<РГАЛИ,
ф. 212.1.68. Письмо Н. Н. Голицына к Ф. М. Достоевскому>
Многоуважаемый
Ѳеодоръ Михайловичъ!
Позволяю себѣ обратиться
къ Вамъ съ этою немного фамильярною титуляцiею, хотя не имѣю чести
быть Вамъ лично извѣстнымъ, ибо въ настоящемъ случаѣ, это не титуляцiя,не
общепринятый оборотъ рѣчи, а выраженiе искренняго чувства. Да, я
Васъ много, много уважаю,[1]
и считаю умѣстнымъ присоединить мой голосъ къ голосу всѣхъ
вѣроятно, читателей[2]
«Дневника Писателя», заявляющихъ Вамъ на прощанье сожалѣнiе, что Вы
прекратили это изданiе,
что Вы умолкаете
// л. 1
по
тѣмъ живымъ и насущнымъ вопросамъ, разработка которыхъ какъ бы входила
постоянно въ программу «Дневника».
Я смотрѣлъ[3]
на Васъ какъ на человѣка «въ немъ же льсти
«нѣтъ»…., а много ли такихъ у насъ на Руси, ‑ Вы сами
знаете. Въ Евангельскомъ выраженiи, слово «лесть» имѣетъ
самое[4]
обширное значенiе
и далеко отъ того прямаго смысла, которое придается ему въ обыденной
рѣчи.
Вы – искатель правды: вотъ права Ваши на всеобщее
уваженiе
въ средѣ всѣхъ лагерей, всѣхъ партiй. Вы – человѣкъ вѣры во все доброе, хорошее, въ
будущее – вотъ Вашъ патентъ на любовь и единенiй всѣхъ тѣхъ, въ
которыхъ таится еще хоть искра подобной вѣры.
// л. 1 об.
Смѣю
причесть себя къ послѣднимъ, и считаю сердечною обязанностью заявить[5]
Вамъ о своихъ къ Вамъ чувствахъ[6]
уваженiя
и[7],
сочувствiя
въ ту минуту, когда Вы умолкаете…. Примите мой скромный привѣтъ, безъ
задней мысли, а также искренно, какъ искренно я шлю его Вамъ изъ таго далекаго[8]
затишья, въ которомъ живу и мыслю…..
Но я чувствую необходимость
сдѣлать оговорку. Я глубоко[9]
Васъ уважаю, но далеко не раздѣляю всего, что говорилось въ
«Дневникѣ», хотя логически себѣ объясняю, какъ это все тамъ
писалось и складывалось, изъ чего все это вытекало, почему то-то и то-то тамъ
находило мѣсто, и проч. Вы – человѣкъ вѣры по преимуществу, и обороту, естественно,
// л. 2
стремились
(безъ «лести», разумѣется), всё видѣть, все объяснить въ дурномъ Вы
старались открыть сѣменя хорошаго въ будущемъ; Вы извиняли, прощали, тамъ
гдѣ другiе
не простили бы и не забыли. Вы слишкомъ любили,
Вы уже слишкомъ добры… Понятно,
почему Васъ такъ любятъ….
Скажу «не обинуясь», я во
многомъ[10]
и многомъ не раздѣлялъ сужденiй, взглядовъ и надеждъ
«Дневника», но[11]
вмѣстѣ съ тѣмъ, всегда выходило такъ, что я съ удовольствiемъ и
добрымъ чувствомъ читалъ то, чтò тамъ писано, хотя бы дiаметрально
противуположное собственному взгляду. Приписываю это Вашей простой,
любвеобильной, разсудительной рѣчи, тому обаянiю здраваго мышленiя, которое
оно производило на читателя, тому чувству
// л. 2 об.
которое
невольно при этомъ подсказывалось въ читателѣ: «да, се «человѣкъ,
въ немъ же льсти нѣтъ»!.. Это – не литературный писака, это не
безпардонный литературный головорѣзъ, это не одинъ изъ толпы журнальныхъ
лиходѣевъ и «разбойниковъ печати», ‑ нѣтъ, это
человѣкъ убѣжденiя,
вѣры во все доброе и хорошее, человѣкъ, который сохранилъ своего
Бога, человѣкъ сохранившiй[12]
здравый смыслъ и чистое сердце…..
