Программа спецкурса "Творчество Н. В. Гоголя"
1. Введение.
Основные этапы изучения творчества Н. В. Гоголя. Обзор научной литературы.
2. Раннее творчество.
Литературные интересы раннего Гоголя и первые литературные опыты. Участие в рукописных журналах. "Ганц Кюхельгартен". Критические отзывы на него.
3. Вечера на хуторе близ Диканьки.
История создания цикла; хронология написания повестей, входящих в него. Причины обращения Гоголя к украинской теме. Интерес романтиков к фольклору. Первые отзывы на цикл. А. С. Пушкин о "Вечерах...".
Композиция цикла. Система рассказчиков. Стиль и типы повествования. Стремление к созданию полифонической картины мира. Карнавальное начало в цикле. Типология фантастического. Литературные традиции, отразившиеся в цикле. Принципы типизации. Роль пейзажа. Юмористический портрет. Исторические и социальные реалии в цикле.
Сорочинская ярмарка.
Рассказчик повести; ориентация его стиля на книжную романтическую традицию. Включение драматического повествования. Роль эпиграфов. Типы героев; традиции вертепного театра. Роль сказочной предыстории в развитии сюжета. Типология фантастического. Полифонизм повести; совмещение смешного и страшного. Карнавальное начало. Роль финала; смена точек зрения; совмещение позиций рассказчика и автора.
Вечер накануне Ивана Купала.
Тема денег в русской и зарубежной литературе первой половины XIX века. Сказочная, романтическая и реалистическая разработки этой темы. Этическая идея повести. Басаврюк и роль фантастики. Цветовая гамма. Трагическое и комическое. Майская ночь, или Утопленница.
Контрастность цветовой гаммы по отношению к предыдущей повести. Роль
фантастической предыстории; совмещение в повести разных типов фантастики. Герои повести; роль социальных мотивов в сюжете
Пропавшая грамота.
Противопоставление старины и нового времени. Совмещение позиций рассказчика и автора; героическое начало в ироническом освещении. Отношение к фантастике; обытовление нечистой силы.
Ночь перед Рождеством.
Проблема рассказчика. Пространство в повести; Диканька как центр мира. Жанровое своеобразие; трансформация волшебной сказки. Психологическая достоверность характеров. Обытовление (с элементами социальности) сказочно-мифологических персонажей. Карнавальное начало. Роль календарных обрядов и вертепа. Социальные мотивы в повести.
Страшная месть.
Повесть-трагедия. Жанровый полифонизм. Роль финала (песня бандуриста) в сюжете повести. Иван и Петр; их различие и сходство. Христианские мотивы; образ Бога, его своеобразие (совмещение мотивов из Ветхого и Нового заветов; влияние народно-поэтических представлений). Месть, множественность толкований этого понятия. Проблема вины личной и родовой. Трансформация пространства; весь мир - арена трагедии. Цветовая гамма повести. Картины природы, их роль в сюжете. Патриотические мотивы. Связь с повестью "Тарас Бульба".
Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
Место повести в цикле; ее необычность и объяснимость включения. Жанровое своеобразие повести. Мелкопоместный быт. Новизна главного героя. Сон Ивана Федоровича; связь с романтической проблематикой. Фантастика в повести. Заколдованное место.
Ироническое переосмысление мотивов, представленных в цикле. Торжество народных принципов жизни.
4. "Миргород".
Творческая история; два издания сборника. "Миргород" как новый этап в эволюции Н. В. Гоголя. Композиция цикла. Идейное содержание. История и современность. Своеобразие романтической позиции.
Старосветские помещики.
Творческая история. Отражение в повести реально-бытовых явлений. Связь с повестью "Иван Федорович Шпонька и его тетушка".
Образы старосветских помещиков. Противопоставление простоты и естественности быта старосветских помещиков корыстолюбивому миру чиновников и дельцов. Сочетание сатирических элементов с лирическими мотивами. Единство трагического и комического в повести. Глубина и естественность чувств героев; противопоставление привычки Афанасия Ивановича - романтической страсти. Рассказчик в повести. Мир и стиль; создание объемной картины мира, включение отдаленных мотивов.
Тарас Бульба.
Историческая тема в русской литературе 20-30-х годов XIX века; типология исторической прозы. Работа Гоголя над историческими источниками. Своеобразие историзма повести; ее фольклорные источники, народные истоки эпического стиля, историческая правда и художественный вымысел в "Тарасе Буль-бе". Гоголь и Вальтер Скотт. Сюжет и жанр.
Быт и нравы Запорожской Сечи. Диалектичность изображения (героизм, самоотверженность и зверства запорожцев). Образы народных героев. Мотивы товарищества и побратимства.
Главные герои повести. Тарас Бульба; его жизненные принципы; отношения в семье и с товарищами. Объективный характер трагедии Тараса Бульбы; связь с движением времени. Андрий; неоднозначная трактовка причин его измены. Остап. Пейзаж, его функции в повести.
