<РО ИРЛИ, ф. 168, № 16640 (3). Письмо А. Н. Майкова к Ф. М. Достоевскому>
1868 г.[1]
<Год поставлен рукой А. Г. Достоевской. – Ред.>
7е Марта.
Во первыхъ,
любезнѣйшіе друзья, поздравляю Васъ съ Соней. Если все идетъ какъ слѣдуетъ, т. е. мамаша здорова, сама кормитъ, и Соня ведетъ себя
хорошо, то значитъ Ваша жизнь просіяла
появленіемъ новаго чувства,
новой мысли – что вотъ тутъ
въ комнатѣ есть что-то – (не то дѣло, не страшное какъ у Раскольникова) но что-то,
тамъ въ углу спящее, милое,
на которое постоянно насторожена мысль и чувство, въ чемъ цѣлый міръ ожиданій, неизвѣстныхъ – но непремѣнно хорошихъ – проявленій,
которому очень хорошо будетъ жить на
свѣтѣ, а намъ (т. е. вамъ[2])
будетъ еще лучше… Да, эта маленькая, безсильная, еще не могущая изъ кулочка разогнуть розовыхъ пальчиковъ – ужь начала и будетъ поддерживать васъ,
любезнѣйшій дружище! Она сдѣлаетъ Васъ
немножко эгоистомъ (что для васъ
необходимо), постянетъ, приведетъ
къ своему знаменателю. Въ
старину очень хорошо выразили чувство при появленіи новорожденнаго: ангельская душа въ
домѣ появилась. – Ну – полно объ этомъ. Я затронулъ объ эгоизмѣ. Это вотъ
почему: непростительно горячо
заботитесь Вы, Ѳедоръ Михайловичъ объ вашихъ здѣсь. Такъ мнѣ не хочется итти и
разносить деньги ваши. Вы, кажется, слишкомъ ск<в>озь добрые и ухорошивающіе очки смотрите. Лучше бы было все переслать вамъ. Если бы вы были здоровы, свободны, богаты (или хоть обезпечены) – о, другое дѣло! Я бы не писалъ Вамъ объ
этомъ, еслибъ не
имѣлъ въ виду будущихъ
вашихъ распоряженій, въ которыхъ желалъ
бы видѣть больше перевѣсу въ заботѣ
о вашихъ нуждахъ, о вашемъ положеніи, нежели о другихъ, которые злоупотребляютъ,
кажется, вами…. Не сердитесь – но такъ мои, посторонніе глаза видятъ, и уши слышатъ,
// л. 9
а вы, для меня и для…. Россіи дороже. – Ну, у насъ важныя событія! Валуевъ смѣненъ; вмѣсто его – Тимашевъ. Что будетъ
послѣдній, неизвѣстно. О первомъ
слагается у меня такой образъ. Безспорно,
это одинъ изъ
образованнѣйшихъ министровъ, какіе когда либо у насъ были.
Но – сынъ Европы, а не Россіи.
