<РО ИРЛИ, ф. 56,
№ 399. Письмо П. А. Карепина
к
Ф. М. Достоевскому>
Москва
1844 года
Сентября 5го
Любезный
братъ
Ѳедоръ Михайловичь!
Посылаю
Вамъ 50 руб<лей> сереб<ромъ> —
и вмѣсто
заносчивости
и желчи коими
наполняются
ваши письма,
прилагаю два изчисленія
1е на
серебро за прошедшій
годъ 2е
на ассигнац<iи>
текущаго
года — по
теперешнее
число; и въ
заключеніе
выводъ
сколько кто изъ Васъ
получилъ
доходовъ.
Здѣсь сами
увидите, что Вамъ
переслано
больше другихъ
Андрею очень
мало, а
Николѣ вовсе
ничего. Уважительной
причиной
могла быть
экипировка
при выходѣ изъ
училища,
первое обзаведеніе
на первый годъ;
и дальше нѣтъ
уже никакого
права одному
брату
пользоваться[1]
больше другаго
неупоминая
еще о сестрахъ.
Достояніе
родительское
приноситъ
какъ
видно по
опыту 3хъ лѣтъ
до 4/т<ысячъ>
р<ублей> ас<сигнацiиями>
съ чемъ
нибудь
или безъ
чего нибудь —
зависитъ
отъ
урожая и цѣнъ
на продуктъ.
Изъ этаго
нужно
удѣлить на взносъ
Опек<унскаго>
Сов<ѣта> на
уплату частнаго
долгу Г. Маркусу,
которому
слѣдуетъ 1/т<ысяча> р<ублей> капит<ала>.
стало быть
каждому изъ
братьевъ
очистится до
700—800. въ хорошій
годъ до
1000 руб<лей>
ас<сигнацiиями>
вотъ вашъ
основный[2]
капиталъ!
// <л. 1>
Продать
слѣдующую Вамъ
часть
наслѣдства
кромѣ того прискорбія
что сынъ слишкомъ
мало дорожитъ
трудами и заботами
родителей и
что стоило имъ цѣной
жизни —
сбыть на
другой годъ
выхода изъ
школы и сбыть
Богъ знаетъ
для чего? небыло
возможнымъ
потому что Вамъ едва
минуло
совершенно лѣтіе[3].
Невозможно и
теперь
потому что имѣніе
состоитъ
въ
залогѣ Опек<унскаго> Сов<ѣта>
неоплаченъ
еще частный долгъ, и
что другіе
сонаслѣдники
малолѣтніе.
Хотя бы наконецъ
длиннымъ
процессомъ
представленій
чрезъ
Дворянскую
Опеку,
Гражданскую
Палату и Сенатъ
возможно
было
получить въ
пользу другихъ
участниковъ
въ
наслѣдствѣ
разрѣшеніе на
выдѣлъ Вамъ
части
деньгами, то затрудненіе
останется одинаковымъ:
т. е. недостанетъ
Вамъ
выдать
деньги вдругъ
а частями Вы
и теперь ихъ
получаете въ томъ
излишкѣ
какой
перебираете противу другихъ братьевъ
и который имъ
возвратить
обязаны при
расчетѣ. Эта[4]
причина
существовать
будетъ
не только нравственнымъ
но и оффиціальнымъ
препятствіемъ
передать въ
чужіе
руки.
Не хотѣлось
мнѣ
высказывать Вамъ этой
истины
потому что вы
сами ее
довольно понимаете
и даже потому
что легче предпологать
неосновательность
въ молодости
нежели
холодный эгоизмъ
и равнодушіе
къ
памяти
родительской
и семейству.
