<РО ИРЛИ, ф. 100, № 29768.
Письмо С. Е.
Лурье к Ф. М. Достоевскому>
<Текст
письма лег в
основу
статьи
«Похороны
"Общечеловека"»
мартовского
выпуска "Дневника"
за 1877 г.,
посвященного,
в основном
(главы вторая
и третья),
еврейскому
вопросу. Текст
письма
С. Лурье
практически
не изменен и
использован
как наборная рукопись;
правка
Достоевского —
более 20
мелких
исправлений —
носит, в
основном,
стилистический
характер.
Данная
правка
отражена с
сносках к
тексту
письма. (См.:
Неизданные
письма к Достоевскому
// Достоевский.
Материалы и
исследования.
Т. 12. С.-Пб, 1996. —
Ред.>
Многоуважаемый
Ѳедоръ
Михайловичъ![1]
[2]Это я
пишу подъ
свѣжимъ
впечатлѣнiемъ
похороннаго
марша.
Хоронили
доктора Гинденбурга
84хъ лѣтъ
отъ роду.
Какъ
протестанта
его сначала
отвезли въ
кирку, а уже
затѣмъ на
кладбище.
Такаго
сочувствiя,
такихъ отъ
души вырвавшихся
словъ, такихъ
горячихъ
слезъ[3]
я еще никогда
не видѣла при
похоронахъ…[4]
Онъ умеръ въ
такой
бѣдности, что
не на что было
хоронить[5]
его.
Уже
58 лѣтъ какъ
онъ
практикуетъ
въ Минскѣ[6]
и сколько
добра онъ
сдѣлалъ за
это время. Еслибъ
Вы знали,
Ѳедоръ Михайловичъ,[7]
что это былъ
за человѣкъ!
онъ былъ
докторъ и
акушеръ; его
имя
перейдетъ
здѣсь въ
потомство, о
немъ уже
сложилися[8]
легенды, весь
простой
народъ звалъ
его отцомъ,
любилъ,
обожалъ и
только съ его
смертью
понялъ, что
онъ потерялъ
въ этомъ
человѣкѣ.
Когда онъ еще
стоялъ въ
гробу (въ
церкви) то[9]
не было[10]
ни однаго
человѣка,
который бы не
пошелъ поплакать
о немъ и
рыдая[11]
цѣловать его[12],
въ
особенности
бѣдныя
еврейки,
которымъ онъ
такъ много
помогалъ[13]
// л. 9
плакали
и молились,
чтобъ онъ
попалъ прямо
въ рай.
Сегодня
пришла
бывшая наша
кухарка ужасно
бѣдная
женщина и
говоритъ, что
при рожденiи
послѣдняго[14]
ребенка, онъ
видя что
ничего дома
нѣтъ, далъ 20[15] к.
чтобъ
сварить супъ,
а затѣмъ
каждый день приходилъ
и оставлялъ
20 к., а видя что
она поправляется
прислалъ
пару
куропатокъ.
Также будучи
позванъ къ
одной
страшно
бѣдной
родильницѣ (такiя
къ нему и
обращались)
онъ видя что
не во что
принять
ребенка,
снялъ съ себя
верхнюю рубаху,[16]
платокъ свой
(голова у
него была
повязана платкомъ)
разорвалъ и
отдалъ. Еще
вылечилъ онъ
однаго
бѣднаго
еврея дровосѣка,
затѣмъ
заболѣла его
жена, затѣмъ
дѣти, онъ
каждый Божiй
день прiѣзжалъ[17]
2 раза и когда
всѣхъ
поставилъ на
ноги спрашиваетъ
еврея: чѣмъ
ты мнѣ заплатишь?
Тотъ
говоритъ что
у него ничего
нѣтъ, только
послѣдняя коза,
которую онъ
сегодня
продаетъ. Онъ
такъ и
сдѣлалъ,
продалъ за
4 р. и принесъ
ему деньги,
тогда
докторъ далъ
лакею своему
еще 12 р. къ
этимъ 4мъ
и отправилъ
купить
корову, а
дровосѣку
велѣлъ ийдти[18]
домой, черезъ
полчаса[19]
тому
привозятъ
корову и
говорятъ, что
докторъ
призналъ
козье молоко
вреднымъ для
нихъ[20].
Такъ онъ
прожилъ всю
свою жизнь.
Бывали примѣры,
что онъ
оставлялъ 30 и
40 р. у бѣдныхъ;
такъ[21]
у бѣдныхъ[22]
// л. 9 об.
бабъ
по деревнямъ.
Зато
хоронили его
какъ святаго.
Всѣ бѣдняки
заперли
лавки и
бѣжали за гробомъ.
(У евреевъ
есть
мальчики,
которые при похоронахъ
распѣваютъ
псалмы, но
запрещается
провожать
иновѣрца
этими
псалмами.) Тутъ
передъ
гробомъ, во
время
процессiи,
ходили
мальчики и
громко
распѣвали[23]
псалмы. Во
всѣхъ
синагогахъ
молились за
его душу, также
колокола всѣхъ[24]
церквей
звонили все
время
процессiи —
былъ хоръ
военной
музыки, да
еще еврейскiе
музыканты
пошли къ сыну
усопшаго,
просить, какъ
чести,
позволенiя
играть все
время
процессiи. Всѣ
бѣдные
принесли кто
10, кто 5 к., да и[25]
богатые
евреи дали
много и
приготовили
великолѣпный,
громадный[26]
вѣнокъ изъ
свѣжихъ
цвѣтовъ съ
бѣлыми и черными
лентами по
сторонамъ,
гдѣ золотыми
буквами были
вычислены
его главныя
заслуги, такъ[27]
учрежденiе
больницы и
т. п. Я не могла
разобрать
что тамъ, да и
развѣ
возможно вычис<л>ить
его заслуги?
