ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ | ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД | СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ |
1.
24 января <1873 г.>
Милостивый Государь
Ѳедоръ Михайловичъ!
Вслѣдствіе суевѣрнаго поклоненія антихристіанскимъ началамъ цивилизаціи, господствующаго въ нашей безсмысленной литтературѣ, въ ней не можетъ быть <л. 1> мѣста для свободнаго сужденія объ этихъ началахъ. Между тѣмъ такое сужденіе, хотя бы и слабое само по себѣ, было бы полезно, какъ всякій протестъ противъ лжи.
Изъ программы «Гражданина», а также изъ немногихъ Вашихъ словъ въ №№ 1мъ и 4мъ я заключаю, что направленіе этаго журнала должно быть совершенно другимъ, чѣмъ въ остальной журналистикѣ, хотя оно еще и не достаточно <л. 1 об.> высказалось въ области общихъ вопросовъ.
Поэтому я считаю возможнымъ доставить Вамъ мой краткій анализъ отрицательныхъ началъ западнаго развитія: внѣшней свободы, исключительной личности и разсудочнаго знанія — либерализма, индивидуализма и раціонализма.
Впрочемъ я приписываю этому маленькому опыту только одно несомнѣнное <л. 2> достоинство, именно то, что въ немъ господствующая ложь прямо названа ложью, и пустота — пустотою.
Съ истиннымъ уваженіемъ
имѣю честь быть
Вашимъ покорнѣйшимъ слугою
Вл<.> Соловьевъ
Москва 24 Января1 <л. 2 об.>
Источник текста: НИОР РГБ. Ф. 93.II.8.120б. Л. 1–2 об.
Из Москвы. <В Петербург.>
Упоминается в пересказе: Описание, 485; Летопись, ІІ, 342.
Впервые напечатано: ЛН, 83, 331.
Публикуется по автографу.
Комментарии:
Изъ программы «Гражданина», а также изъ немногихъ Вашихъ словъ въ №№ 1мъ и 4мъ я заключаю, что направленіе этаго журнала должно быть совершенно другимъ, чѣмъ въ остальной журналистикѣ… — «Программа» еженедельника «Гражданин» была изложена в «Объявлении журнала “Гражданин”» за подписью Г. К. Градовского в № 1 от 3 января 1872 г. (страница без номера; оборот последнего листа журнальной обложки). В №№ 1 и 4 «Гражданина» за 1873 г. помещены «Вступление» к «Дневнику Писателя» Ф. М. Достоевского и главы II и V «Дневника Писателя» — «Старые люди» и «Влас». Консервативно-славянофильскому направлению «Гражданина» Вл. С. Соловьев сочувствовал только в ранней молодости. В 1880-е гг., с усилением «охранительной» тенденции в идейно-политической программе «Гражданина», а также по мере мировоззренческой эволюции самого Вл. С. Соловьева, отношение философа к «Гражданину» изменяется с благожелательного на резко негативное. В 1887 г. Вл. С. Соловьев выступает с рядом злых эпиграмм на издателя «Гражданина» В. П. Мещерского:
Каюсь, древняя ослица,
Я тебя обидел дерзко,
Ведь меж нашими ослами
Говорит и князь Мещерский.
Говорит такие речи,
Что, услышав их, от срама
Покраснела бы в Шеóле
Тень ослицы Билеама.
Содома князь и гражданин Гоморры
Идет на Русь с «газетою большой».
О Боже! суд свой праведный и скорый
Яви, как встарь, над гнусностью такой.
(Соловьев Вл. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С. 146, 148).
…доставить Вамъ мой краткій анализъ отрицательныхъ началъ западнаго развитія… — Статья двадцатилетнего Вл. С. Соловьева не была напечатана в «Гражданине». Высказывалось мнение, что присланная рукопись имеет отношение к магистерской диссертации Вл. С. Соловьева «Кризис западной философии (против позитивистов)» (защищена в С.Петербургском университете 24 ноября 1874 г.) и представляет собой ее «первый абрис», автореферат или фрагмент (см.: МиИ, X, 203; Летопись, ІІ, 342). «Евроскептицизм», выраженный в комментируемом письме юного философа, в его магистерской диссертации и речи «Несколько слов о настоящей задаче философии», несвойственен Вл. С. Соловьеву зрелого периода. В плане разрыва Вл. С. Соловьева со славянофилами и почвенниками и перехода в лагерь западников показательна его длительная полемика с Н. Н. Страховым по поводу историософской работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», считавшейся «манифестом» русского неославянофильства и высоко оцененной Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым. В споре с Н. Н. Страховым в 1888–1890 гг. Вл. С. Соловьев настойчиво отрицал оригинальность и научное значение историософской концепции Н. Я. Данилевского.
1 - Далее вписано рукой А. Г. Достоевской: 1873