Вы
едва
почувствовали
на плечахъ
эполеты
довольно
часто въ письмахъ своихъ
упоминали
два слова наслѣдство
и свои долги;
я молчалъ
относя это къ фантазіи
юношеской,
твердо зная
что опытъ,
лѣта<,>
повѣрка отношеній
общественныхъ
и частныхъ
лучше Вамъ
истолкуютъ;
но теперь
хочу
упомянуть
что первое слишкомъ миніатюрно:
сердиться и
// <л. 1 об.>
сѣтовать
на это нельзя
ибо не отъ
насъ зависитъ
и много есть
на свѣтѣ
людей — и
того не
имѣющихъ. И
по размѣру расходовъ[5]
вашихъ едвали станетъ
на годъ; а
дальше что?
Послѣдніе
кромѣ границъ
юридическихъ
имѣютъ еще и нравственныя —
нисколько не
сомнѣваюсь,
что вы ихъ
пренебрегали
и не были бы
согласны со
мной въ томъ, что
превзойти
размѣръ
возможности
уплаты есть
посягательство
на чужую
собственность.
Не вина наша,
что мы
родились не милліонерами;
но наша вина будетъ въ томъ
если не
воспользуемся
средствами отъ Бога и попеченіемъ
благодѣтельнаго
начальства
предоставленными.
Не Вы первый,
а много<,>
очень много
людей, начинающихъ
свое поприще
по
извѣстнымъ чистымъ,
свѣтлымъ и
всегда отраднымъ
правиламъ
труда прилежанія
и терпѣнія. Со
способностями
ума коими одарилъ
Васъ
Господь, съ
хорошимъ
образованіемъ,
которое
получили въ
заведеніи
отличномъ —
Вамъ-ли
оставаться
при софизмахъ
поэтическихъ,
въ
отвлеченной
лѣни и нѣги Шекспировскихъ
мечтаній?
на что онѣ, что
въ нихъ
вещественнаго
кромѣ распаленнаго
раздутаго
распухлаго —
преувеличеннаго
но пузырнаго
образа? Тогда
какъ въ
вещественности
Вамъ указанъ
и открытъ
путь чести,
труда уважительнаго,
пользы
общественной
и своей не въ
рабскихъ
подражаніяхъ
чужому
видѣнію но въ произведеніяхъ
собственнаго
ума и знанія
коими
украсили<?>
его работою столькихъ
лѣтъ.
// <л. 2>
Если Вамъ доступенъ
еще совѣтъ
родства и
дружбы то
послушайтесь
Любезный Братъ!
Оставьте
излишнею
мечтательность
и обратитесь къ
реальному
добру, котораго
Богъ
вѣсть почему
избѣгаете<,>
примитесь за
службу съ
тѣмъ
убѣжденіемъ,
которому
повѣрите по
опыту, что
сколь бы ни
велики были
наши
способности
все нужно еще
при нихъ
нѣкоторое покорство
общественному
мнѣнію
особенно
мнѣнію старшихъ;
они больше и
дальше
нашего
прошли<,>
больше
нашего
видѣли и
испытали! Не
только нѣтъ Вамъ благословенія
сердечнаго —
(если Вы
когда нибудь
поставите
оное въ
цѣну)
выходить изъ
службы но
даже убѣждаю Васъ самихъ
искать
командировки —
чѣмъ дальше
тѣмъ лучше Вы
тамъ
повѣрите
жизнь
человѣческую
съ различныхъ
ея фазовъ
тогда какъ
теперь —
знакомы
только односторонн<е>
со школьной
лавки — до книжныхъ мечтаній?
Офицеру въ
военномъ
мундирѣ
нельзя
останавливаться
приготовленіями
мягкихъ пуховиковъ
и Лукулловой
кухни.
Почтовая
кибитка, бурка
и кусокъ
битой
говядины
приготовленной
деньщикомъ
всегда
найдется за
прогоны и
Царское жалованье.
За то сколько
пріятныхъ
ощущеній
при удачномъ
исполненіи
своего долга;
сколько
отрады во вниманіи
на<ча>льниковъ, въ любви и уваженіи
товарищей и
далѣе
награда
заслуженная трудомъ своимъ путемъ прямымъ, благороднымъ:
Вотъ Братъ!
настоящая поэзія
жизни и
сердечное желаніе Вамъ преданнаго
П. Карепина.
// <л. 2 об.>