<РО ИРЛИ, ф. 100, № 29768. Письмо С. Е. Лурье к Ф. М. Достоевскому>

 

<Текст письма лег в основу статьи «Похороны "Общечеловека"» мартовского выпуска "Дневника" за 1877 г., посвященного, в основном (главы вторая и третья), еврейскому вопросу. Текст письма С. Лурье практически не изменен и использован как наборная рукопись; правка Достоевского — более 20 мелких исправлений — носит, в основном, стилистический характер. Данная правка отражена с сносках к тексту письма. (См.: Неизданные письма к Достоевскому // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. С.-Пб, 1996. — Ред.>

Многоуважаемый

Ѳедоръ Михайловичъ![1]

[2]Это я пишу подъ свѣжимъ впечатлѣнiемъ похороннаго марша. Хоронили доктора Гинденбурга 84хъ лѣтъ отъ роду. Какъ протестанта его сначала отвезли въ кирку, а уже затѣмъ на кладбище. Такаго сочувствiя, такихъ отъ души вырвавшихся словъ, такихъ горячихъ слезъ[3] я еще никогда не видѣла при похоронахъ…[4] Онъ умеръ въ такой бѣдности, что не на что было хоронить[5] его.

Уже 58 лѣтъ какъ онъ практикуетъ въ Минскѣ[6] и сколько добра онъ сдѣлалъ за это время. Еслибъ Вы знали, Ѳедоръ Михайловичъ,[7] что это былъ за человѣкъ! онъ былъ докторъ и акушеръ; его имя перейдетъ здѣсь въ потомство, о немъ уже сложилися[8] легенды, весь простой народъ звалъ его отцомъ, любилъ, обожалъ и только съ его смертью понялъ, что онъ потерялъ въ этомъ человѣкѣ. Когда онъ еще стоялъ въ гробу (въ церкви) то[9] не было[10] ни однаго человѣка, который бы не пошелъ поплакать о немъ и рыдая[11] цѣловать его[12], въ особенности бѣдныя еврейки, которымъ онъ такъ много помогалъ[13]

// л. 9

 

плакали и молились, чтобъ онъ попалъ прямо въ рай. Сегодня пришла бывшая наша кухарка ужасно бѣдная женщина и говоритъ, что при рожденiи послѣдняго[14] ребенка, онъ видя что ничего дома нѣтъ, далъ 20[15] к. чтобъ сварить супъ, а затѣмъ каждый день приходилъ и оставлялъ 20 к., а видя что она поправляется прислалъ пару куропатокъ. Также будучи позванъ къ одной страшно бѣдной родильницѣ (такiя къ нему и обращались) онъ видя что не во что принять ребенка, снялъ съ себя верхнюю рубаху,[16] платокъ свой (голова у него была повязана платкомъ) разорвалъ и отдалъ. Еще вылечилъ онъ однаго бѣднаго еврея дровосѣка, затѣмъ заболѣла его жена, затѣмъ дѣти, онъ каждый Божiй день прiѣзжалъ[17] 2 раза и когда всѣхъ поставилъ на ноги спрашиваетъ еврея: чѣмъ ты мнѣ заплатишь? Тотъ говоритъ что у него ничего нѣтъ, только послѣдняя коза, которую онъ сегодня продаетъ. Онъ такъ и сдѣлалъ, продалъ за 4 р. и принесъ ему деньги, тогда докторъ далъ лакею своему еще 12 р. къ этимъ 4мъ и отправилъ купить корову, а дровосѣку велѣлъ ийдти[18] домой, черезъ полчаса[19] тому привозятъ корову и говорятъ, что докторъ призналъ козье молоко вреднымъ для нихъ[20]. Такъ онъ прожилъ всю свою жизнь. Бывали примѣры, что онъ оставлялъ 30 и 40 р. у бѣдныхъ; такъ[21] у бѣдныхъ[22]

// л. 9 об.

 

бабъ по деревнямъ.

Зато хоронили его какъ святаго. Всѣ бѣдняки заперли лавки и бѣжали за гробомъ. (У евреевъ есть мальчики, которые при похоронахъ распѣваютъ псалмы, но запрещается провожать иновѣрца этими псалмами.) Тутъ передъ гробомъ, во время процессiи, ходили мальчики и громко распѣвали[23] псалмы. Во всѣхъ синагогахъ молились за его душу, также колокола всѣхъ[24] церквей звонили все время процессiи — былъ хоръ военной музыки, да еще еврейскiе музыканты пошли къ сыну усопшаго, просить, какъ чести, позволенiя играть все время процессiи. Всѣ бѣдные принесли кто 10, кто 5 к., да и[25] богатые евреи дали много и приготовили великолѣпный, громадный[26] вѣнокъ изъ свѣжихъ цвѣтовъ съ бѣлыми и черными лентами по сторонамъ, гдѣ золотыми буквами были вычислены его главныя заслуги, такъ[27] учрежденiе больницы и т. п. Я не могла разобрать что тамъ, да и развѣ возможно вычис<л>ить его заслуги?