При этомъ ни умъ ни знанія не пошли въ прокъ ни ему, ни другимъ; Россіи – вредъ, оттого что
мѣшалъ въ слѣдствіе гуманизма и
космополитизма національной политикѣ внутри. Полякамъ – вредъ потому что образомъ своихъ дѣйствій, основанныхъ на тѣхъ же началахъ,
питалъ онъ враждебныя къ намъ
мечты. О нѣмцахъ ‑ то же самое. Охъ,
вѣры въ себя, вѣры въ
призваніе Россіи, вотъ чего нѣтъ на верхахъ у
насъ! Зато вѣра въ цивилизацію[3]:
да вы берите, въ соображеніе,[4]
говорю я, цивилизацію запада не съ
точки зрѣнія однихъ побѣдъ ума и знаній, а во всей совокупности ее явленій,
съ панствомъ, феодализмомъ, и чадами ихъ –
пауперизмомъ, пролетаріатомъ,
революціями, кровью, матеріализмомъ
житейскимъ, самымъ пошлымъ…. ‑ ну а такой намъ
не нужно![5]
О Тимашевѣ ничего не извѣстно. Чтò
знаетъ, чтò любитъ, образованъ, нѣтъ
ли, ничего, неизвѣстно. Можетъ быть и необразованъ – да русскій
человѣкъ съ русскими инстинктами – ничего,
опять таки, не знаетъ. Въ
Вильну назначенъ Потаповъ,
который былъ очень, говорятъ,
хорошъ на Дону: все это впрочемъ
еще иксы, а объ иксахъ
говорить пока нечего. И объ литературѣ –
тоже нечего. Западники индивѣютъ, и тихо сердятся. Я одному сказалъ: ваше несчастіе что вы не
знаете своей ни восточной ни западной границы. Нигилистовъ
отвергаете, т. е. останавливаетесь на полгорѣ, на склонѣ,
черты нѣтъ. Намъ же говорите что вы русскіе, и смѣетесь надъ нашими
идеалами, своихъ не имѣя,[6]
спрашивая: гдѣ кончается нигилистъ,
гдѣ начинается западникъ? Неизвѣстно,
границы нѣтъ. Гдѣ кончается вашъ руссизмъ – потому что полноты русскихъ
интересовъ[7]
вы не признаете, себя называя однако русскими? – Неизвѣстно, опять и
восточной границы
// л. 9 об.
нѣтъ. Межеумки, химеры,
очень грустные люди, распухшія личности. Господи!
Когда-то у насъ напишется и введется учебникъ исторіи, гдѣ бы
средняя исторія такъ была
изложена: распространеніе христіанства.
Образованіе новыхъ государствъ. Центръ всей исторіи – церковь. Засимъ Фотій и раздѣлъ Европы на восточную и
западную. Борьба ихъ. Азія съ Татарами и Турками помогаетъ
Западу. Коварное поведеніе Запада: помогу, лишь
покорись намъ. Слабость и паденіе
востока. Возрожденіе его съ
гротовъ полтавскихъ:
общеславянское значеніе Петра[8]
и[9]
ростъ Россіи. Колебаніе вѣсовъ: мы теперь въ
періодѣ самой роковой схватки. Вотъ программа
моя въ нѣсколькихъ чертахъ –
поймите и дополните. А кстатѣ[10]
о Петрѣ: Соловьевъ нашелъ
и печатаетъ – кàкъ
онъ тогда уже рѣшилъ восточный вопросъ – и кàкъ егò понялъ – какъ мы съ вами! Жаль только что онъ круто бороды брилъ. Потемкинъ дѣйствовалъ по его програмѣ.
Погодите – и не сердитесь – мы всѣ будемъ
гордиться Петромъ (и не такъ
какъ при Николаѣ, не какъ
Кукольникъ.)[11]
простивъ ему кое что. Но, забавно, какъ въ немъ
ошиблись западники! Грустные люди, опять повторю! «подъ
бременемъ познаній и
сомнѣній»… до времени состарѣлись они! да имъ
ли понять Петра – царя выросшаго посреди народа,
что ни говори. Никто такъ не повредилъ
у насъ Петру, какъ
Западники!
7.е Марта вечеромъ
Получилъ сейчасъ
отъ Васъ письмо съ опасеніями на счетъ Паши. Сегодня же утромъ
была у насъ Анна Николаевна, (которой я передалъ 50 р.) и разсказала
то же что Вы пишете о поѣздкѣ Паши въ
Москву. Ѣздилъ онъ или нѣтъ – не
знаю, но она говоритъ, что онъ
недолго пропадалъ; изъ его словъ (онъ былъ
дня три тому назадъ) видно что живетъ
(или жилъ) въ домѣ
Тура на углу Вознесенской. Вотъ почему и выразился я въ концѣ первой страницы двусмысленно о томъ, что Вы должны теперь думать только о себѣ и
женѣ – дочери; довольно о другихъ! Помучили таки Васъ
вдосталь. Аннѣ Николавнѣ я тоже вѣрю – и говорю это на основаніи ея словъ.
