Программа спецкурса "Творчество Н. В. Гоголя"

1.  Введение.

Основные этапы изучения творчества Н. В. Гоголя. Обзор научной литературы.

2.  Раннее творчество.

Литературные интересы раннего Гоголя и первые литературные опыты. Участие в рукописных журналах. "Ганц Кюхельгартен". Критические отзывы на него.

3.  Вечера на хуторе близ Диканьки.

История создания цикла; хронология написания повестей, входящих в него. Причины обращения Гоголя к украинской теме. Интерес романтиков к фольклору. Первые отзывы на цикл. А. С. Пушкин о "Вечерах...".

Композиция цикла. Система рассказчиков. Стиль и типы повествования. Стремление к созданию полифонической картины мира. Карнавальное начало в цикле. Типология фантастического. Литературные традиции, отразившиеся в цикле. Принципы типизации. Роль пейзажа. Юмористический портрет. Исторические и социальные реалии в цикле.

Сорочинская ярмарка.

Рассказчик повести; ориентация его стиля на книжную романтическую традицию. Включение драматического повествования. Роль эпиграфов. Типы героев; традиции вертепного театра. Роль сказочной предыстории в развитии сюжета. Типология фантастического. Полифонизм повести; совмещение смешного и страшно­го. Карнавальное начало. Роль финала; смена точек зрения; совмещение позиций рассказчика и автора.

Вечер накануне Ивана Купала.

Тема денег в русской и зарубежной литературе первой полови­ны XIX века. Сказочная, романтическая и реалистическая разра­ботки этой темы. Этическая идея повести. Басаврюк и роль фан­тастики. Цветовая гамма. Трагическое и комическое. Майская ночь, или Утопленница.

Контрастность цветовой гаммы по отношению к предыдущей повести. Роль фантастической предыстории; совмещение в повес­ти разных типов фантастики. Герои повести; роль социальных мотивов в сюжете

Пропавшая грамота.

Противопоставление старины и нового времени. Совмещение позиций рассказчика и автора; героическое начало в ироническом освещении. Отношение к фантастике; обытовление нечистой си­лы.

Ночь перед Рождеством.

Проблема рассказчика. Пространство в повести; Диканька как центр мира. Жанровое своеобразие; трансформация волшебной сказки. Психологическая достоверность характеров. Обытовление (с элементами социальности) сказочно-мифологических персона­жей. Карнавальное начало. Роль календарных обрядов и вертепа. Социальные мотивы в повести.

Страшная месть.

Повесть-трагедия. Жанровый полифонизм. Роль финала (песня бандуриста) в сюжете повести. Иван и Петр; их различие и сход­ство. Христианские мотивы; образ Бога, его своеобразие (совмещение мотивов из Ветхого и Нового заветов; влияние на­родно-поэтических представлений). Месть, множественность тол­кований этого понятия. Проблема вины личной и родовой. Трансформация пространства; весь мир - арена трагедии. Цвето­вая гамма повести. Картины природы, их роль в сюжете. Патрио­тические мотивы. Связь с повестью "Тарас Бульба".

Иван Федорович Шпонька и его тетушка.

Место повести в цикле; ее необычность и объяснимость вклю­чения.   Жанровое   своеобразие   повести.   Мелкопоместный   быт. Новизна главного героя. Сон Ивана Федоровича; связь с роман­тической проблематикой. Фантастика в повести. Заколдованное место.

Ироническое переосмысление мотивов, представленных в цик­ле. Торжество народных принципов жизни.

4. "Миргород".

Творческая история; два издания сборника. "Миргород" как новый этап в эволюции Н. В. Гоголя. Композиция цикла. Идей­ное содержание. История и современность. Своеобразие роман­тической позиции.

Старосветские помещики.

Творческая история. Отражение в повести реально-бытовых явлений. Связь с повестью "Иван Федорович Шпонька и его те­тушка".

Образы старосветских помещиков. Противопоставление про­стоты и естественности быта старосветских помещиков корыстолюбивому миру чиновников и дельцов. Сочетание сатирических элементов с лирическими мотивами. Единство трагического и комического в повести. Глубина и естественность чувств героев; противопоставление привычки Афанасия Ивановича - романти­ческой страсти. Рассказчик в повести. Мир и стиль; создание объемной картины мира, включение отдаленных мотивов.

Тарас Бульба.

Историческая тема в русской литературе 20-30-х годов XIX ве­ка; типология исторической прозы. Работа Гоголя над историчес­кими источниками. Своеобразие историзма повести; ее фольк­лорные источники, народные истоки эпического стиля, историческая правда и художественный вымысел в "Тарасе Буль-бе". Гоголь и Вальтер Скотт. Сюжет и жанр.

Быт и нравы Запорожской Сечи. Диалектичность изображения (героизм, самоотверженность и зверства запорожцев). Образы на­родных героев. Мотивы товарищества и побратимства.

