<НИОР РГБ, ф. 93.II.1.77. Письмо Е. А. Белова к
Ф. М. Достоевскому>
Милостивый
Государь
Ѳедоръ
Михайловичь!
Къ сожалѣнiю я немогу ничего дать для слѣдующаго № Гражданина;
во первыхъ потому, что я ненашелъ
указанной Вами[1]
книги Чтенiй
М. И. О. И. и Д., а во вторыхъ, и это
главное, потому что я занятъ и немогу
опредѣлить, когда кончу мою работу. Незнаю
получили Вы мою записку, въ которой я высказалъ мое мнѣнiе о
статьѣ г. Кишенскаго, данной мнѣ для
прочтенiя. Я долженъ Вамъ добавить, что,
кромѣ невѣжества, означенная статья отличается и болѣзненнымъ
раздраженiемъ. Г. Кишенскiй
// л. 3
говоритъ вещи ни съ чѣмъ несообразныя. Можно ли говорить напр. о Полякахъ тотъ вздоръ,
который онъ несётъ? Кто незнаетъ, что къ Полякамъ никогда непроникалъ такъ называемый соцiализмъ? Такiя
нелѣпости, какъ обвиненiе Поляковъ въ развитiи у насъ[2] соцiальныхъ
теорiй,
падутъ разумѣется всею тяжестiю на того, кто ихъ выскажетъ и конечно повредятъ вашей газетѣ. Если же[3]
правда, что Поляки пользовались такъ называемыми
нашими соцiалистами,
какъ Панурговымъ стадомъ, то кто-же въ этомъ болѣе виноватъ? Это
происходило и можетъ быть происходитъ,
право незнаю, отъ нашего
неразвитiя – политическаго. –
// л. 3 об.
Въ исторiи мы воспитаны на чрезвычайно отвлеченныхъ воззрѣнiяхъ, жизнь
наша немогла сгладить эти отвлеченности, мы смотримъ все на небо и ничего невидимъ
подъ ногами. ‑ Г. Кишенскiй городитъ вздоръ о
Костомаровѣ и неужели этимъ вздоромъ
можно разсѣять неосновательные взгляды г. Костомарова? Для этого
нужно безпристрастно разобрать этого писателя,[4]
показать[5] его
заслуги и недостатки. Г. Кишенскому можетъ быть неизвѣстно, что Костомаровъ
писатель не безъ заслугъ,
не смотря на его промахи. Я бы на первый разъ сказалъ г. Кишенскому, что
каковы бы ни были
// л. 4
ошибки
Костомарова, онъ, между прочимъ,
послѣ долгаго усыпленiя
заставилъ русскую публику читать сочиненiя по
рус. исторiи. Взгляды его односторонни, часто пожалуй узки; но,
вмѣстѣ съ С. М. Соловьевымъ, онъ вносилъ
въ русскую исторiю взглядъ
государственный и это такъ, какъ
бы ни были различны взгляды государственные и Соловьева и Костомарова. ‑
Костомарова упрекаютъ, между прочими и Соловьевъ, въ мѣстномъ,
южно русскомъ патрiотизмѣ и это
правда. Но знаете ли, что я осмѣлюсь сказать? Вѣдь и другiе нечужды этого недостатка,
жаль, что мнѣ нѣтъ времени объ этомъ распространяться. Взгляды Костомарова на многiя
личности историческiя односторонн<и>, какъ напр. на Димитрiя Донскаго;
// л. 4 об.
но эта односторонность и неправильность легко разбиваются
съ научной точки зрѣнiя. То же
должно сказать о Мининѣ и М. В. Скопинѣ Шуйскомъ; но во всякомъ
случаѣ въ дѣлѣ исторической науки
весьма полезно подвергать критическому анализу тѣ или другiя
личности. Золото всегда останется золотомъ: Мининъ всегда останется великимъ гражданиномъ, М. В. Скопинъ
Шуйскiй
генiальнымъ
человѣкомъ. ‑ Дайте просторъ
научному слову и дѣло выяснится и безъ г. Кишенскаго. У него въ статьѣ есть
такiя вещи, которыя всякiй умный
человѣкъ скорѣе бы
// л. 5
препроводилъ въ 3iе отдѣленiе,
чѣмъ въ газету. Если его фантазiи не иллюзiя
больнаго воображенiя; то его
статья заставила бы только подобрать паруса тѣхъ, которые имъ обозначены, какъ
злоумышленники. А едва ли это выгодно для раскрытiя истины.
Г. Кишенскiй упоминаетъ между прочимъ и[7] о 4мъ Апрѣлѣ; но думаю, что это глупое и постыдное
дѣло небыло бы покрыто такой темнотой, еслибы въ свое время непоусердствовали нѣкоторыя газеты. Г. Кишенскiй говоритъ о спиритизмѣ Костомарова; но ему непонятно,
что этотъ мнимый спиритизмъ
его былъ продуктомъ провинцiальной
скуки и ссылки. Я могу объ этомъ
// л. 5 об.
говорить,
ибо кто меня зналъ въ
Саратовѣ, тотъ вѣдалъ, что я тогда нивочто ровно невѣровалъ и имѣлъ несчастіе принадлежать къ крайнимъ матерiалистамъ. ‑
Нестыжусь сказать объ этомъ заблужден<iи>, п<отому> ч<то> давно оно брошено; точно также
никогда нестыжусь сказать и небоюсь,
что я былъ жаркимъ,
послѣдовательнымъ и искреннимъ фурьеристомъ (безъ маски) и
слѣдовательно тогда между моими убѣжденiями и
убѣжденiями Н. И. Костомарова лежала цѣлая бездна; но я знаю, какъ должно понимать Костомаровскiй спиритизмъ. ‑
Кишенскому притомъ
неизвѣстно, что историку нельзя вносить въ
науку свой личный философскiй или религiозный взглядъ: Гизо протестантъ
отдалъ должное нетолько
папству;
// л. 6
но и
магометанству. – Недумайте, чтобы я побоялся
сказать вездѣ то, что я говорю теперь. Скажу еще одно: преподавая русскую
исторiю
я нетолько недавалъ читать
сочиненiй
Костомарова; но запрещалъ давать и это потому только,
что взглядъ его одностороненъ.
Въ этомъ случаѣ я
могу поставить свидѣтелей оффицiальныхъ. ‑ Пишу это
для разъясненiя недоумѣнiй.
Имѣю честь быть,
Милостивый Государь,
Вашимъ покорнѣйшим<ъ>
слугою
Евгенiй
Бѣловъ
Августа 22.
// л. 6 об.