ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
      

8–9 декабря 1873 г.

       Просмотр файла в формате pdf

8го Декабря. 1873 года. Погорѣловка1.

Господинъ Редакторъ!

Милостивый государь!

Извините, пожалуйста, что я, будучи съ Вами незнакомъ, смѣю обременять маленькою просьбою. Въ этой, впрочемъ, просьбѣ заключается не мой личный интересъ, а интересъ общественный — церковный. Пишу эти строки изъ Волыни, страны, какъ Вамъ извѣстно, не богатой, а въ сѣверной части этой Волыни, гдѣ я живу, даже весьма бѣдной. Дѣло вотъ въ чемъ: При поступленіи моемъ на настоящій Погорѣловскій приходъ, — назадъ тому три года — въ Церкви я засталъ ужаснѣйшую бѣдность. Такъ напр<имѣръ> Церковь обмазана бѣлою глиною, иконостасъ въ ней весьма старинный — съ 1802 года и по настоящій годъ рука иконописца не была на немъ. Можете судить какая живопись должна быть на такомъ иконостасѣ? <л. 1> Церковно-богослужебныхъ книгъ рѣшительно нѣтъ, а которыя и есть, то весьма старой печати — чуть ли не съ Никоновскихъ временъ. Ризъ и другихъ облаченій іерейскихъ нѣтъ, за исключеніемъ одной ризы, пожертвованной какимъ-то Московскимъ купцомъ. Есть, впрочемъ, нѣсколько подризниковъ, которые всѣ почти холстянныя2. Евангеліе въ одномъ экземплярѣ, весьма старое, порванное и истертое. Одежды на жертвенникъ почти нѣтъ — покрытъ какимъ-то ситцемъ. Плащаница ситцевая, такъ уже порванная, что когда приходится носить её, то носятъ на платкахъ. Иконы въ Церкви старинныя. Такъ намѣстная икона Божіей Матери съ 1727 года и до сихъ поръ остается въ первобытномъ своемъ состояніи. Бѣдность не вообразимая!

Причины бѣдности Погорѣловской Церкви заключаются въ мѣстномъ населеніи, которое ужасно бѣдно. Причины же бѣдности этаго3 населенія заключаются въ мѣстности, которая <л. 1 об.> окружена со всѣхъ сторонъ лѣсами, болотиста и песчаная. Почва весьма неблагодарна — самъ–на самъ. — Сколько я не старался и не стараюсь4 помочь чѣмъ-нибудь Церкви, о благолѣпіи которой моя обязанность заботиться, но недостатокъ средствъ мѣшаетъ мнѣ исполнить самыя5 благія намѣренія и начинанія. Все это я описалъ нарочно для того, дабы Вы видѣли, что не пустая какая нибудь причина заставляетъ меня обращаться къ Вамъ, но дѣло важное<,> серьозное. Самая суть моей къ Вамъ просьбы заключается въ слѣдующемъ: дабы Вы потрудились сообщить мнѣ имя и фамилію какого нибудь Петербургскаго или Московскаго купца, особенно отличающагося благотворительностію. По сообщеніи Вами фамиліи какого нибудь купца, я къ нему самъ обращусь письмомъ и попрошу кое о чемъ. Будетъ ли удача или не удача — это не мое дѣло, но я долженъ, во <л. 2> всякомъ случаѣ ревновать о Церкви, какъ собраніи вѣрующихъ и о Церкви, какъ зданіи для собранія тѣхъ же вѣрующихъ. — Много бы помогло дѣлу, если бы Вы были знакомы съ какимъ нибудь купцомъ. Прошу Васъ отвѣтить мнѣ на это письмо. Для этаго6 прилагаю марку 10ти копѣечную.

Я одинъ изъ подписчиковъ Вашего журнала. Зная Вашъ разумный и правильный взглядъ на вещи, я поэтому и обратился къ Вамъ съ вышеписанною просьбою. —

Если обстоятельства мои будутъ болѣе благопріятны, я непремѣнно и на 1874 годъ постараюсь выписывать Гражданинъ. Адресъ мой: Гощанская почтовая станція, Волынско<й> Губер<ніи> cела Погорѣловк<и> Ровенс<каго> Уѣзда.

Съ истиннымъ уваженіемъ и почтеніемъ

честь имѣю быть покорнымъ слугою

Священникъ Петръ Уловичъ7.

NB. Приношу Вамъ искренную благодарность за чуть прочитанную статью, помѣщенную <л. 2 об.> въ № 47 Вашего журнала «по вопросу объ устраненіи8 Церкви отъ народнаго образованія». Вмѣстѣ благодарю9 и тому автору, чья это статья. Благодаримъ Вамъ10 — эту благодарность приносятъ нѣсколько Священниковъ — что одинъ только изъ свѣтскихъ журналовъ — Гражданинъ — защищаетъ и поддерживаетъ честь и достоинство Церкви, такъ уже слишкомъ униженной и забытой большинствомъ. Жаль только, что недостатокъ времени мѣшаетъ мнѣ болѣе пространно поговорить объ этомъ важномъ, и11 имѣющемъ огромное вліяніе въ будущемъ, вопросѣ, такъ какъ вышеписанная статья чуть мною прочитана предъ поданіемъ сего письма. Вообще, правду сказать, «Гражданинъ» смотритъ на все разумно и безпристрастно, вѣрно держась <л. 3> своей программы. Пріймите эти высказанныя слова, не какъ за лесть, но какъ за истинное высказываніе своихъ чувствъ. Приношу также искренную благодарность за своевременное и аккуратное полученіе №№ Гражданина, тогда какъ №№ Живописнаго Обозрѣнія отъ Ιюля мѣсяца12 я, чуть 9го сего Декабря получилъ.