Главные герои повести. Тарас Бульба; его жизненные принци­пы; отношения в семье и с товарищами. Объективный характер трагедии Тараса Бульбы; связь с движением времени. Андрий; неоднозначная трактовка причин его измены. Остап. Пейзаж, его функции в повести.

Полемика вокруг повести. Белинский в борьбе за Гоголя с Бул-гариным, Сенковским и Шевыревым.

Вий.

Близость "Вия" к первому циклу украинских повестей. Народ­но-поэтическая основа "Вия". Гоголь и О. Сомов ("Вий" и "Киевские ведьмы").

Идейный смысл "Вия"; различные трактовки повести. Связь зла фантастического с социальным злом. Использование фантас­тики народных легенд для раскрытия социальных контрастов. Романтические и барочные тенденции в повести.

Своеобразие типологии в повести "Вий". Хома Брут как норма­тивный тип. Образы его спутников Халявы и Горобца; поэтика имен. Сотник и панночка. Вий; его место в повести, происхожде­ние образа и его имени. Пространство в повести. Лирико-эпические и юмористические тенденции в повествовании. Образ рассказчика.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Творческая история повести. Гоголь и Нарежный ("Два Ивана, или Страсть к тяжбам"). Место повести в художественной струк туре "Миргорода". Сатирическая направленность повести. Образ рассказчика и его место в повести. Отличие авторской позиции в оценке героев и событий от их восприятия и отношения к ним рассказчика. Роль иронии.

Образы главных персонажей Ивана Ивановича и Ивана Ни-кифоровича, принципы их характеристики. Ссора и многолетняя тяжба между ними - типическое проявление пустоты и бессмыс­ленности жизни. Нравы и быт миргородских дворян и чиновни­ков. Гротеск и фантастика в повести, их своеобразие.

5. Петербургские повести.

Место петербургских повестей в творчестве Гоголя 30-х годов. Повести Гоголя среди повестей о Петербурге (Пушкин, Марлин-ский, Павлов и др.).

Идейный замысел петербургских повестей. Тема маленького человека. Образ Петербурга; единство исторически-конкретного изображения Петербурга и мифа о Петербурге.

Художественные принципы Гоголя в изображении Петербурга. Символ как доминанта системы изобразительных средств; твор­ческий метод и жанровая природа петербургских повестей; эво­люция гротеска. Фантастика петербургских повестей, ее типоло­гия, соотношение фантастики с реальной действительностью. Сквозные мотивы в цикле (лицо, дьявол и др.). Пространство и время в петербургских повестях.

Невский проспект.

Композиция, образы, сюжет "Невского проспекта". Образ Пис-карева; его чувства, идеалы и действительность. Гофмановские мотивы в характеристике художника (и отличие). История Пиро-гова - пародия на трагедию; типичность образа.

Метаморфозы Невского проспекта. Сатирическая метонимия. Деформированное пространство в повести как символ раздроб­ленного существования. Невский проспект - великий обманщик. Дьявол в "Невском проспекте".

Нос.

Работа Гоголя над повестью "Нос". Переосмысление задач и смысла творчества в период работы над повестью. История напе-чатания повести. Реальная основа фантастических приключений Ковалева; бытовой фон как структурный элемент фантастики. Сюжет и авторская позиция. Характеристика коллежского асессо­ра Ковалева; его типичность. Квартальный надзиратель, его место в повести. Антикрепостнические мотивы в повести.

Характеристика действительности, различные интерпретации ее. Образ обезбоженного мира. Гоголь - Брейгель и Босх. Образ Носа; споры в науке о его месте и функциях в повести. Своеоб­разие фантастики. Календарь повести и связь его с совершающи­мися событиями.

Портрет.

Проблема искусства в повести "Портрет". Вопрос о положении художника в обществе и о сущности искусства. Духовная драма Чарткова. Образ идеального художника. Утверждение .действи­тельности как единственного объекта искусства. Мысль об особой важности для художника религиозно-христианских воззрений.

Композиция "Портрета"; две части повести. Тема денег во вто­рой части повести. Образ ростовщика; олицетворение в нем раз­рушительных сил, действующих в мире. Романтическая окраска этого образа. Петромихали и антихрист. Две редакции повести. Изменение типа фантастики и ее роли в двух редакциях.

Шинель.

Возникновение и трансформация замысла (анекдот о лепажев-ском ружье). Дальнейшее углубление темы Петербурга и малень­кого человека в творчестве Гоголя. Раскрытие антагонистических противоречий современного общества. Основной конфликт пове­сти: значительное лицо и А. А. Башмачкин. Значительное лицо и мотив обезличенности.

Жанровые традиции в повести и их связь с образом А. А. Башмачкина. Имя героя и житийная традиция; А. А. Баш­мачкин - "делатель послушания". Сказовая манера и тип повест­вования. Трансформация традиции анекдота в повести.

Своеобразие пространства и времени в повести. Мотив холода. Шинель и ее место в сюжете.

Записки сумасшедшего.