Полемика вокруг повести. Белинский в борьбе за Гоголя с Бул-гариным, Сенковским и Шевыревым.
Вий.
Близость "Вия" к первому циклу украинских повестей. Народно-поэтическая основа "Вия". Гоголь и О. Сомов ("Вий" и "Киевские ведьмы").
Идейный смысл "Вия"; различные трактовки повести. Связь зла фантастического с социальным злом. Использование фантастики народных легенд для раскрытия социальных контрастов. Романтические и барочные тенденции в повести.
Своеобразие типологии в повести "Вий". Хома Брут как нормативный тип. Образы его спутников Халявы и Горобца; поэтика имен. Сотник и панночка. Вий; его место в повести, происхождение образа и его имени. Пространство в повести. Лирико-эпические и юмористические тенденции в повествовании. Образ рассказчика.
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Творческая история повести. Гоголь и Нарежный ("Два Ивана, или Страсть к тяжбам"). Место повести в художественной струк туре "Миргорода". Сатирическая направленность повести. Образ рассказчика и его место в повести. Отличие авторской позиции в оценке героев и событий от их восприятия и отношения к ним рассказчика. Роль иронии.
Образы главных персонажей Ивана Ивановича и Ивана Ни-кифоровича, принципы их характеристики. Ссора и многолетняя тяжба между ними - типическое проявление пустоты и бессмысленности жизни. Нравы и быт миргородских дворян и чиновников. Гротеск и фантастика в повести, их своеобразие.
5. Петербургские повести.
Место петербургских повестей в творчестве Гоголя 30-х годов. Повести Гоголя среди повестей о Петербурге (Пушкин, Марлин-ский, Павлов и др.).
Идейный замысел петербургских повестей. Тема маленького человека. Образ Петербурга; единство исторически-конкретного изображения Петербурга и мифа о Петербурге.
Художественные принципы Гоголя в изображении Петербурга. Символ как доминанта системы изобразительных средств; творческий метод и жанровая природа петербургских повестей; эволюция гротеска. Фантастика петербургских повестей, ее типология, соотношение фантастики с реальной действительностью. Сквозные мотивы в цикле (лицо, дьявол и др.). Пространство и время в петербургских повестях.
Невский проспект.
Композиция, образы, сюжет "Невского проспекта". Образ Пис-карева; его чувства, идеалы и действительность. Гофмановские мотивы в характеристике художника (и отличие). История Пиро-гова - пародия на трагедию; типичность образа.
Метаморфозы Невского проспекта. Сатирическая метонимия. Деформированное пространство в повести как символ раздробленного существования. Невский проспект - великий обманщик. Дьявол в "Невском проспекте".
Нос.
Работа Гоголя над повестью "Нос". Переосмысление задач и смысла
творчества в период работы над повестью. История напе-чатания
повести. Реальная основа фантастических приключений Ковалева;
бытовой фон как структурный элемент фантастики. Сюжет и авторская позиция.
Характеристика коллежского асессора
Ковалева; его типичность. Квартальный надзиратель, его место в повести. Антикрепостнические мотивы в повести.
Характеристика действительности, различные интерпретации ее. Образ обезбоженного мира. Гоголь - Брейгель и Босх. Образ Носа; споры в науке о его месте и функциях в повести. Своеобразие фантастики. Календарь повести и связь его с совершающимися событиями.
Портрет.
Проблема искусства в повести "Портрет". Вопрос о положении художника в обществе и о сущности искусства. Духовная драма Чарткова. Образ идеального художника. Утверждение .действительности как единственного объекта искусства. Мысль об особой важности для художника религиозно-христианских воззрений.
Композиция "Портрета"; две части повести. Тема денег во второй части повести. Образ ростовщика; олицетворение в нем разрушительных сил, действующих в мире. Романтическая окраска этого образа. Петромихали и антихрист. Две редакции повести. Изменение типа фантастики и ее роли в двух редакциях.
Шинель.
Возникновение и трансформация замысла (анекдот о лепажев-ском ружье). Дальнейшее углубление темы Петербурга и маленького человека в творчестве Гоголя. Раскрытие антагонистических противоречий современного общества. Основной конфликт повести: значительное лицо и А. А. Башмачкин. Значительное лицо и мотив обезличенности.
Жанровые традиции в повести и их связь с образом А. А. Башмачкина. Имя героя и житийная традиция; А. А. Башмачкин - "делатель послушания". Сказовая манера и тип повествования. Трансформация традиции анекдота в повести.
Своеобразие пространства и времени в повести. Мотив холода. Шинель и ее место в сюжете.
Записки сумасшедшего.