И хотя на каждой страницѣ
«Дневника», все это подсказывалось мнѣ[13]
личнымъ чувствомъ, я, повторю во многомъ и многомъ съ Вами не согласенъ,
несогласенъ «прямолинейно», «schnun<?>
straus»[14],
какъ говорится по нѣмецки. – Между издателемъ и читателемъ
зарождается и[15]
всегда устанавливается какая то весьма полезная умственная связь, какъ бы
обмѣнъ мыслей, извѣстныхъ, хотя и нѣмыхъ, отношенiя. Поэтому
я и[16]
позволяю себѣ заявить, что далеко не согласенъ
// л. 3
относительно
многихъ и многихъ (назову ихъ) изъ[17]
иллюзiй, Дневника.
Рядомъ съ глубоко вѣрными[18]
мыслями о печальномъ состоянiи
русской семьи, о «случайномъ» ея въ настоящее время характерѣ, рядомъ со
статьею о будущности Славянъ (въ которой Вы, первый, рѣшились сказать
правдивое и сильное слово, подлежащее обстоятельному обсужденiю, рядомъ съ
статьми о Евреяхъ и еврействѣ, глубоко вѣрныхъ и
содержательныхъ, ‑ Вы вмѣстѣ съ тѣмъ восторгаетесь
передъ современною русскою женщиною, Вы вѣрите что намъ современный[19]
сумбуръ, что наше вавилонское
// л. 3 об.
столпотворенiе
знаменуетъ только переходное время,
Вы считаете событiемъ –
кончину Некрасова!..
На мой взглядъ, можетъ быть
невѣрный, но повѣрьте – не поверхностный, ‑ русская
женщина en
masse
пала до
состоянiя
послѣдней умственной и физической[20]
блудницы, начиная отъ высшихъ ея[21]
сферъ, куда быстро проникаетъ подпольная интеллигенцiя и кончая тою особою, которая стрѣляла
въ Трепова, и тѣмъ сонмомъ пропагандистовъ (или лучше сказать –
публичныхъ женщинъ), которыми красятся наши политическiе процессы.
// л. 4
Меня не[22]
приводитъ въ[23]
восторгъ[24]
ихъ стремленiе
идти въ Красный Крестъ и лазареты, зная очень хорошо, что изъ нихъ
80% нигилистокъ, авантюристокъ, фельдшерицъ, акушерокъ, дочерей живущихъ
на волѣ и своевольно[25]
покинувшихъ родной кровъ, женъ – покинувшихъ мужей, наконецъ вообще
женщинъ эманципированныхъ и свободно гуляющихъ по бѣлу свѣту. За
ихъ добрыя дѣла имъ спасибо; но начало тутъ отнюдь не
человѣкоподобное, ни христiанское, а напротивъ, все та
же:….. эманципацiя
(сирѣчь развратъ и безшабашность), протестъ
// л. 4 об.
(сирѣчь
ненависть и скрежетъ зубовный), равноправiе (сирѣчь – знай
нашихъ!), женская[26]
наука и знанiе
(сирѣчь – безстыдное занятiе анатомiей
мужскаго тѣла) и т. п…. Нѣтъ, увы, русская женщина пала и …
пала безъ раскаянiя[27],
такъ что мы не услышимъ для нея[28]
всепрощающихъ словъ Спасителя: «иди и не грѣши»!... Да гдѣ же
русская женщина? Гдѣ наши Зенаиды Волконскiя, Елагины, Ростопчины,
тѣ русскiя
матроны, которыя воспитывали славянофиловъ и[29]
богатырей сороковыхъ годовъ. Гдѣ теперь русскiя[30]
матери? Развѣ эти стрижки и педагогички, учащiя умственному разврату чуть не
съ пелёнокъ[31]?La
crymae-feneat![32]
// л. 5
Но
всѣ эти «язвы душевныя» для леченiя которыхъ нуженъ не одинъ
Пантелѣй-Цѣлитель,…. все это вѣдь только необходимыя
послѣдствiя
переходнаго времени, le
grand
mot
est
trouvé,
и кто словцо развязываетъ послѣ вполнѣ руки…. Все что дурно –
разумѣю что все это переходное время, лихорадка, преходящая сыпь….
