами драма «Юдиѳь». Въ настоящее время онъ живетъ въ Вѣнѣ, гдѣ женился на актрисѣ Христинѣ Энггаузъ.

Геббель написалъ къ своей драмѣ «Магдалина» предисловiе, въ которомъ выражается взглядъ его на драматическое искусство. Мы не сочли за нужное приводить его здѣсь, но можетъ быть впослѣдствiи познакомимъ съ нимъ читателей.
До сихъ поръ на русскiй языкъ была переведена только одна его пьеса, Алмазъ, напечатанная въ «Современникѣ».



* Въ Копенгагенѣ поэтъ нашъ нашолъ радушный прiемъ при датскомъ дворѣ. Королю Христiану VIII посвящена «Maria Magdalena», написанная въ Парижѣ, въ мартѣ 1844. <Примеч. автора. — Ред.>