ЛАФАТЕР К КАРАМЗИНУ
5
19 VIII 1789
Господину Карамзину, приезжему из Москвы в Цюрихе.
О цели Бытия
«Какая есть всеобщая цель человечества или всеобщая цель бытия» нашего, равно достижимая для мудрых и слабоумных?»
Милый К......н!
Бытие001 есть цель бытия.
Чувство и радость бытия есть цель всего, чего мы искать можем.
Мудрый и слабоумный ищут только средств наслаждаться бытием своим или чувствовать его ищут того, через чтµ они самих себя сильнее ощутить могут.
Всякое чувство и всякий предмет, постигаемый которымнибудь из наших чувств, суть прибавление нашего самочувствования; чем более самочувствования, тем более блаженства.
Как различны наши организации или образования, так же различны и наши потребности в средствах и предметах, которые новым образом дают нам чувствовать наше бытие, наши силы, нашу жизнь.
Мудрый отличается от слабоумного только средствами самочувствования. Чем простее, вездесущнее, всенасладительнее, постояннее и благодетельнее есть средство или предмет, в котором или через который мы сильнее существуем, тем существеннее мы сами, тем вернее и радостнее бытие наше тем мы мудрее, свободнее, любящее, любимее, живущее, оживляющее, блаженнее, человечнее, божественнее, с целию бытия нашего сообразнее.
Исследуйте точно «чрез что и в чем вы приятнее или тверже существуете? Что вам доставляет более наслаждения разумеется такого, которое никогда не может причинить раскаяния которое всегда с спокойствием и внутреннею свободою духа может и должно быть снова желаемо?»
Чем достойнее и существеннее избираемое вами средство, тем достойнее и существеннее вы сами.
Чем существеннее вы делаетесь, то есть, чем сильнее, вернее и радостнее существование ваше тем более приближаетесь вы ко всеобщей и особливой цели бытия вашего.
Отношение и исследование сего положения (отношение и исследование есть одно) покажет вам истину, или (что опять все одно) всеотносимость оного.
479
He продолжайте своих вопросов, пока вы не вполне поймете и не найдете вполне справедливым этот ответ.
Цюрих, четверг, вечером 20 августа 1789.
Иоганн Каспар Лафатер.
480