<ОР РГБ,
93.I.6.47. Письмо Достоевского Ф. М. к Шуберт А. И.>
<Письмо к Шуберт А. И. – Ред.>
14 Марта. <1860>
Добрѣйшая и незабвенная Александра
Ивановна, вчера я видѣлъ Степана Дмитрича, (былъ у него) и онъ мнѣ показывалъ
Ваши два письма и говорилъ, что Вы объ насъ всѣхъ
помните. За это Вамъ поклонъ
и цалую Ваши ручки. Какъ я радъ, что въ Москвѣ
Васъ приняли хорошо. Писалъ
я къ Плещееву и напоминаю ему, чтобъ
онъ непремѣнно возвѣстилъ объ Вашихъ наступающихъ дебютахъ въ Московскомъ
Вѣстникѣ. Я даже читалъ
ему, какъ по моему мнѣнію,
можно охарактеризовать Вашъ талантъ.
Писалъ въ двухъ словахъ, потому что онъ и самъ знаетъ.
Вы не повѣрите какъ
бы я желалъ быть на Вашихъ первыхъ дебютахъ. Братъ хочетъ, кажется, по дѣламъ, съѣздить въ Москву послѣ Святой. Я непремѣнно [буд] съ нимъ поѣду
и авось попаду на Ваши первые дебюты. Вы оставили въ насъ всѣхъ столько къ себѣ симпатій
и уваженія, что поймете всю искренность моего желанія.
Степанъ Дмитричь
у Куликовыхъ и я познакомился съ
Куликовыми. Я былъ у него два раза, [на дру] 1й разъ
на другой день послѣ Вашего отъѣзда
вечер<омъ> <его> <Лист оборван. – Ред.> не засталъ.
Засталъ его вчера.
// л. 1
Много
говорили объ Васъ. Я смотрѣлъ на Вашъ портретъ; видѣлъ и другой, маленькій <Подчеркнуто карандашом рукой неустановленного
лица. – Ред.>, гдѣ у Васъ еще обстриженные волосы и гдѣ
Вы гораздо полнѣе. Но большой Вашъ портретъ мнѣ
больше понравился; онъ больше на Васъ
похожъ какъ Вы теперь. Степанъ Дмитричь вдругъ меня спрашиваетъ: «Вы
говорили [съ] Майкову, что
Александра Ивановна потеряла деньги? почему они знаютъ?» ‑
Я [смотр] Майковыхъ и не видалъ.
Потомъ онъ спрашиваетъ: «А вы знали сколько она потеряла?» Я смотрю на
него и не знаю что отвѣчать, вижу что онъ знаетъ, что я знаю[,] о потерѣ, и говорю[,]/:/ говорили что 2 руб. онъ говоритъ: «Какое! 320∞. [Я сказалъ
что] /Развѣ/ [/она/] Вамъ
не сказала?» Я [сказалъ] отвѣчалъ:
Сказала и мнѣ и брату, но я, ей Богу, принялъ это за шутку, потому что она была вовсе не такъ озабочена, а только хлопотала объ
укладкѣ и объ отъѣздѣ. Степан<ъ> Дмитричь
спросилъ хочу-ли я ѣхать
въ Москву? Я сказалъ что можетъ быть съ братомъ, послѣ Святой, онъ сказалъ что можетъ и онъ поѣдетъ.
Говорилъ мнѣ чтобъ я Вамъ написалъ
что-нибудь (А у меня и до этого было въ головѣ Вамъ писать). Я сказалъ что
// л. 1 об.
пошлю
въ письмѣ Плещеева и
попрошу Плещеева Вамъ доставить. Онъ
сказалъ: или въ моемъ письмѣ; я доставлю.
Завтра увижу его у Милюкова и скажу, что уже послалъ Вамъ письмецо.
Какъ Вы должно быть заняты,
хлопочете и вообще развлечены! Новая жизнь! Дай Богъ чтобъ этотъ переворотъ,
и маленькій [кризисъ] кризисъ въ Вашей жизни, былъ Вамъ пріятенъ
и веселъ. О Васъ здѣсь часто и много вспоминаютъ –
я первый и много. Помните-ли Александра Ивановна, [добренькая и ми] какъ Вы вечером<ъ>, у брата, за ужиномъ
сказали мнѣ что у меня такое скучное и постное
лицо? И какъ Вы усмѣхались
на мое лицо тогда. Вспоминаю это и такъ бы хотѣлось видѣть Васъ, поговорить съ Вами[!]/,/ поцаловать у васъ ручку.
Знаете-ли что послѣднимъ впечатлѣніемъ
моимъ при послѣднемъ свиданіи съ Вами, былъ Стороженко. [Знаете-ли,] [в]/В/ообще
вѣдь, при воспоминаніи
о комъ нибудь, всегда
вспоминается и та обстановка, при котор[ыхъ]/ой/ видѣлъ его въ послѣдній разъ.
Еслибъ у меня былъ
хоть малѣйшій
// л. 2
талантишка написать комедійку,
хоть одноактную, я бы написалъ для Васъ. Хочу попробовать. Если удастся (рѣшатъ
другіе), то поднесу ее Вамъ
въ знакъ моего глубочайшаго уваженія.
<Перед абзацем рукой неустановленного лица красным карандашом поставлен
знак: х. – Ред.> Здѣсь у насъ скучно, даже
очень. Погода скверная. Маленькіе <Подчеркнуто
карандашом рукой неустановленного лица. – Ред.> хлопоты, а хотѣлось-бы писать и вообще такая безразсвѣтная
скверность, что и представить нельзя, по крайней мѣрѣ
у меня. Думаю: не оживитъ-ли весна? Хоть-бы дней
на 7 оставить этотъ гадкій
Петербургъ! Авось состоится наша прогулка въ Москву.
Прощайте добрѣйшая
и многоуважаемая Александра Ивановна. Не разсердитесь
на меня, что написалъ съ
помарками, кошачьимъ почеркомъ.
Но во 1хъ) Почеркъ – мое
единственное сходство съ Наполеономъ,
а во 2хъ совершенно не способенъ
написать хоть двѣ строки безъ
помарокъ. <Далее
красным карандашом рукой неустановленного лица поставлен знак абзаца. – Ред.>
Прощайте. Цалую еще разъ
Вашу ручку и искренно и отъ всего сердца желаю Вамъ всего, всего, самаго свѣтлаго, беззаботнаго, яснаго и удачнаго въ жизни.
Вашъ весь,
уважающій Васъ
безконечно
Ѳ<.> Дост<оевскій> <Лист оборван. – Ред.>
// л. 2 об.