<РО ИРЛИ, ф. 287, № 52. Письмо Ф. М. Достоевского к Н. Н. Страхову>
Дрезденъ 18/30 Мая /71.
<Год поставлен карандашом. – Ред.>
Многоуважаемый
Николай Николаевичь, Вы прямо такъ-таки
и начали Ваше письмо съ Бѣлинскаго. Я это предчувствовалъ. Но взгляните на Парижъ,
на коммуну. Неужели и Вы одинъ изъ
тѣхъ, которые[1] говорятъ что опять не удалось за недостаткомъ
людей, обстоятельствъ и проч. Во[2]
Весь XIX вѣкъ
это движенiе или мечтаетъ о раѣ на
землѣ (начиная съ фаланстеры) или, чуть до
дѣла (48 годъ, 49 ‒
теперь) – выказываетъ[3]
унизительное безсилiе сказать хоть что нибудь положительное. Въ сущности
все тотъ же Руссо и мечта пересоздать вновъ мiръ разумомъ и опытомъ
(позитивизмъ). Вѣдь ужъ
кажется достаточно фактовъ что ихъ[4]
безсилiе сказать новое слово – явленiе не
случайное. Они рубятъ головы – почему? –
Единственно потому что это всего легче; Сказать что нибудь
несравненно труднѣе. Желанiе чего нибудь не есть достиженiе. Они желаютъ счастья человѣка и[5]
остаются[6]
при опредѣленiяхъ слова[7]
«счастье» Руссо, т. е. на фантазiи,
неоправданной даже опытомъ. Пожаръ
Парижа есть чудовищность: «Не удалось такъ погибай мiръ, ибо комуна выше счастья мiра и Францiи». Но
вѣдь имъ (да и многимъ)
не кажется чудовищностью это бѣшенство, а напротивъ
красотою. И такъ
эстетическая идея въ новомъ[8]
человѣчествѣ помутилась. Нравственное основанiе общества[9]
(взятое изъ[10]
позитивизма[11]) не
только не даетъ результатовъ,
но и не можетъ само опредѣлить себя, путается въ желанiяхъ и въ идеалахъ. Неужели наконецъ мало теперь фактовъ для
доказательства что не такъ создается общество, не
тѣ пути ведутъ къ
счастью и не оттуда происходитъ оно какъ до сихъ поръ
думали. Откуда-же? Напишутъ много книгъ,
а главное упустятъ: На Западѣ Христа потеряли
(по винѣ Католицизма) и оттого Западъ падаетъ, единственно оттого. Идеалъ
перемѣнился и – какъ это ясно! А паденiе
// л. 44
Папской
власти рядомъ съ паденiемъ главы Романо-Германскаго мiра (Францiи и друг.). Какое совпаденiе!
Все это требуетъ большихъ и долгихъ рѣчей, но вотъ что я
собственно хочу сказать: Еслибъ[12]
Бѣлинскiй, Грановскiй и вся
эта шушера поглядѣли теперь, то сказали бы: <«>Нѣтъ мы не о томъ мечтали, нѣтъ, это уклоненiе; подождемъ еще, и явится свѣтъ и воцарится прогрессъ и человѣчество перестроится на здравыхъ началахъ и будетъ счастливо!» Они никакъ бы
не согласились что разъ ступивъ
на эту дорогу никуда больше не придешь какъ къ комунѣ и къ Феликсу Пiа. Они до
того были тупы что и теперь бы уже
послѣ событiя, не согласились-бы и
продолжали мечтать. Я[13]
обругалъ Бѣлинскаго болѣе какъ явленiе Русской
жизни нежели лицо: Это было самое смрадное, тупое и позорное явленiе Русской
жизни. Одно извиненiе – въ неизбѣжности этого явленiя. И увѣряю Васъ что Бѣлинскiй помирился-бы теперь на
такой мысли: «А вѣдь это оттого не удалось комунѣ, что она все таки
прежде всего была французская, т. е. сохраняла въ себѣ
заразу нацiональности. А потому
надо прiискать такой народъ, въ которомъ нѣтъ ни капли нацiональности и который способенъ бить, какъ я, по щекамъ свою мать (Россiю)». И съ пѣной у рта бросился бы вновь писать поганыя статьи свои, позоря Россiю[14],
отрицая великiя явленiя ея (Пушкина) – чтобъ окончательно
сдѣлать Россiю вакантною нацiею,
способною стать во[15]
[16]
главѣ общечеловѣческаго
дѣла. Iезуитизмъ и ложь нашихъ передовыхъ двигателей, онъ принялъ бы со счастьемъ. Но вотъ что еще: вы никогда его не знали, а я зналъ и видѣлъ и теперь осмыслилъ
вполнѣ. Этотъ человѣкъ ругалъ мнѣ Христа по матерну,
а между тѣмъ никогда онъ не былъ
способенъ самъ себя и
всѣхъ двигателей всего мiра сопоставить съ[17]
Христомъ для сравненiя: Онъ
не могъ замѣтить того, сколько въ немъ и въ
нихъ мелкаго самолюбiя, злобы,
нетерпѣнiя,
раздражительности, подлости, а главное самолюбiя. Ругая
Христа онъ не сказалъ
себѣ никогда: Чтожъ мы поставимъ
вмѣсто него, неужели
// л. 44 об.