За маленькую небрежность прошу извинить, такъ какъ это письмо пишется въ почтовой конторѣ. — Idem13.

9го Декабря. <л. 3 об.>


Источник текста: РО ИРЛИ. Ф. 100. № 29875. Л. 1–3 об.

Из Погореловки. <В Петербург.>

Упоминается в пересказе, с неверным прочтением фамилии отправителя: Описание, 498; Бюллетени, 120 (датировано 8 декабря); Летопись, ІІ, 439 (датировано 8–9 декабря).

Впервые опубликовано: Неизвестный Достоевский. 2017. № 4. С. 83–85. URL:  HYPERLINK "http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1514284558.pdf" http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1514284558.pdf (23.11.2018).

Публикуется по автографу.


Комментарии:

Пишу эти строки изъ Волыни… — Волынская губерния (до 1795 г. — Изяславская) — юго-западная губерния Российской империи, граничившая на западе с Галицией и Польшей, на севере с Минской и Гродненской губерниями, включавшая 12 уездов, в том числе Ровенский на севере. 

При поступленіи моемъ на настоящій Погорѣловскій приходъ ~ въ Церкви я засталъ ужаснѣйшую бѣдность. — В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича о церкви села Погореловка сказано: «Церковь во имя св. Архистр. Михаила. Построена въ 1843 году на средства прихожанъ и мѣстнаго свящ. Деревянная, съ такою же колокольнею, крѣпка. Утварью, ризницею и богослуж. книгами достаточна. Копiи метрич. книгъ хранятся съ 1810 г., а исповѣдныя вѣдомости съ 1818 г. <…> Для свящ.<,> поном. и просф. дома стары и не прочны; для псаломщ. домъ весьма ветхъ и близокъ къ разрушенiю <…> Дворовъ: 212 1/4, прихож. 1,502 д. об. п. Свящ. Петр Филимон. Уловичъ (съ 1871 г.)» (Теодоровичъ Н. И. Историко-статистическое описанiе церквей и приходовъ Волынской епархiи. Почаевъ, 1889. Т. 2 . С. 545).

…чуть ли не съ Никоновскихъ временъ. — Никон (1605–1681) — московский патриарх, инициатор церковных реформ, вызвавших в 1650–1660-е гг. раскол русской церкви.

Плащаница ситцевая, такъ уже порванная ~ носятъ на платкахъ. — Плащаница — в церковном обиходе плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. Плащаница употребляется в православной церкви во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (с изображением Иисуса Христа), а также в богослужении Успения (с изображением Богородицы).

…намѣстная икона Божіей Матери… — Наместной называют икону святого или праздника, в честь которого освящен престол храма, либо икону местного ряда иконостаса. В настоящем случае имеется в виду второе, так как храм, в котором служил о. Петр Улович, был освящен в честь архистратига Михаила.

Прошу Васъ отвѣтить мнѣ на это письмо. Для этаго прилагаю марку 10ти копѣечную. — Ответ Ф. М. Достоевского неизвестен.

Приношу Вамъ искренную благодарность за чуть прочитанную статью ~ «по вопросу объ устраненіи Церкви отъ народнаго образованія».  Речь идет о статье «По вопросу об устранении церкви от народного образования», опубликованной в № 47 «Гражданина» от 19 ноября 1873 г. за подписью X…… Автором статьи предположительно был К. П. Победоносцев — русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, переводчик, историк церкви, впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода. Вопросы народного образования неоднократно затрагивались в публикациях «Гражданина», будучи вообще заметной темой в тогдашней печати. Работавший с Достоевским типографский метранпаж М. А. Александров вспоминал об этом позднее: «…усилившаяся в нашем отечестве потребность народного образования вызывала в периодической печати 1870-х годов массу разнородных толков о начальном образовании, о народных школах, об учителях для этих школ и тому подобном. Можно сказать, что тогда это был главный внутренний русский вопрос времени» (Александров М. А. Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872–1881 годах // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 267). Тема участия церкви в образовании, видимо, живо интересовала о. Петра Уловича. Есть сведения о том, что он активно занимался просветительской деятельностью в своем приходе. В 1889 г. о. Петр Улович основал в Погореловке (в настоящее время — село Полесское (Полiське), Украина) церковно-приходскую школу, которая впоследствии была преобразована в общеобразовательную и существует до сих пор. 

…№№ Живописнаго Обозрѣнія отъ Ιюля мѣсяца… — Имеется в виду «Живописное Обозрение стран света», еженедельный иллюстрированный журнал с естественно-историческим популярным содержанием, выходивший в Санкт-Петербурге в 1872–1905 гг. (в 1875 г. название издания сокращено до слов «Живописное Обозрение»).

1 - Ниже рукой секретаря редакции «Гражданина» В. Ф. Пуцыковича поставлена дата получения письма: 16 Дек. 1873 (год — строкой ниже числа и месяца).

2 - Так в подлиннике (должно быть: холстяные).

3 - Так в подлиннике.

4 - не вместо ни (в обоих случаях) в подлиннике.

5 - В подлиннике ошибочно: самія

6 - Так в подлиннике.

7 - Последующий текст письма выполнен чернилами более бледного цвета; он представляет собой приписку, сделанную 9 декабря 1873 г. в почтовой конторе.

8 - Вместо: устраненіи — было: устраненію

9 - Так в подлиннике (архаичное употребление этимологически двухсоставного слова).

10 - Так в подлиннике.

11 - и вписано.

12 - отъ Ιюля мѣсяца вписано.

13 - То же (лат.).