Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ
Кафедра русской литературы ПетрГУ
Российский гуманитарный научный фонд
Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ Кафедра русской литературы ПетрГУ Проект выполнен при поддержке РГНФ Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
 
Толковый словарь Владимира Даля
Введите словоформу для поиска в текстах словарных статей Толкового словаря:

Выберите букву, с которой начинается слоформа:
А Б В Г Д Е Ж З И I К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ѣ Э Ю Я Ѳ Ѵ

Заголовок словарной статьи
Карточки
Конкордансы
Словарные статьи

Найденные фрагменты произведений:
181

КРЕСТИНЫ

— Сережа, закричала Лиза, ты зажми ей ротъ, она сейчасъ перестанетъ. И правда, только Сережа закрылъ ей ротъ ладонью, какъ дѣвочка успокоилась и стала обдумывать слышанное. Крестить — думала она — и это дѣло? Въ памяти Софочки замелькало много вещей одного названья: горничная Поля свое шитье зоветъ дѣломъ, и няня, копаясь спицами въ чулкѣ, говоритъ: не мѣшай дѣло дѣлать; а лѣтомъ, когда Софочка смотрѣла какъ ключница укладывала въ кадку зеленые огурчики, то эта закричала кому–то: вѣдь видишь, что дѣло дѣлаю!

182

ДЕТСКИЕ СУМЕРКИ

— Миша, давай плавать въ водѣ, какъ рыбки! — Давай! Это какъ? вотъ такъ просто? — спросилъ мальчикъ, растянувшись по полу и барахтаясь съ боку на бокъ. — Ахъ, нѣтъ, лучше вотъ какъ, говорила Саша, подпрыгивая и легонько опускаясь на четвереньки, и снова подымаясь, чтобы опуститься, приговаривая: уфъ, уфъ! пф! пф! И эта игра понравилась Мишѣ, онъ пыхтѣлъ и отдувалъ воду очень усердно.

183

ДЕТСКИЕ СУМЕРКИ

— Мама, хочешь я тебя буду подчивать чаемъ? — Хорошо, Мери, только осторожно, не обварись, — сказала мать, принимая видъ будто рѣчь идетъ о настоящемъ чаѣ, тогда какъ у Мери самоварчикъ былъ деревянный. Мери эта была та самая маленькая дѣвочка, которая, на кукольномъ вечерѣ, такъ горячо вступалась за Лину. Малютка притащила посудки, сказавъ мимоходомъ матери, что самоваръ закипаетъ, и побѣжала за нимъ; внося его въ комнату, Мери закричала, что обожглась. Мать вздрогнула, но вспомня объ игрѣ въ чай, успокоилась, замѣтя однако дочери, что играя обжогомъ или ушибомъ, надо оговариваться словомъ шутя, иначе можно встревожить кого нибудь.

184

ДЕТСКИЕ СУМЕРКИ

Понявъ въ чемъ дѣло, Мери сказала: Мама, шутя я не больно обожглась! Тш–ш–ш, проговорила она, наливая изъ чайника въ крошечную чашечку; но, должно быть, чашка эта была очень убориста, потому что чай въ нее долго лился; наконецъ, наполнивъ ее, она бережно, едва переступая, понесла ее къ матери.

185

ИЗСЛѢДОВАНIЕ (ПРИЛОЖЕНIЕ)

* Въ настоящее время, есть у насъ Секта Жидовствующихъ или Субботниковъ, къ которой, по оффицiальнымъ свѣдѣнiямъ, во всемъ Государствѣ принадлежатъ обоего пола 4,766 душъ. Впрочемъ, эта горсть заблуждшихся вѣроятно возникла вновь въ наши времена, а не происходить отъ Еретиковъ XV вѣка. * Скопцамъ въ С.–Петербургѣ было дозволено, чрезъ Милорадовича, собираться въ моленныхъ своихъ и молиться по своему обряду. * Печатью первою называется у Скопцевъ, какъ увѣряютъ, собственно оскопленiе; второю или царскою — отрѣзанiе ствола; а третьею — раздѣленiе, при всѣхъ обрядахъ обоихъ половъ, кои не должны смешиваться. * Дѣла о семъ въ Министерствѣ Внутреннихъ Дѣлъ, по Коммиссiи подъ предсѣдательсвомъ Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника Липранди.