Соображая все это, я намѣренъ до
Вашего разрѣшенія сдѣлать
такъ:[12]
Пашѣ и Эмиліи
Ѳедоровнѣ объявить что получилъ отъ Каткова не 200 р., а 125, дать Пашѣ 25, а Эмиліи Ѳедор. – 50; 75 же придержать для Васъ, по крайней мѣрѣ до полученія
отъ Васъ письма и распоряженія – выслать ли ихъ
Вамъ,
// л. 10
или додать.[13]
Если велите додать, то я имъ[14]
скажу что получилъ дополненіе
отъ Каткова[15].
Завтра схожу къ Эм. Ѳед… Охъ жалѣю что не богатый я человѣкъ! ужь не нуждались бы Вы! А у меня у самаго
денежныя дѣла очень раз<с>троены, позапутался. Жалованье хоть и порядочное цифра 2,440, но
едва концы съ концами сводимъ.
Карманныхъ денегъ,
кромѣ какъ на сигары 10 р. не бываетъ; да я и привыкъ не
нуждаться. Потомъ вотъ
какое положеніе – вѣрите ли, набросаны у
меня двѣ пьески; не хочется и кончать, некуда помѣстить. Петербургскія журналы такого свойства, такъ
рѣшительно поставили свои тряпки на полкахъ
(воображая что это знамена) что не хочется туда являться; да и имъ у меня спросить тоже не хочется, я-то ужь слишкомъ рѣзко
обозначился что тяну по Москвѣ [16]
а по ихъ мнѣнію, имя мое пожалуй еще изданіе замораетъ. (душки!).[17]
А вѣдь все валить въ Русск. Вѣстникъ не
приходится. Я туда послалъ «Софью» и Апокалипсисъ, который перечелъ, и
восторгнулся: Господи, что за поэзія!
даже въ моемъ
переводѣ! Софья, говорятъ, печатается, не знаю
что будетъ съ Апокалипсисомъ: пожалуй надобно въ
духовную цензуру. Не знаю, по временамъ, хорошо ли
это не являться въ другихъ журналахъ: не слишкомъ ли много важности
придавать ихъ тряпкамъ. А
все таки совѣстно былъ подъ
тряпкой съ своимъ именемъ. Встрѣтишь иного редактора – и
думаешь – ну какъ предложитъ
у него напечатать: (Софью то просили) – что отвѣчать? Сердце коробитъ, а съ другой
стороны – нужно бы!... Вы скажете такъ можетъ разбирать человѣкъ обезпеченный!
Да вѣдь я только что, можно сказать, хлѣбъ для семьи имѣю, и
то черезъ жалованье! Но это все вздоръ.[18]
все это можетъ быть бабьи сплетни; но къ свѣденію принять можно.[19]
А вотъ что надобно вамъ
сдѣлать. Краемъ уха слышалъ
я что здѣсь ходятъ такіе
толки: хорошо что у васъ родилась дочь, а не сынъ, потому что въ случаѣ
вашей смерти, сочиненія ваши наслѣдуетъ
семейство брата, а не жена и дочь если Ѳ. М. не сдѣлаетъ
завѣщаніе.[20].
Конечно это дичь, но мнѣ пришло въ голову[21]
не худо вамъ сдѣлать такое распоряженіе,
кто знаетъ – можетъ
быть[22]
затѣютъ процессъ,
если что либо такое совершится. Говорю объ этомъ съ Вами безъ
стѣсненія, ибо мы съ вами люди взрослые; только
стараго вѣка люди пугались «распоряженія» ‑
да и то только тѣ, что поглупѣе. Сдѣлайте-ко. Я, признаюсь,
не разъ дѣлалъ, да, слава Богу, земля еще носитъ.
// л. 10 об.
8е марта утро.
1868 г.