Повесть Гоголя и тема безумия в русской литературе. Социальный
конфликт в повести. Его превосходительство директор департамента. История Поприщина, его эволюция. Три фазы становления Поприщина, их
связь с романтической традицией. Поприщин -
воплощение типических черт бюрократической жизни. Поприщин
- гротескный образ обезличенного человека. Бунт Поприщина,
уродливость его форм. Прозрение Поприщина, связь его с темой высокого безумия в романтической
литературе. Переписка Меджи и Фидель; ее сатирическое звучание. Образ Софи,
Трезор и камер-юнкер. Роль романтической иронии в
повести.
Коляска.
Тема повести (отличие от петербургских повестей). Сатирические картины жизни маленького городка. Типичность психологических характеристик в повести. Сатира Гоголя в водевильном сюжете повести. Образ Чертокуцкого; внешняя благопристойность в сочетании с внутренней пустотой, несерьезностью и лживостью. Связь "Коляски" с "Мертвыми душами". Композиция повести, сюжетная острота ситуаций, неожиданная развязка; детальное изображение среды.
6. Драматургия.
Русский театр 30-х годов XIX века. Гоголь и ранняя русская сатирическая комедия. Причины, побудившие Гоголя обратиться к драматургии.
Ревизор.
Поиски сюжета новой комедии; роль Пушкина. Отражение литературной борьбы 30-х годов в комедии "Ревизор". Работа над комедией, цензурные препятствия. Обстоятельства первой постановки. Реакция зрителей и критики. Автор, его душевное состояние, отъезд за границу. Попытки ослабить влияние комедии ("Настоящий ревизор" Цицианова).
Авторская идея и сюжетно-композиционная система комедии "Ревизор". Гротескная сюжетность. Общее состояние мира; место действия - "сборный" город; образы городничего и чиновников. Страх возмездия - движущая пружина действия. "Прозрение" городничего.
Проблематика и главный герой комедии. Литературный генезис образа лжеца. Хлестаков и "миражная интрига".
Внесценические персонажи. Смысл эпиграфа. Немая сцена. Работа Гоголя над текстом комедии после 1836 года; переосмысление ее содержания в связи с усилением религиозных настроений. "Развязка Ревизора".
Женитьба.
Идея, тема, сюжетосложение; своеобразие драматургического конфликта. Образы главных героев - Подколесина и Кочкарева. Споры о Подколесине в русской критике; причины его бездеятельности. Трансформация темы любви в комедии. Средства характеристики женихов-дворян.
Игроки.
Место комедии в драматургической системе Гоголя. Проблематика и образы главных героев.
7. Мертвые души.
История замысла; роль Пушкина. Гоголь о плане "Мертвых душ". История написания и публикации поэмы. Реально-историческая основа сюжета и символика названия. Жанровая природа "Мертвых душ". Теоретическое осмысление Гоголем вопросов жанра в "Учебной книге словесности для русского юношества". Проявление в поэме Гоголя различных традиций: народной культуры (пословиц, обрядовой поэзии), плутовского романа, учительной литературы, житийной традиции и т.д.
Композиция "Мертвых душ". Эпическое и лирическое начало в поэме. Формы выражения авторской позиции в поэме; лирические отступления и обращения к читателю, их значение для раскрытия идеи поэмы.
Образы помещиков; их системность, различные подходы к ней. Принципы типизации, социальная обобщенность и индивидуальная конкретность героев поэмы. Роль портрета и характерной детали в создании образа. Роль диалога в обрисовке героев, их речевые характеристики.
Новое в изображении губернского чиновничества. Изображение города: пародия на официальное славословие; ирония, сарказм.
Чичиков. Типичность и историческая новизна образа. Место Чичикова в системе образов "Мертвых душ" и в перспективе общего замысла поэмы. Жизненный путь Чичикова; роль житийной традиции, влияние плутовского романа. Внутренние монологи Чичикова.
"Повесть о капитане Копейкине". Идейное и художественное значение повести, ее место и роль в поэме в связи с общим замыслом ("показать всю Русь"). Литературные источники повести.
Тема народа и России в "Мертвых душах".
Полемика вокруг "Мертвых душ"; Белинский, ранние славянофилы, реакционная критика.
II том
"Мертвых душ"; история создания. Идейно-художественные искания
Гоголя в последний период его творчества.
Поиски "героя добродетели". Образ Чичикова, его эволюция.
Сатирические образы помещиков и представителей бюрократической системы; их
связь с героями I тома "Мертвых душ. Образ Тентетникова
и его эволюция. Положительные персонажи поэмы: честный откупщик Муразов,
идеальная русская девушка Уленька Бетрищева.
Образ губернатора. Последние дни жизни Гоголя и проблема II тома.
"Выбранные места из переписки с
друзьями" как продолжение исканий, начатых в работе над "Мертвыми
душами".
"Авторская исповедь"; ее
роль в истолковании творчества Н. В. Гоголя.