Такъ-ли?[33]
Человѣчество прожило уже
не одно столѣтiе
и перенесло не одну катастрофу и оно понимаетъ, что такое переходное время[34].
Если бы у насъ проходила[35]
рѣзня, уличные грабители
// л. 5 об.
имѣли
мѣсто разныя празднества ее l’Etre du
poème и т. п.[36]
неистовства, мы бы могли скорѣе[37]
признать, что это переходное время.
Но нашъ ядъ, вливался капля по каплѣ въ организмъ, воспринимался имъ,
лелѣялся, обуялъ его органически, преобразилъ
его почти совершенно, и отравилъ безвозвратно…. Переходъ уже состоялся къ нормальному положенiю, кътому,
что стало идеаломъ – къ культу всякой безшабашности, подпольной
интеллигенцiи,
соцiализму
и т. д. Молодежь, т. е.
// л. 6
вся будущая Россiя
поголовно заражена этимъ ядомъ (а тотъ кто этимъ
ядомъ не заражонъ, тотъ заражонъ ядомъ «ваализма» и брюхолюбiя)…
Гдѣ же тутъ задатки, что со временемъ будетъ лучше, что это зло
временное, что – молъ – перебродитъ и измѣнится?.. На чемъ мы будемъ
основывать эти надежды? На томъ что здравый смыслъ возымелъ свое? Но
извѣстно, что мiръ[38]
живетъ теперь [39]въ
эпоху всякаго абсурда, когда задачею и дѣломъ передовыхъ людей какъ бы
состоитъ тò, чтобы доказать разинувшему ротъ человѣчеству,
// л. 6 об.
что
2 x 2,
не 4, а 5, 12, 47 или 1½ или нуль. Вся Европа идетъ по той же
дорогѣ, и не отъ нея ожидать, что она насъ образумитъ… Нѣтъ, это не
переходное время…. Переходъ уже
состоялся. Ces
messieurs добились
въ дѣйствительности, de
facto,[40]
своего идеала. Положенiе
непоправимо человѣческими средствами….
….Некрасовъ умеръ! Ну, и да
будетъ миръ его праху! Писалъ хорошiе[41]
(т. е. звучные) стихи. Но и только, даже и это можетъ быть слишкомъ
много…. Къ чему же эти проводы, эта народная скорбь, этотъ шумъ,
// л. 7
демонстрацiи… Я спрашиваю –
къ чему? но вмѣстѣ съ тѣмъ, очень хорошо знаю, что иначе и
быть не могло, при теперешнемъ состоянiи нашего общества. Хоронился
сотоварищъ Чернышевскаго,[42]
«скорбный поэтъ», «пѣвецъ горя народнаго»[43],
плаксивый дѣятель, скорбящiй и охавшiй, всю
жизнь, хотя кажется ему слѣдовало послѣ[44]
19 февраля настроить свою лиру или гармонику на мажорный ладъ. Но онъ все
плакалъ, скорбѣлъ и плакалъ о народѣ, про народъ!.. O
quella
cosa,
Cospetto!..
А много ли этотъ плакальщикъ давалъ народу и на народное дѣло
// л. 7 об.
изъ
награбленнаго имъ на его карточныхъ оргiяхъ (отъ которыхъ и не слабонервный
Петербургъ содрогался) ‑ миллiона? Онъ только умѣлъ
плакать, скорбить… и играть въ штосъ!.. Для него народное горе явилось только
объектомъ эксплуатацiи,
какъ сюжетъ для плаксивой темы, до которой такъ была охоча публика,[45]
для достиженiя
славы и денегъ… О, не[46]
мало было такихъ пѣвцовъ горя народнаго, пѣвцовъ кислятины и
плаксивости.[47]
Стихъ его былъ только получше[48]
чѣмъ у остальныхъ
// л. 8
tutti quanti…. Некрасовъ
былъ одинъ изъ великихъ развратителей Россiи, одинъ изъ корифеевъ между[49]
ея погубителями[50]….
Ну, и разумѣется, чинъ ему и слава, вѣнки и слезы…. Какая
мерзость!...
Спѣшу оговориться что я
очень хорошо понимаю смыслъ Вашего присутствiя и участiя лично въ
его похоронахъ. Это былъ для Васъ литературный товарищъ въ то время, когда онъ
еще былъ человѣкомъ и не былъ еще содержателемъ карточнаго вертепа… Вы хоронили его какъ писателя, и
// л. 8 об.
