<8300933>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше Высокопреподобіе,

Достопочтеннѣйшая Матушка Игуменія

М[агдалина] <Зачеркнуто карандашом издателями. — Ред.>.

Благодаримъ васъ за писаніе ваше; изъ коего видимъ, что вы получили наше письмо отъ 14. сентября пущенное, но по смущенію вашему невняли ему, а почитали что мы на васъ гнѣваемся. Напрасно васъ ета мысль занимала и занимаетъ. Ежели вы находите насъ такъ изъ страстныхъ страстнѣйшими, т: е: гнѣвливыми; то уже никакого вліянія и пользы на ваше устроеніе письмы наши имѣть немогутъ. Неоспоримо, что мы изъ страстныхъ страстнѣйшіи, но невидимъ сего, чтобы питалась въ насъ такъ страсть гнѣва, какъ вамъ представлялось, что и на практикѣ увидѣли. Но ежелижъ бы когда и случилось остатся вамъ безъ отвѣта на письмо ваше, не нашимъ страстямъ ето приписуйте, но Божію промыслу, дѣйствующему по мѣрѣ вѣры вашей, и не къ безполезному, но къ испытанію вашей вѣры усердія, и къ разсматриванію своего устроенія, ненаходитсяли оно въ страстномъ положеніи, ищущее составить какой нибудь свой разумъ и волю. А нето принять что Б<о>гъ возвѣститъ намъ, хотя и грѣшнымъ, но по вѣрѣ вашей напользу.

// л. 238 <4>

 

<8300934>

На вопросъ вашъ о М: Венед: недоумѣніе ваше мы рѣшимъ согласіемъ съ вашимъ уже здѣланнымъ распоряженіемъ. Она исполняетъ послушаніе, лишается время, въ которое бы должна была занятіемъ что нибудь приобрѣсть для содержанія; а между тѣмъ и одежда не моглабы столь скоро износится, какъ въ пути находясь. Вы етимъ непогрѣшите: надобно имѣть на все разсужденіе, очемъ и Бога просить чтобы даровалъ разумъ; во всякой вещи и случаѣ прежде къ Нему прибѣгая съ дѣтскою покорностію; симъ образомъ можете удобнѣе проходить служеніе своего послушанія. А дабы вамъ еще было достовѣрнѣе, прочтите у св: Іоан<на> Лѣств<ичника> въ 26й степени въ продолженіи оной, «Елицы волю Божію хочетъ познати» что тѣмъ надобно творить. Ето можетъ васъ воспользовать.

Желаніе ваше, чтобы кто изъ насъ хотя проѣздомъ къ вамъ побывалъ, мы исполнить неможемъ, полагая, что на сіе нѣтъ воли Божіей. Хотя и отправляется въ тѣ мѣста изъ насъ Макарій; но вмѣсто пользы отъ посѣщенія вашего /съ нами/ можетъ произойти и вамъ и намъ значительная скорбъ и ущербъ душевный. Въ вашихъ благорасположенныхъ благодѣтеляхъ, еще неисцѣлилась рана противъ васъ; а ето послужитъ имъ пищею къ новымъ предпріятіямъ востанія. Да и у насъ не совсѣмъ ладно. (О чемъ можетъ быть и довасъ слухи дошли, и несомнѣнно съ большимъ преувеличиваніемъ, такъ какъ и здѣсь ето происходитъ.) Изъ множества посѣтителей, кто съ вѣрою приходилъ, Б<о>гъ дѣйствовалъ имъ къ полезному; а кто ради испытанія и желанія пророчествъ и предсказаній; но сихъ ненашедши, проносятъ все въ худую сторону; а тутъ и наши /единосельницы/ съ радостію сему помогаютъ; и таковые

// л. 238 об.

 

слухи внушаются высшему начальству, посѣятся<???> не благопріятные мнѣнія. Но мы вѣруемъ, что только то могутъ здѣлать, что совѣтъ Б<о>жій о насъ предъ уставилъ, и конечно намъ на пользу. До сѣхъ поръ нетолько ничего тягостнаго не видимъ, но еще и облегченіе, переходомъ Батюшки въ скитъ.

Надежда Онуфріевна пишетъ о грубости своихъ келейныхъ, и упоминаетъ, что мы раздражаемся на нее за ети жалобы; то уже послѣ етаго мы не можемъ ее воспользовать. Предоставляемъ вамъ утѣшать ее и устроивать по данной вамъ отъ Б<о>га власти. Но наши распоряженія и внушенія ей кажущіяся по страсти, немогутъ принести ей ни малѣйшей пользы. Однакожъ мы въ совѣсти своей мирны, и на судѣ Божіемъ съ нею разсудимся. Она пишетъ что насовѣсти ее ничего нѣтъ, между тѣмъ какъ письма ее ясно показываютъ, употребляемое ею противъ нашего онихъ распоряженія рвеніе; а отъ онаго политическія имъ укоризны, и множество другихъ не пріятныхъ послѣдствій, на радость врагу: а имъ на смущеніе. Мы предлагали ей /въ письмахъ нашихъ/ средство, которое при помощи Божіей, кратковременнымъ ее понужденіемъ себя, моглобы успокоить ее. Но она ето отвергла, а пожелала искать спокойствія въ другомъ пути, чтобы все было по нашему /властительски/, въ которомъ она столько времени проходя не нашла спокойствія, и ненайдетъ. Когда дѣйствуетъ какая нибудь страсть, кто можетъ ее утѣшить! Ни самъ ангелъ не въ силахъ етого здѣлать. Мы неоправдываемъ ихъ, чтобы онѣ были правѣй; но ежелибы она проходила по нашему совѣту съ укореніемъ себя, то хотябы и случались смущеніи; но онѣбы удобнѣе и скорѣе проходили, да и съ пріобрѣтеніемъ большой бы пользы. Жаловатся

// л. 239

 

<8300935>

можно, а паче на подвластныхъ, но надобно разсудить, въ етомъ силу самолюбія. Мы отъ нихъ ниже отъ другаго кого, ни одной жалобы неслыхали; но неизвѣщается, а паче изъ писемъ ее видятся противное дѣйствіе страсти… Какъ вы найдете лучшимъ къ ее успокоенію, такъ и здѣлайте.

Поручаю васъ покрову Б<о>жію, и желаю вамъ со всею вашею паствою, мира, здравія и спасенія, остаемся недостойные ваши Богомольцы

многогрѣшный іеросхімонахъ Леонидъ.

и многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

Выраженіе Н: О: что она потеряла здоровье, чрезъ келейныхъ, и что неужели ей быть у нихъ келейницею: а такъже и то, что онѣ были и такъ грубы, но таперь еще стали грубѣе. Все относятся къ тому что мы здѣлали. И такъ всему етому мы причиною. Чтожь дѣлать? Б<о>гъ сердцевѣдецъ видитъ совѣсть нашу и ее въ етомъ дѣлѣ: Ево суду предаемъ.

Въ печатномъ повѣствованіи о исцѣленіи Азенчевской напечатано Св: Митрофана къ ней наставленіе, достопамятное и полезное для всякаго:

«вступая въ новую жизнь, старайся приобрѣсти нетлѣнное богатство, — смиреніе, кротость, терпѣніе, любовь, и несомнѣнную надежду на неизреченное милосердіе Творца, и да будетъ твоимъ путеводителемъ — вѣра.»

25. ноября

1835. года.

// л. 239 об.