Надъ
его могилой
держали рѣчь
пасторъ и еврейскiй
раввинъ и оба
плакали, а
онъ себѣ
лежалъ въ
старенькомъ,
истертомъ
вицмундирѣ,
старымъ
платкомъ
была
обвязана его
голова, эта милая
голова и
казалось онъ
спалъ, такъ
свѣжъ былъ
цвѣтъ его
лица….[28]
// л. 10
Извините
многоуважаемый
Ѳедоръ
Михайловичъ,
что я такъ
распространяюсь,
но вѣдь я Вамъ
часто говорю
о томъ, что
меня больше
всего
интересуетъ.
А мнѣ
здѣсь была
тоска и скука
страшная. Но развѣ
я не могу
также
приносить
пользу? Моя бабушка
слаба и
больна,
маленькая
сестра больна,
а сколькимъ
бѣднымъ и
несчастнымъ
я могу
помочь, ну
хоть бы
деньгами.
Еслибъ Вы видѣли
въ какой я
зашла[29]
хижинѣ? Голые
ребятишки
воютъ отъ
голода, мать
больная лежитъ
на печкѣ,
холодъ
страшный, со
стѣнъ капаетъ
вода, (была
оттепель).
Боже мой какъ
люди живутъ!
Я и совсѣмъ
забыла о чемъ
собственно
хотѣла
писать. За
меня сватаются
2 жениха,
одинъ
докторъ,
другой кандидатъ
университета,
оба богатые,
знатные и
молодые, мамаша
хочетъ, чтобъ
я непремѣнно
вышла за доктора,
красавца и
богача и
надворный
совѣтникъ
онъ, (я право
не знаю, что
это за чинъ). Его
фамилiя
Блохъ. Мамаша
говоритъ, что
такой партiи
не
представится,
а онъ согласенъ
ждать
сколько мнѣ
будетъ
угодно. Но развѣ
я могу выйти
замужъ не
любя?
Пожалуйста
дайте мнѣ
совѣтъ. Я его
очень уважаю
но не больше.
Мамаша
сердилась и
плакала
цѣлый вечеръ.
Я ему скажу,
что не люблю
его, тогда онъ
конечно не
захочетъ
жениться, а
ему
P. S.
Прошу Васъ
сохранить
«Записки
Еврея», это подарокъ
автора, друга
нашего дома,
также не
вѣрьте ему во
всемъ, онъ
преувеличиваетъ
страшнымъ
образомъ
напр<имѣръ>
моя мамаша
говоритъ, что
его жена
очень милая и
добрая
женщина,
конечно
необразованная.[31]
// л. 10 об.
<На
конверте:>
Ѳедору
Михайловичу
Достоевскому
Лурье[32]
Греческiй
проспектъ,
возлѣ
Греческой
Церкви
домъ
Струдинскаго
кв. № 6
въ
С. Петербургъ
// л. 11
<Штемпели на
обороте
конверта:>
1) МИНСКЪ 13 ФЕВ
1877; 2) МИНСКЪ 11 ФЕВ
1877;
3) С.-ПЕТЕРБУРГЪ
16 ФЕВ
[1] Запись: Многоуважаемый
Ѳедоръ
Михайловичъ! —
зачеркнута
Достоевским.
[2] Рукой Достоевского вписано многоточие.
[3] Далее
была запятая.
[4] Далее
было: да и не
часто это приходится
видѣть
[5] Исправлено рукой Достоевского. Стало: похоронить
[6] Исправлено рукой Достоевского. Стало: М…
[7] Вместо
запятой был
восклицательный
знак.
[8] Исправлено рукой Достоевского. Стало: сложились
[9] Исправлено
рукой
Достоевского.
Стало.: въ
гробу то (въ
церкви)
[10] Далее
вписано
рукой
Достоевского:
кажется
[11] Исправлено
рукой
Достоевского.
Стало: поплакать
надъ нимъ и
[12] Далее вписано рукой Достоевского: ноги
[13] Текст:
Это я пишу
подъ свѣжимъ
впечатлѣнiемъ ∞ которымъ
онъ такъ
много
помогалъ — слева
на полях отмечен
чертой, вдоль
которой рукой
Достоевского
вписано:
петитомъ
[14] Далее вписано рукой Достоевского: ея
[15] Вместо: 20 — было: 30
[16] Исправлено рукой Достоевского. Вместо запятой стало: и
[17] Далее было: по
[18] Так в рукописи. Исправлено рукой Достоевского на: идти
[19] Исправлено рукой Достоевского. Стало: часъ
[20] Исправлено рукой Достоевского. Стало: для нихъ вреднымъ
[21] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: такъ — стало: оставлялъ и
[22] Текст
на л. 9 об. слева на полях
отмечен
чертой, вдоль
которой вписано:
петитомъ
[23] Далее рукой Достоевского вписано: эти
[24] всѣхъ
подчеркнуто
рукой
Достоевского.
[25] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: да и — стало: а
[26] Исправлено рукой Достоевского. Вместо: громадный — стало: огромный
[27] Далее
рукой
Достоевского
вписано: н<а>при<мѣръ>
[28] Текст на л. 10 слева на полях отмечен чертой, вдоль которой вписано: петитомъ
[29] Так в
рукописи.
[30] Текст
на л. 10 об.
перечеркнут
рукой
Достоевского.
[31] Запись: P. S. Прошу
Васъ ∞ необразованная. —сделана
вверху на
полях л. 9.
[32] Ниже
запись рукой
Достоевского:
отвѣчено