съ
Вашею душевною добротою попытались оправдать его и какъ человѣка. Sit
es
terra
levis.
Итакъ вотъ видите какая разница
во взглядахъ можетъ существовать м<еж>ду «Дневникомъ» и его читателемъ,
разница отнюдь не мѣшающая уважать его и читать его. Главное въ конечной
цѣли и идеалѣ. Вы ищете правды и добра, надѣетесь что они[51]
не[52]
исчезли съ русской земли. Я тоже ищу ихъ, но не потому теперь и думаю, что человѣческими силами ихъ не
возстановить и не отыскать. Но въ[53]
// л. 9
мiрѣ
дѣйствуютъ иныя силы, не человѣческiя, а
божественные, которымъ – всё возможно. Онѣ, а не мы управляютъ мiромъ. Я
всегда вѣрилъ, что спасенiе
Россiи
можетъ только быть созданъ[54]
такимъ[55]
актомъ божественной благодати, какимъ изгнанъ былъ нечистый духъ изъ
бѣсноватаго (евангельская притча о бѣсноватомъ взята Вами эпиграфомъ
къ роману «Бѣсы»), что «всякая мысль и великая воля осѣнитъ ее
свыше», что бѣсы выйдутъ въ стадо свиное и потонутъ, а больной
изцѣлится и сядетъ у ногъ Iисусовыхъ. Я вѣрилъ
всегда,
// л. 9 об.
что
только вѣра, наше неполное православiе спасетъ Россiю, какъ
оно спасало её при Монголахъ, при Самозванцахъ, въ отечественную войну, ‑
та сила, которая дала намъ смиренiе и возможность перенесть[56]
и реформу Петра, и ужасы Ивана и Бирона и гнётъ Николая и ненависть всего мiра[57].
Но разсуждая такъ, надо было предположить, что живой свѣточъ вѣры
ярко еще горитъ на Руси, и что поэтому она на вѣки обезпечена отъ паденiя, что ей[58]
на вѣки суждено побѣждать этимъ символомъ, что она на вѣка
состоитъ подъ покровительствомъ неба... Оглянувшись
// л. 10
однако,
послѣ 20 лѣтъ реформъ, на нашу внутреннюю храмину, я нашолъ ее
пустою, я нашолъ лишь культъ безвѣрiя и либерально кощунствующихъ iерарховъ,
я увидѣлъ, что мы утратили, прямо, собственными руками выкинули за окно
наше драгоцѣннѣйшее достоянiе и сокровище. И мнѣ пришло
на мысль, я укоренился въ убѣжденiе, что Россiя
недостойна спасенiя,
недостойна прощенiя,
нераскаянна, что внутреннiй
мiръ
Россiи
рухнулъ безвозвратно……
Такъ думалъ я до
послѣдняго времени, почти до послѣднихъ дней, и поэтому выразился
// л. 10 об.
выше,
что человѣческими силами и
средствами ничто у насъ уже непоправимо… Но[59]
Послѣднiе
событiя
нашей восточной драммы явили вдругъ всему мiру такое явное присутствiе перста
Божiя
относительно Россiи
и ея судебъ, что всякiй
невѣрующiй,
всякiй
пессимистъ не могъ не очнуться. Послѣ всѣхъ затрудненiй и
распрей предшествующихъ войнѣ (въ которыхъ мы постоянно проигрывали),
послѣ открытiя
борьбы[60]
въ тяжелую и безвыходную годину финансоваго кризиса и внутреннихъ не порядковъ
послѣ тяжелыхъ потерь, послѣ
// л. 11
Плевненской
драммы, всѣ событiя
разомъ поворотили въ пользу и на счастье Россiи. Божественный Промыселъ осѣнилъ
её; врагъ просилъ пощады;[61]
соглашался на какiя
угодно условiя.
Предвидѣлась еще одна великая[62]
опасность, еще одна битва, битва съ дипломатiей и Европою, короче – съ
англiйскими
министрами. Перемирiе
заключается въ Адрiанополѣ,
что вызываетъ понятное неудовольстiе въ Россiи,
желающей видѣть свои войска въ Царьградѣ. Въ Англiи
загорается пожаръ. Какъ нарочно, какъ
бы по заказу,
// л. 11 об.
