<РГАЛИ, ф. 212.1.63. Письмо А. Е. Врангеля к Ф. М. Достоевскому>

1/13 Iюня 1866. Копенгагенъ.

Добрѣйшiй Ѳеодоръ Михайловичь, давно собирался писать Вамъ и все откладывалъ по разнымъ причинамъ. Конечно Вы меня не осуждаете, да и не думаете что я сержусь на Васъ (какъ предпологаете въ послѣднемъ письмѣ)  на это я не способенъ. Мое долгое молчанiе было слѣдствiемъ двухъ причинъ: 1ое я совершенно было палъ духомъ; ничто мнѣ не удается; денежныя дѣла скверны (ради нашего курса), служба не везетъ (нѣтъ протекцiи), дома жена больная, раздраженная, вѣчно недовольная, въ городѣ холера  а я не имѣю средствъ даже нанять даченьку! Вообразите что курсъ палъ на 44%  вотъ Вамъ и мѣрило Прогресса и благосостоянiя. Во вторыхъ  гостили у насънедѣли Великiе[1] Князья; дѣла было[2]

// л. 33

 

гибель  и все болѣе по пустому; я же отдувался одинъ такъ какъ 1ый Секретарь въ отпуску а Министръ живетъ въ деревнѣ да къ тому же идiотъ и свинья[3] (У него начало болѣзьни разжизненiя[4] мозга).

Нашъ нынѣшнiй[5] Наслѣдникъ  золотая душа и совершенно не глупъ, какъ толковали въ Питерѣ. Еще болѣе мнѣ нравяться[6] Владимiръ и Алексѣй Александровичи. Когда будетъ свадьба  Богу извѣстно  все теперь рѣшатъ въ Москвѣ, но кажется что не ранѣе будущаго лѣта. Въ Октябрѣ мы снова ожидаемъ сюда Вел<ликихъ> Князей; я уже буду въ Петербургѣ съ моимъ семействомъ въ концѣ Сентября и останусь тамъ до начала Ноября. Дѣлать нечего  рѣшился растаться съ дѣтьми ради курса. Брать

// л. 33 об.

 

службу въ Россiи не хочу по многимъ причинамъ а главное потому что теперь хотя ты и честный человѣкъ и вѣрный подданный  но твоя Нѣмецкая фамилiя ходу тебѣ не дастъ; зависть развила татарскiй патрiотизмъ преслѣдующiй даже всякое мнѣнiе не сходное съ его воззрѣнiемъ. Вы пологаете что я читаю только заграничныя[7] газеты! нѣтъ  я читаю всѣ русскiя газеты и много убиваю времени  впрочемъ объ этомъ поговоримъ при свиданiи. Катковъ и Леонтьевъ опять въ силѣ  конечно теперь они обвинятъ въ сепаратизьмѣ не только нѣмцевъ, поляковъ, финляндцевъ, Армянъ, Грузинъ и т. д. но самаго царя….. что за малодушiе у нашего правительства сегодня такъ завтра иначе…

Какъ Ваши дѣла; продали ли Вы изданiе Вашего романа и окончили

// л. 34

 

ли дѣло съ Катковымъ. Какъ Ваше здоровье? гдѣ Вы это лѣто  въ городѣ или на дачѣ? У насъ стоятъ страшныя жары  для купанья въ морѣ хорошо но для холеры тоже  впрочемъ больныхъ мало.

Вы просите прислать Вамъ счетъ Вашего долга.

1. 100 прус<скихъ> тал<леровъ>  133.

2. Дано на параходѣ… 50.

3. Доплочено….. 9.

4. За Вещи…… 4

______

Датскихъ риксдалеровъ  196

Если найдутся деньги пришлите чрезъ контору Винекенъ; если же нѣтъ  то подожду и до свиданiя въ Питерѣ. Жена очень Вамъ кланяется<,> ей гораздо лудше. Дай Богъ Вамъ здоровья и счастiя. Пишите, пишите почаще. Что же Ваша фотогр<афическая> карточка  скоро ли будетъ? Еще разъ обнимаю Васъ крѣпко.

А<.> Врангель[8]

// л. 34 об.



[1] Вместо: Великiе — было: Великiя

[2] На полях вверху слева от текста письма поставлен вензель.

[3] и свинья вписано.

[4] Так в рукописи.

[5] Исправлено. В рукописи было: нынешнiй

[6] Так в рукописи.

[7] Вместо: заграничныя — было: русскiя

[8] Росчерк пера.