себя, тогда
какъ мы такъ гадки.
Нѣтъ онъ никогда не задумался надъ тѣмъ, что онъ самъ гадокъ. Онъ
былъ доволенъ собой въ высшей степени и это была уже личная, смрадная позорная
тупость. – Вы
говорите онъ былъ талантливъ. Совсѣмъ нѣтъ и Боже – какъ навралъ о немъ въ своей поэтической
статьѣ Григорьевъ. Я помню мое юношеское
удивленiе когда я
прислушивался къ нѣкоторымъ чисто художественнымъ его сужденiямъ
(н<а>прим<ѣръ> о Мертв<ыхъ> Душахъ)<.> Онъ[18]
до безобразiя поверхностно и съ пренебреженiемъ относился къ типамъ Гоголя и только радъ былъ до восторга, что Гоголь обличилъ. Здѣсь, въ эти 4 года я перечиталъ его критики: Онъ обругалъ Пушкина, когда тотъ бросилъ свою[19]
фальшивую ноту и явился съ повѣстями
Бѣлкина и съ Арапомъ.
Онъ съ удивленіемъ
провозгласилъ ничтожество «Повѣстей
Бѣлкина». ‒ Онъ въ
повѣсти Гоголя Коляска не находилъ художественнаго
цѣльнаго созданiя и
повѣсти, а только шуточный разсказъ. Онъ отрекся отъ окончанiя Евгенiя
Онѣгина. Онъ первый выпустилъ
мысль о камеръ-юнкерствѣ Пушкина. Онъ сказалъ, что Тургеневъ не будетъ художникомъ, а между
тѣмъ это сказано по прочтенiи чрезвычайно-значительнаго разсказа Тургенева «Три портрета». Я бы могъ
вамъ набрать такихъ
примѣровъ сколько угодно, для доказательства неправды[20]
его критическаго[21]
чутья и «воспрiимчиваго трепета»,
о которомъ вралъ Григорьевъ, (потому что самъ былъ поэтъ.) О Бѣлинскомъ и
о многихъ явленiяхъ нашей
жизни судимъ мы до сихъ поръ еще сквозь множество чрезвычайныхъ
предразсудковъ.
Неужели я Вамъ не писалъ про Вашу статью о
Тургеневѣ? Читалъ я ее, какъ
всѣ Ваши статьи, ‒ съ восхищенiемъ, но и съ нѣкоторой
маленькой досадой. Если Вы признаете что Тургеневъ потерялъ точку и виляетъ и не знаетъ что
сказать о нѣкоторыхъ явленiяхъ Русской
жизни (на всякiй случай относясь къ нимъ насмѣшливо) то должны бы были и признать, что
великая художественная способность его ослабѣла (и должна была
ослабѣть) въ послѣднихъ его произведенiяхъ. Такъ оно и есть въ самомъ дѣлѣ: онъ очень ослабѣлъ какъ художникъ. Голосъ говоритъ что это потому, что онъ живетъ за границей; но причина глубже. Вы же признаете и за
послѣдними произведенiями его[22]
прежнюю художественность. Такъ-ли это? Впрочемъ я можетъ быть ошибаюсь
(не въ сужденiи о Тургеневѣ, а въ Вашей статьѣ). Можетъ
быть Вы не такъ только выразились... А знаете –
вѣдь это все помѣщичья
// л. 45
литература.