никто[63]
изъ англiйскихъ
министровъ не хочетъ впредь въ перемирiе и въ то, что мы не идемъ, не
вступаемъ, въ Константинополь, не громимъ его. Начинается суетня и одно
извѣстiе
невѣрнѣе другаго летитъ въ Лондонъ. Посылаютъ флотъ и отрываютъ
его. Новая паника, мы подъ Константинополемъ. Опять посылаютъ флотъ. Между
тѣмъ, въ этотъ промежутокъ 2–3 недѣль Турки теряютъ
послѣднiй
остатокъ вѣры и надежды на Англiю, заключаютъ союзъ съ Россiею
оборонительный
// л. 12
и
наступательный, и въ настоящую минуту
вмѣстѣ съ русскими войсками и моряками, съ общими силами и общимъ
флотомъ, ждутъ прибытiя
англiйскихъ
броненосцевъ, лежащихъ на парàхъ заявятъ свое veto Россiи относительно Царьграда,
Проливовъ, Парижскаго трактата и проч. И вотъ они являютъ и что же они
встрѣчаютъ: русско турецкiй
союзъ, русскую армiю
вдоль берега и русско-турецкiй
флотъ съ зажжеными фитилями у пушекъ и батарей, съ Дубасовыми, Барановыми и торпедами!..
// л. 12 об.
Положенiе
траги-комическое. Англiя,
а съ нею вся Европа, всѣ туркофилы, всѣ
враги Россiи,
посрамлены въ одинъ мигъ и занавѣсъ, вѣроятно, немедленно
упадетъ….. Богъ спасъ правое русское дѣло.
Да, согласитесь, тутъ всего въ
эти 2–3 недѣли, совершилось на нашихъ глазахъ какое то великое[64]
евангельское чудо.[65]
Богъ поразилъ зрѣнiе
и разумъ премудрыхъ. Богъ[66]
благословилъ подвигъ Россiи,
Богъ посрамилъ ея враговъ, надолго,… надолго…
Свершилось чудо! Гора
// л. 13
сдвинулась
и верглась въ море. Значитъ въ Россiи не погасалъ свѣточь
вѣры; нашлось нѣсколько праведниковъ, съ дѣтскою вѣрою
съ «зерно горушно», за заслуги которыхъ свершилось великое чудо[67].
Богъ заглянулъ въ ихъ сердце.[68]
Нѣтъ видно[69],
не все еще съѣдено Гангреною, не всё прогнило, не всё погибло. И если
достаточно было семи вѣтхозавѣтныхъ[70]
праведниковъ, чтобы не отвернулось лицо Божiе отъ города и страны, то отнынѣ я лелѣю надежду, что эти невидимые
свѣточи спасутъ Россiю
и отъ внутренняго паденiя
и раздраженiя.
Во имя
// л. 13 об.
этихъ
немногихъ избранныхъ,[71]
ее не постигнетъ судьба Содомы и Гоморры, но напротивъ бѣсы выйдутъ изъ
ея тѣла, въ числѣ легiоновъ легiоновъ и
«больной сядетъ у ногъ Iисусовыхъ».
Вѣра, духъ опять спасутъ Россiю. Когда это будетъ и какъ это
будетъ, мы знать не можемъ и излишне надъ этимъ останавливаться. Пройдутъ еще
долгiе
годы быть можетъ, мы окунемся еще въ такую пучину мерзости, о которой[72]
теперь и не гадаемъ, можетъ быть у насъ будутъ и рѣзня и эшафоты... но въ
концѣ
// л. 14
концовъ…
бѣсы выйдутъ и «больной сядетъ у ногъ Iисусовыхъ». Россiя спасется
свѣточемъ вѣры евангельской и этотъ свѣточъ будетъ хранить
для всего мiра,
но мiръ
его не прiемлетъ…
О, какъ теперь легче на душѣ, при подобномъ сознанiи…
___
Простите мнѣ мою
исповѣдь. Но Вы сами вызвали её всѣмъ тѣмъ, что Вы говорили
намъ, читалямъ «Дневника». Извините за кое какую откровенность, и за то что
«недописахъ или переписахъ». Еще разъ
заявляю Вамъ сожалѣнiе[73]
что не придется болѣе бесѣдовать съ Вами умственно,
// л. 14 об.