<Год поставлен рукой А. Г. Достоевской. – Ред.>
Сегодня ходилъ
по Вашему порученію. Эмиліи
Ѳеодор. не засталъ,
она все у дочери, которая родила. Видѣлъ Ѳедю, которому передалъ
50 р. сказавъ что Катковъ
мнѣ выслалъ 125; если
вы одобрите меня, то подтвердите имъ; я сказалъ, что Катковъ, можетъ быть, не всѣ 500 вамъ выслалъ, а меньше, почему и мнѣ прислалъ не 200, а 125.
Словомъ 75 р. у меня вашихъ
денегъ: пишите что съ ними дѣлать прислать вамъ или
раздать.[23].
Паша отъ нихъ переѣхалъ неизвѣстно
почему къ Прасковьѣ
(не помню отчества) бывшей у Мих. Мих., но черезъ двѣ недѣли она его
выгнала оставивъ у себя въ залогѣ мебель. Изъ адреснаго стола онъ вышелъ, но туда водворенъ Миша съ 25 р. жалов. Паша мнѣ говорилъ что перешелъ въ Архивъ
Царства Польскаго. Пошелъ я
къ Разину – оказалось вѣрно;
Разинъ призывалъ
начальника, просилъ прибавить жалованія,
котораго онъ получаетъ 25 р., (а теперь еще прибавятъ)
и имѣть отеческій надзоръ; я съ своей стороны тоже просилъ. Вотъ вамъ
обуза съ шеи снята: Миша заработываетъ
25, Пашѣ[24]
будетъ больше того: пусть самъ
теперь справляется. Теперь все отъ него зависитъ, какъ пользоваться своимъ положеніемъ…
Но будетъ
о семейныхъ дѣлахъ. У
насъ противъ голода дѣйствуютъ, кажется, хорошо. Наслѣдникъ –
предсѣдатель комитета, гдѣ
и члены отъ разныхъ вѣдомствъ, и отъ думы. Изъ знакомыхъ мнѣ,
между прочими Быковъ и Коноревъ.
Вообще Наслѣдникъ по этому поводу входитъ въ большую популярность:
у Аничкина дворца выставлена кружка для пожертвованій:
вынимаютъ въ день по 3,
4 тысячи, а въ день его рожденія,
вынули кажется 6000. Всѣ его видящіе по этому дѣлу, отъ него въ восторгѣ:
дай Богъ! Его положеніе въ будущемъ представляетъ
одну трудность: послѣ столько любимаго отца, заслужить такую же любовь, да хоть и
половину такъ довольно трудно
Значитъ онъ
не дурной священникъ, если не измѣнился,
и если это тотъ же, котораго
я видѣлъ.[25]
// л. 11
будетъ. Что во имя любви можетъ перенести русскій народъ! да вы! Народная любовь – вотъ
наша конституція! вотъ чего
не пойметъ никогда не-русскій
человѣкъ! И мы живемъ,
все таки въ хорошее время, хотя въ
умахъ и браженіе, и борьба,
и непониманіе, великое непониманіе!
Но, знаете, все это ничего! Россія въ ея основныхъ
принципахъ – необходима для міра,
для исторіи, и въ этомъ ея сила, и это ничего, что
даже умные люди этого не понимаютъ: исторія, провидѣніе, Богъ какъ хотите называйте –
ихъ не спросятъ, понимаютъ они или нѣтъ! –
А вотъ двѣ радостныя вѣсти: утверждены[26]
и начаты работы по Московско Смоленской витебской дорогѣ,
и другая отъ Курска до Азовскаго
моря. Послѣдняя черезъ
18 мѣс. или много 2 года будетъ готова. И первая кажется въ
тотъ же срокъ поспѣетъ. За послѣднюю,
т. е. за Смоленскую[27]
говорятъ, мы должны благодарить Наслѣдника.