186

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

крещенiемъ называли прiобщенiе къ ихъ обществу и участiе въ ихъ богомоленiи, утверждая, что симъ именно способомъ и всѣ древнiе угодники заслужили спасенiе и святость; но для сокрытiя своей ереси, не запрещали исполнять наружно обряды и таинства Православной Церкви; всякаго вновь прiемлемаго обязывали клятвой соблюдать ученiе ихъ въ тайнѣ послѣ молитвъ и пляски, обыкновенно все собранiе тутъже проводило ночь, оба пола вмѣстѣ, предаваясь свободно всякаго рода распутству, такъ–что многiя изъ участницъ рожали даже дѣтей, въ томъ числѣ одна изъ главныхъ наставницъ Ереси, Старица Ивановскаго Московскаго Дѣвичьяго Монастыря, въ которомъ происходили и самыя эти собранiя. Открытые члены этой Секты были схвачены и частiю казнены смертiю, частiю наказаны и сосланы. Хотя при всѣхъ сихъ случаяхъ не найдено, чтобы въ ученiе сектантовъ входило оскопленiе, какъ необходимый догматъ, но сравнивая духъ ученiя ихъ съ духомъ ученiя нынѣшнихъ Скопцевъ, нельзя не убѣдиться, что это было если не собственно Скопческая Ересь, то безъ всякаго сомнѣнiя Хлыстовщина или Христовщина, которая и теперь составляетъ первую, такъ–сказать вступительную степень Скопчества и его основанiе. Въ то время Секту эту называли Квакерскою. Развиваясь и распространяя бредни лжеученiя своего, Ересь эта въ послѣдствiи, вѣроятно изъ фанатизма, присоединила къ догматамъ своимъ то изувѣрское самоизуродованiе, которое составляетъ отличительный наружный признакъ собственно Ереси Скопцевъ. Старица Настасья, Старецъ Петровскаго Монастыря Тихонъ и другiе начальники Квакерской Секты, объявили при слѣдствiи сами, что дурачили легковѣрныхъ, выманивая у нихъ подъ разными предлогами деньги. Въ числѣ Старицъ,

187

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Главное основанiе лжеученiя Скопцевъ состоитъ въ томъ, что они ожидаемое всѣми Христiанами второе и послѣднее пришествiе Iисуса Христа почитаютъ уже исполнившимся, утверждая, что Сынъ Божiй, по неизреченному милосердiю своему къ роду человѣческому, нынѣ утопающему въ страстяхъ, нехотя погубить созданiе свое до конца, во второй разъ воплотился на землѣ, и распинается на крестѣ (то–есть страждетъ отъ гоненiй и казни) за наше спасенiе, претерпѣвая гоненiя отъ Iудеевъ и Фарисеевъ (то–есть отъ Духовнаго и Гражданскаго Правительства). О воплощенiи, рожденiи и жизни этого втораго Христа своего, они расказываютъ исполненную безумства и крайней нелѣпости сказку, а именно: будто–бы родился онъ отъ бывшей Императрицы Елисаветы Петровны, чистой Дѣвы, по благовѣствованiю Iоанна Богослова, отъ Св. Духа, и что онъ былъ то самое лицо, которое потомъ царствовало на Русскомъ Престолѣ подъ именемъ блаженныя памяти Императора Петра III Ѳеодоровича. Сказка эта предлагается здѣсь со всѣми варiантами, какiя она имѣетъ у разныхъ Скопцевъ, разсѣянныхъ по Государству.

188

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

По наиболѣе распространенному между Скопцами баснословiю, Императрица Елисавета разрѣшилась отъ бремени въ Голштинiи и, по возвращенiи затѣмъ въ Россiю, будучи предъизбрана къ житiю святому, сама царствовала только два года, а иные даже утверждаютъ не царствовала вовсе, но, оставивъ на престолѣ вмѣсто себя одну изъ наперсницъ своихъ, имѣвшую совершенное съ нею сходство, какъ въ чертахъ лица, такъ и въ свойствахъ душевныхъ, сама удалилась въ Орловскую Губернiю, гдѣ поселясь въ домѣ одного крестьянина Скопца, подъ именемъ простой женщины Акулины Ивановны, провела остатокъ жизни въ постническихъ подвигахъ, молитвѣ и благотворенiи, и тутъже скончалась и похоронена въ саду, въ которомъ мощи ея скрываются и понынѣ. Эта Акулина Ивановна должна быть лицо дѣйствительное, историческое. Объ ней, какъ должно заключать по всей вѣроятности, говорится въ указѣ Св. Синода отъ 7 августа 1734 года, находящемся въ Полномъ Собранiи Законовъ, что въ числѣ осужденныхъ въ 1733 году Тайною Канцелярiею лицъ изъ Секты, открытой въ Москвѣ по доносу разбойника Семена Караулова, была какая–то Старица Акулина Иванова, наказанная кнутомъ и сосланная въ Тобольскую Губернiю. Она–же, по всей вѣроятности, есть одно лицо съ Акулиною бабою Стрѣльчихою, о которой расказывается въ книгѣ Обличенiе Неправды Раскольническiя Преосвященнаго Ѳеофилакта Лопатинскаго, что баба эта была основательница Ереси Акулиновщины, что она чернцовъ и черницъ и поповъ растригала, и братство ввела такимъ образомъ: цалуй икону и крестомъ помѣняйся мужъ съ женою, и парень съ дѣвкою, и то–де будетъ братство духовное; а жили–то братство зѣло блудно, во единомъ дому ихъ по многу. Если это такъ, то Скопческая Ересь произошла у насъ первоначально отъ толка, вдававшагося вовсе въ противную крайность: въ открытый развратъ и блудное сожитiе.