Повесть Гоголя и тема безумия в русской литературе. Социаль­ный конфликт в повести. Его превосходительство директор де­партамента. История Поприщина, его эволюция. Три фазы ста­новления Поприщина, их связь с романтической традицией. Поприщин - воплощение типических черт бюрократической жиз­ни. Поприщин - гротескный образ обезличенного человека. Бунт Поприщина, уродливость его форм. Прозрение Поприщина, связь его с темой высокого безумия в романтической литературе. Пере­писка Меджи и Фидель; ее сатирическое звучание. Образ Софи, Трезор и камер-юнкер. Роль романтической иронии в повести.

Коляска.

Тема повести (отличие от петербургских повестей). Сатиричес­кие картины жизни маленького городка. Типичность психологи­ческих характеристик в повести. Сатира Гоголя в водевильном сюжете повести. Образ Чертокуцкого; внешняя благопристой­ность в сочетании с внутренней пустотой, несерьезностью и лжи­востью. Связь "Коляски" с "Мертвыми душами". Композиция по­вести, сюжетная острота ситуаций, неожиданная развязка; детальное изображение среды.

6. Драматургия.

Русский театр 30-х годов XIX века. Гоголь и ранняя русская са­тирическая комедия. Причины, побудившие Гоголя обратиться к драматургии.

Ревизор.

Поиски сюжета новой комедии; роль Пушкина. Отражение ли­тературной борьбы 30-х годов в комедии "Ревизор". Работа над комедией, цензурные препятствия. Обстоятельства первой поста­новки. Реакция зрителей и критики. Автор, его душевное состоя­ние, отъезд за границу. Попытки ослабить влияние комедии ("Настоящий ревизор" Цицианова).

Авторская идея и сюжетно-композиционная система комедии "Ревизор". Гротескная сюжетность. Общее состояние мира; место действия - "сборный" город; образы городничего и чиновников. Страх возмездия - движущая пружина действия. "Прозрение" го­родничего.

Проблематика и главный герой комедии. Литературный генезис образа лжеца. Хлестаков и "миражная интрига".

Внесценические персонажи. Смысл эпиграфа. Немая сцена. Ра­бота Гоголя над текстом комедии после 1836 года; переосмысле­ние ее содержания в связи с усилением религиозных настроений. "Развязка Ревизора".

Женитьба.

Идея, тема, сюжетосложение; своеобразие драматургического конфликта. Образы главных героев - Подколесина и Кочкарева. Споры о Подколесине в русской критике; причины его бездея­тельности. Трансформация темы любви в комедии. Средства ха­рактеристики женихов-дворян.

Игроки.

Место комедии в драматургической системе Гоголя. Проблема­тика и образы главных героев.

7. Мертвые души.

История замысла; роль Пушкина. Гоголь о плане "Мертвых душ". История написания и публикации поэмы. Реально-историческая основа сюжета и символика названия. Жанровая природа "Мертвых душ". Теоретическое осмысление Гоголем во­просов жанра в "Учебной книге словесности для русского юно­шества". Проявление в поэме Гоголя различных традиций: народ­ной культуры (пословиц, обрядовой поэзии), плутовского романа, учительной литературы, житийной традиции и т.д.

Композиция "Мертвых душ". Эпическое и лирическое начало в поэме. Формы выражения авторской позиции в поэме; лиричес­кие отступления и обращения к читателю, их значение для рас­крытия идеи поэмы.

Образы помещиков; их системность, различные подходы к ней. Принципы типизации, социальная обобщенность и индивидуаль­ная конкретность героев поэмы. Роль портрета и характерной де­тали в создании образа. Роль диалога в обрисовке героев, их ре­чевые характеристики.

Новое в изображении губернского чиновничества. Изображе­ние города: пародия на официальное славословие; ирония, сар­казм.

Чичиков. Типичность и историческая новизна образа. Место Чичикова в системе образов "Мертвых душ" и в перспективе об­щего замысла поэмы. Жизненный путь Чичикова; роль житийной традиции, влияние плутовского романа. Внутренние монологи Чичикова.

"Повесть о капитане Копейкине". Идейное и художественное значение повести, ее место и роль в поэме в связи с общим за­мыслом ("показать всю Русь"). Литературные источники повести.

Тема народа и России в "Мертвых душах".

Полемика вокруг "Мертвых душ"; Белинский, ранние славяно­филы, реакционная критика.

II том "Мертвых душ"; история создания. Идейно-художественные искания Гоголя в последний период его творче­ства. Поиски "героя добродетели". Образ Чичикова, его эволюция. Сатирические образы помещиков и представителей бюрократиче­ской системы; их связь с героями I тома "Мертвых душ. Образ Тентетникова и его эволюция. Положительные персонажи поэмы: честный откупщик Муразов, идеальная русская девушка Уленька Бетрищева. Образ губернатора. Последние дни жизни Гоголя и проблема II тома.

"Выбранные места из переписки с друзьями" как продолжение исканий, начатых в работе над "Мертвыми душами".

"Авторская исповедь"; ее роль в истолковании творчества Н. В. Гоголя.