Ничего, Ѳедоръ Михайловичъ,
идетъ! идетъ! А вотъ черезъ годъ
армія будетъ перевооружена:
гмъ! другой разговоръ пойдетъ. Пусть, бранятъ меня, что
я вижу все въ розовомъ цвѣтѣ – да вѣдь
мы съ вами vates (пророки), видимъ дальше
своего носу и злоупотребленій квартальнаго
надзирателя, и глупости иного губернатора, и безтолковости
цензора, и безтолковаго самодурства московскаго купца, и куречьей слѣпоты петербургскаго
фельетониста! Знаемъ, чтò
пройдетъ и забудется, что простится и помилуется, что
будетъ начертано свѣтлыми
письменами въ[28]
исторіи.[29]
Да что и за люди, которые не видятъ туда[30] –
куда нашъ взглядъ проникаетъ! Я даже удивляюсь какъ
они живутъ! Не видь того что мы видим<ъ> –
ну пулю въ лобъ и конецъ! Нѣтъ,[31]
опять повторю, славное время, надъ которымъ пылаютъ зори будущаго – и пусть много грязи онѣ
еще освѣщаютъ, уберется грязь, сама собой высохнетъ. Ну, зафантазировался! До свиданія.
Жду распоряженій – насчетъ
75 рублей. Право, лучше отослать ихъ къ вамъ. Здѣсь –
дома, перебьются. Вы на чужой сторонѣ, съ семьей.
весь вашъ
А. Майковъ.
А
познакомились ли вы съ попомъ:
каковъ онъ тамъ: не пришлось ли вамъ его
крестить въ православную вѣру.
Право, они за границей такъ привыкаютъ
къ комфорту, что становятся западниками совсѣмъ. Подогрѣйте-ко
его роднымъ духомъ; право,
полезно хоть для его сношеній съ
русскими. Вашъ Женевскій мнѣ жаловался когда то, что его ученики, русскіе богатыхъ фамилій, едва лепечутъ по русски<.>[32]
[33]
// л. 11 об.
[1] Вместо: 1868 г. – было:
1878 г.
[2] Вместо: вамъ ‑ было: Вамъ
[3] Вместо: цивилизацію ‑ было: цивлизацію
[4] въ
соображеніе, вписано.
[5] ‑ ну а
такой намъ не нужно! вписано
[6] Далее было: и вы
[7] Далее было: въ насъ
[8] Далее было: , и
[9] и вписано
[10] Так в рукописи.
[11] (и не такъ
какъ при Николаѣ, не какъ
Кукольникъ.) Вписано
[12] Далее было начато: Па
[13] Далее было: Тогда
[14] Если велите додать, то я имъ вписано
[15] отъ
Каткова вписано
[16] Далее следует знак [. На полях слева под таким же знаком
продолжение записи.
[17] Запись: а по ихъ мнѣнію, имя мое
пожалуй еще изданіе замораетъ.
(душки!). – сделана на полях слева.
[18] Далее следует знак: ∨. На
полях слева проведена вертикальная черта и сделана запись.
[19] Запись: все это можетъ быть бабьи
сплетни; но къ свѣденію принять можно. – сделана на полях слева.
[20] если Ѳ. М. не
сдѣлаетъ завѣщаніе. Вписано
[21] Далее было начато: по
[22] Далее было начато: в
[23] прислать вамъ или раздать. Вписано
[24] Вместо: Пашѣ ‑ было: Паша
[25] На полях слева стоит знак #. Рядом сделана запись: Значитъ онъ не дурной священникъ, если не измѣнился,
и если это тотъ же, котораго
я видѣлъ.
[26] В рукописи было: утверждена
[27] т. е. за Смоленскую вписано
[28] Далее было: <нрзб.>. Густо зачеркнуто.
[29] исторіи.
Вписано
[30] Вместо: туда ‑ было:
дуда
[31] Далее было: в
[32] Запись: А познакомились ли вы съ попомъ: ∞ когда то, что его ученики, русскіе богатыхъ фамилій, едва лепечутъ по русски<.> ‑ сделана на полях слева.
[33] Далее следует знак #.