читая
<«>Дневникъ», и заочно жму Вашу руку.
Князь
Николай Николаевичъ Голицынъ
7 Iюня 1878
С. Бичевое[74]
Волынской губ.
въ м. Любаръ.[75]
// л. 15
<На
конверте:>
Его Высокоблагородiю
Ѳедору Михайловичу
Достоевскому
Въ С. П. Бургѣ
по Греческому Проспекту,
у Греческой Церкви въ д. Струбинскаго.
<На штемпеле:>
ЛЮБАРСКОЕ П. О.
9 ФЕВ. 1878
// л. 16
<Запись на обороте конверта:>
Кн. Голицынъ
<На штемпелях:>
<1.>
ЛЮБАРСК П. О.
10 ФЕВ. 1878
<2.>
С. ПЕТЕРБУРГЪ
12 ФЕВ.
1878
<3.>
с. петербургъ
13 ФЕВ.
1878
// л. 16 об.
[1] Далее было: за то
[2] Далее было: Русскаго
[3] и смотрю вписано другими чернилами.
[4] Далее было: широкое
[5] Далее было: съ
[6] Далее была запятая.
[7] и вписано другими чернилами.
[8] далекаго вписано другими чернилами сверху густо
зачеркнутого слова.
[9] глубоко вписано другими чернилами.
[10] Далее была запятая.
[11] Далее было: съ
[12] В рукописи ошибочно. Было: сохранивщiй
[13] Далее было начато: мо
[14] Кавычки написаны другими чернилами.
[15] и вписано другими чернилами.
[16] и вписано другими чернилами.
[17] изъ вписано другими чернилами.
[18] Было начато: стать
[19] Вместо: современный – было
начато: евр
[20] умственной и физической вписано.
[21] ея вписано.
[22] Вместо: не – было: не
м
[23] въ вписано.
[24] Далее было начато: ст
[25] своевольно вписано.
[26] женская вписано.
[27] Вместо: пала безъ раскаянiя – было: не раскаевается
[28] для нея вписано.
[29] славянофиловъ и вписано.
[30] русскiя вписано.
[31] В рукописи ошибочно. Было: пёленокъ
[32] Вместо восклицательного знака была запятая. Далее следует густо
зачеркнутое слово.
[33] Такъ-ли? написано другими чернилами.
[34] переходное время подчеркнуто другими чернилами.
[35] Вместо: проходила – было
начато: б
[36] Далее было начато: аб
[37] скорѣе вписано.
[38] Вместо: мiръ –
было: мы
[39] теперь вписано другими чернилами.
[40] de facto, вписано другими чернилами.
[41] Далее было начато: стих
[42] сотоварищъ Чернышевскаго,
вписано другими чернилами.
[43] Кавычки поставлены другими чернилами.
[44] Вместо: послѣ – было:
съ (исправлено другими чернилами).
[45] Далее было начато: эт
[46] Далее было: былъ
[47] Далее было: Звук его
[48] Вместо: получше – было:
лучше
[49] между вписано другими чернилами.
[50] Вместо: погубителями – было:
погубителей (исправлено другими
чернилами).
[51] Вместо: они – было:
она
[52] не вписано.
[53] Далее запись продолжается другими чернилами.
[54] Далее было начато: тол
[55] Вместо: быть созданъ такимъ – было: послѣдовать тѣмъ же
[56] Далее было: со смиреньемъ
[57] и ненависть всего мiра вписано.
[58] ей вписано.
[59] Но вписано.
[60] Вместо: борьбы – было:
войны
[61] Далее было начато: на
[62] великая вписано.
[63] Далее было начато: въ А
[64] великое вписано.
[65] Вместо точки была запятая.
[66] Далее было: совершилъ
[67] Было начато: чудес
[68] Вместо точки была запятая.
[69] видно вписано.
[70] вѣтхозавѣтныхъ
вписано.
[71] Далее было: но
[72] Далее было: и
[73] Далее было: болѣе
[74] Возможно, имеется в виду
с. Бичевая – населенный пункт Любара (Житомирская область).
[75] Ниже было начато: Л