189

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Изъ этого мѣ́ста ссылки, по ученiю Скопцевъ, Лже–Христъ долженъ явиться уже въ величiи и славѣ, просвѣщая весь мiръ свѣтомъ своего ученiя, воцарится на Русскомъ Престолѣ, и, освободивъ Скопцевъ изъ ссылокъ и отъ всякаго гоненiя, откроетъ въ С.–Петербургѣ всеобщiй судъ мiру. Впрочемъ, нѣкоторые Скопцы ожидаютъ пришествiя Лже–Спасителя отъ Иркутска, описывая подвиги его тѣмиже чертами, какъ это видно изъ большаго числа приложенныхъ здѣсь Скопческихъ Пѣсенъ. Тогда, воспѣваютъ Скопцы, всѣ владыки земные падши поклонятся ему, покорятся могущественному его скипетру, признаютъ Iисусомъ Христомъ, истиннымъ Богочеловѣкомъ, и сокрушаясь о томъ, что не познали его между человѣками, будутъ просить о ниспосланiи къ нимъ благодати оскопленiя, чего и удостоятся. Судъ этотъ будетъ, по мнѣнiю Скопцевъ, общiй: живымъ (то–есть Скопцамъ) и мертвымъ (то–есть не оскопившимся); но и тутъ Судья Скопческiй явитъ еще милосердiе свое къ людямъ: во всѣ концы вселенной будутъ посланы отъ него Апостолы и Пророки, для наставленiя истинному ученiю, и посѣется въ каждой землѣ по зернышку пшеницы и каждое зернышко произведетъ пшеницы на тридцать кораблей. Совершивъ такимъ образомъ дѣло Искупленiя, по словамъ Скопцевъ, Лже–Христъ долженъ умереть естественною смертiю, и трупъ его положенъ будетъ въ Невскомъ Монастырѣ, въ ракѣ Благовѣрнаго Князя Александра Невскаго, коего Святыхъ Мощей, по ихъ увѣренiю, тамъ не находится, а рака эта, по попущенiю Божiю и по слѣпотѣ невѣрующихъ, изготовлена ими для принятiя мощей Лже–Спасителя.

190

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

По привезенiи его въ Иркутскъ, пять лѣтъ не было объ немъ слуху; но потомъ Богъ нарядилъ дочку его Анну Сафоновну, которая стала духомъ воспѣвать, какъ отца своего Искупителя находить и кого къ нему изъ дѣтушекъ отрядить. Наконецъ Богъ, или Духъ Божiй, посланный чрезъ уста Анны Сафоновны, нарядилъ судьбою своею какихъ–то Алексѣя Тарасовича и Марка Кириловича. Эти посланные нашли Искупителя въ Иркутскѣ и возвратясь принесли объ немъ вѣсть, что онъ здравствуетъ. Анна Сафоновна есть дѣйствительное лицо. Эта пророчица Скопцевъ, дочь Сафона Попова, одного изъ первыхъ послѣдователей Скопчества въ Сосновкѣ, знаменитой страданiями Лже–Христа, живетъ понынѣ еще въ Моршанскѣ. Ее и теперь, при вновь возобновленномъ разслѣдованiи, многiе изъ мѣстныхъ жителей назвали Скопческою Пророчицею; нѣкоторые присовокупили притомъ, что она съ молодыхъ лѣтъ никогда не посѣщала церкви и всегда бѣгала изъ дому, когда приходили Священники съ церковными требами. Сама она ничего не показываетъ, отговариваясь безпамятствомъ, которое впрочемъ весьма вѣроятно, потому, что ей теперь (1844) около 90 лѣтъ. Младшая сестра ея Ефросинья проживаетъ между С.–Петербургскими Скопцами, пользуясь также большимъ съ ихъ стороны уваженiемъ.