Она сказала все что имѣла сказать, (великолѣпно у Льва Толстого).
Но это въ высшей степени помѣщичье слово было
послѣднимъ. Новаго слова замѣняющаго помѣщичье
еще не было, да и некогда. (Рѣшетниковы ничего не сказали. Но все таки
Рѣшетниковы выражаютъ мысль необходимости
чего-то новаго въ художническомъ словѣ,[23]
уже не помѣщичьяго) – хотя и выражаютъ въ безобразномъ
видѣ.
Какъ желалъ-бы я Васъ еще застать въ
Петербургѣ. Понятiя не
имѣю когда ворочусь. (Между нами – мечтаю черезъ
мѣсяцъ)<.> Но если не придутъ деньги и
упущу срокъ, то придется остаться опять. Но это
ужасно и безсмысленно.
Романъ я или испорчу до грязи до позора (я уже началъ портить) или осилю и хоть что нибудь
да изъ него[24]
выйдетъ хорошее. Пишу на удачу. Вотъ теперешнiй мой девизъ. (Все это между нами, ради Бога).
А я такъ мечталъ встрѣтить Васъ въ Петербургѣ перваго. Безъ сомнѣнiя
проѣхаться Вамъ въ
высшей степени необходимо. Но – не останьтесь
какъ нибудь въ Кiевѣ совсѣмъ.
Ваши письма стали страшно пугать меня за Васъ. Вы одинъ изъ людей
наисильнѣйше отразившихся въ моей жизни и я Васъ искренно люблю и Вамъ
сочувствую. Вы просто въ унынiи (объ смерти начали говорить!). Ахъ
хорошо бы было намъ повидаться!
‒ А Заря-то
кажется и совсѣмъ не выйдетъ. Неужели такъ? Какъ грустно. Я
Апрѣльскаго номера вотъ уже 2 мѣсяца
не получаю и въ объявленiяхъ не вижу.
У меня есть мысль, что Заря могла бы спастись отъ паденiя,
цѣлый планъ. Но долго описывать, да и спецiальностей о Зарѣ я не знаю. Я только вообще думаю, что не
худо бы журналамъ (хоть одному начать) спецiализироваться. На примѣръ Зарѣ въ
одну эстетико критическую сторону и
болѣе ничѣмъ не заниматься, никакихъ другихъ отдѣловъ. А вѣдь право могло бы удасться. Жаль что не могу развить[25]
передъ Вами мою мысль сейчасъ.
Объ Тургеневѣ читалъ у Васъ (въ письмѣ) съ наслажденiемъ. Эта шельма художественно вѣрна самому себѣ. Я его
знаю своими боками.
Много-бы могъ разсказать но оставляю до свиданiя[26]
Вашъ весь искренно Вамъ
преданный Ѳ. Достоевск<iй>.
Если можете черкнуть –
напишите. Адрессъ тотъ-же.
Жена Вамъ кланяется.[27]
// л. 45 об.
[1] В рукописи ошибочно: которое
[2] Во вписано.
[3] Вместо: выказываетъ ‑
было: оказываетъ
[4] ихъ вписано.
[5] Далее было начато: въ
счасть
[6] остаются
вписано.
[7] В рукописи ошибочно: слово
[8] новомъ вписано.
[9] общества
вписано.
[10] Вместо: взятое изъ ‑ было: основанное на
[11] Вместо: позитивизма ‑ было: позитивизмѣ
[12] Вместо: Еслибъ ‑
было: Если
[13] Далее было начато: р
[14] Вместо: Россiю ‑ было: Руссiю
[15] Вместо: во ‑ было: въ
[16] Далее было начато: об
[17] съ вписано.
[18] Далее было: не
[19] Далее было начато: фал
[20] неправды
вписано.
[21] Вместо: критическаго ‑
было: кртическаго
[22] его вписано.
[23] Далее было: не
[24] изъ него вписано.
[25] Далее было начато: м
[26] Далее следует авторский знак: //.
[27] Запись: Вашъ
весь искренно Вамъ преданный Ѳ. Достоевск<iй>.
Если можете черкнуть –
напишите. Адрессъ тотъ-же.
Жена Вамъ кланяется. [Ѳ. Достоевск] – сделана
на полях слева под знаком //.