Надъ его могилой держали рѣчь пасторъ и еврейскiй раввинъ и оба плакали, а онъ себѣ лежалъ въ старенькомъ, истертомъ вицмундирѣ, старымъ платкомъ была обвязана его голова, эта милая голова и казалось онъ спалъ, такъ свѣжъ былъ цвѣтъ его лица….[28]

// л. 10

 

Извините многоуважаемый Ѳедоръ Михайловичъ, что я такъ распространяюсь, но вѣдь я Вамъ часто говорю о томъ, что меня больше всего интересуетъ.

А мнѣ здѣсь была тоска и скука страшная. Но развѣ я не могу также приносить пользу? Моя бабушка слаба и больна, маленькая сестра больна, а сколькимъ бѣднымъ и несчастнымъ я могу помочь, ну хоть бы деньгами. Еслибъ Вы видѣли въ какой я зашла[29] хижинѣ? Голые ребятишки воютъ отъ голода, мать больная лежитъ на печкѣ, холодъ страшный, со стѣнъ капаетъ вода, (была оттепель). Боже мой какъ люди живутъ! Я и совсѣмъ забыла о чемъ собственно хотѣла писать. За меня сватаются 2 жениха, одинъ докторъ, другой кандидатъ университета, оба богатые, знатные и молодые, мамаша хочетъ, чтобъ я непремѣнно вышла за доктора, красавца и богача и надворный совѣтникъ онъ, (я право не знаю, что это за чинъ). Его фамилiя Блохъ. Мамаша говоритъ, что такой партiи не представится, а онъ согласенъ ждать сколько мнѣ будетъ угодно. Но развѣ я могу выйти замужъ не любя? Пожалуйста дайте мнѣ совѣтъ. Я его очень уважаю но не больше. Мамаша сердилась и плакала цѣлый вечеръ. Я ему скажу, что не люблю его, тогда онъ конечно не захочетъ жениться, а ему 35 л. а мнѣ еще нѣтъ 19. Я съ нетерпѣнiемъ буду ждать отвѣта, если Вы имъ удостоите уважающую и преданную Вамъ Со<фью>[30]

P. S. Прошу Васъ сохранить «Записки Еврея», это подарокъ автора, друга нашего дома, также не вѣрьте ему во всемъ, онъ преувеличиваетъ страшнымъ образомъ напр<имѣръ> моя мамаша говоритъ, что его жена очень милая и добрая женщина, конечно необразованная.[31]

// л. 10 об.

 

<На конверте:>

Ѳедору Михайловичу

Достоевскому

Лурье[32]

Греческiй проспектъ, возлѣ Греческой Церкви

домъ Струдинскаго кв. № 6

въ С. Петербургъ 

// л. 11

<Штемпели на обороте конверта:> 1) МИНСКЪ 13 ФЕВ 1877; 2) МИНСКЪ 11 ФЕВ 1877; 3) С.-ПЕТЕРБУРГЪ 16 ФЕВ

// л. 11 об.



[1] Запись: Многоуважаемый Ѳедоръ Михайловичъ! — зачеркнута Достоевским.

[2] Рукой Достоевского вписано многоточие.

[3] Далее была запятая.

[4] Далее было: да и не часто это приходится видѣть

[5] Исправлено рукой Достоевского. Стало: похоронить

[6] Исправлено рукой Достоевского. Стало: М…

[7] Вместо запятой был восклицательный знак.

[8] Исправлено рукой Достоевского. Стало: сложились

[9] Исправлено рукой Достоевского. Стало.: въ гробу то (въ церкви)

[10] Далее вписано рукой Достоевского: кажется

[11] Исправлено рукой Достоевского. Стало: поплакать надъ нимъ и

[12] Далее вписано рукой Достоевского: ноги

[13] Текст: Это я пишу подъ свѣжимъ впечатлѣнiемъ ∞ которымъ онъ такъ много помогалъ — слева на полях отмечен чертой, вдоль которой рукой Достоевского вписано: петитомъ

[14] Далее вписано рукой Достоевского: ея

[15] Вместо: 20 — было: 30

[16] Исправлено рукой Достоевского. Вместо запятой стало: и

[17] Далее было: по

[18] Так в рукописи. Исправлено рукой Достоевского на: идти

[19] Исправлено рукой Достоевского. Стало: часъ

[20] Исправлено рукой Достоевского. Стало: для нихъ вреднымъ

[21] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: такъ — стало: оставлялъ и

[22] Текст на л. 9 об. слева на полях отмечен чертой, вдоль которой вписано: петитомъ

[23] Далее рукой Достоевского вписано: эти

[24] всѣхъ подчеркнуто рукой Достоевского.

[25] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: да и — стало: а

[26] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: громадный — стало: огромный

[27] Далее рукой Достоевского вписано: н<а>при<мѣръ>

[28] Текст на л. 10 слева на полях отмечен чертой, вдоль которой вписано: петитомъ

[29] Так в рукописи.

[30] Текст на л. 10 об. перечеркнут рукой Достоевского.

[31] Запись: P. S. Прошу Васъ ∞ необразованная. —сделана вверху на полях л. 9.

[32] Ниже запись рукой Достоевского: отвѣчено