Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ
Кафедра русской литературы ПетрГУ
Российский гуманитарный научный фонд
Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ Кафедра русской литературы ПетрГУ Проект выполнен при поддержке РГНФ Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
 
Толковый словарь Владимира Даля
Введите словоформу для поиска в текстах словарных статей Толкового словаря:

Выберите букву, с которой начинается слоформа:
А Б В Г Д Е Ж З И I К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ѣ Э Ю Я Ѳ Ѵ

Заголовок словарной статьи
Карточки
Конкордансы
Словарные статьи

Найденные фрагменты произведений:
191

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Въ домѣ Кострова, который по словамъ нѣкоторыхъ именовался Рождественскимъ Дѣвичьимъ Монастыремъ, (можетъ–быть потому, что въ немъ жила во время прiѣздовъ въ столицу Пророчица Анна Сафонова, сестра жены владѣтеля дома), находилась главная Скопческая Моленная, гдѣ, собираясь обыкновенно въ большомъ числѣ, они совершали богослуженiе по своимъ обрядамъ, поклоняясь своему Ересеучителю и воздавая ему почести совершенно Божескiя. Зала, въ которой происходили молитвенныя собранiя Скопцевъ, находилась внутри двора, какъ обыкновенно всегда строятся не только моленныя, но и самые домы этихъ людей, чтобы туда, какъ они говорятъ, никто изъ Iудеевъ и Фарисеевъ не могъ проникнуть, ни зрѣнiемъ, ни даже слухомъ. Тѣ изъ раскаявшихся Скопцевъ, которые сами участвовали въ молитвахъ и славословiи Лже–Искупителя, описываютъ залу такимъ образомъ. Она была весьма обширна, и стѣною или перегородкой, ибо стѣна эта не доходила до потолка, раздѣлялась на двѣ половины: одна для мущинъ, другая для женщинъ. Каждое отдѣленiе украшено было богатыми иконами и паникадилами со свѣчами, поставленными, какъ говорятъ, не для поклоненiя, но для явности, страха ради Iудейска, то–есть дабы дать скопищу наружный видъ Христiанскаго Собранiя. Въ возвышенiи, надъ перегородкою, поставлено было особое сѣдалище, на подобiе трона, такимъ образомъ, чтобъ оттуда можно было обозрѣвать обѣ части залы. При общихъ собранiяхъ Скопцевъ, обыкновенно бывавшихъ по вечерамъ праздничныхъ дней, до прибытiя въ залу Лже–Спасителя, они занимались тамъ, кто пѣнiемъ гимновъ, кто радѣнiемъ, или прiятными бесѣдами за самоварами; но лишь только показывался Лже–Христъ и раздавалась вѣсть:

192

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

признавая его только за человѣка, исполненнаго благодатiю, и утверждая, что благодать эта перешла въ Императора Петра III, чудовищное искаженiе памяти котораго, какъ показали всѣ бывшiя слѣдствiя, принадлежитъ къ общимъ основнымъ догматамъ всей Секты, если только можно такъ назвать безсмысленныя и безобразныя бредни, которыхъ существованiю трудно–было повѣрить, еслибъ не было на то письменныхъ, неопровержимыхъ доказательствъ. Скопцы почитаютъ Святыми и Пророками въ особенности тѣхъ своихъ единомышленниковъ, кои успѣли оказать Сектѣ наиболѣе услугъ, заключавшихся въ прiобщенiи къ ней новыхъ жертвъ*. Тотъ изъ нихъ, который успѣетъ прiобрѣсть такихъ жертвъ двѣнадцать, величается Апостоломъ; Апостолы же эти называютъ себя разными собственными именами наиболѣе прославленныхъ въ истинной Церкви Святыхъ, въ особенности истинныхъ Апостоловъ Христовыхъ. Не въ слѣдствiе–ли этого изувѣрнаго обычая назвались у нихъ и Богородицами: первоначально Акулина Ивановна, а потомъ Анна Сафоновна и та женщина, которую, по словамъ Будылина, Скопцы хотѣли освободить изъ Оранiенбаумскаго острога? — Таинствъ, которыя составляютъ сущность благочестiя Христiанскаго, Скопцы вовсе не признаютъ, или признаютъ отнюдъ не такъ, какъ Православная Церковь. Покаянiе, по ихъ мнѣнiю, значитъ обращенiе въ ихъ Секту; Миропомазанiе принимаютъ они только въ смыслѣ духовномъ, говоря, что всякъ изъ нихъ миропомазанъ благодатiю Духа Святаго; Священства, Брака и Елеосвященiя не признаютъ вовсе; а Таинство Причащенiя одни полагаютъ въ слушанiи скопческихъ пророчествъ, а другiе въ принятiи, вмѣсто Св. Таинъ, хлѣба и баранокъ,

193

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

И эта, сколько нелѣпая, столькожъ и преступная во всѣхъ отношенiяхъ Секта, не смотря на строгiя узаконенiя, преслѣдующiя Скопчество, какъ–скоро послѣдователи его дѣлаются извѣстны, не только существуетъ и продолжаетъ свои сборища, но еще увеличиваетъ съ каждымъ годомъ число своихъ послѣдователей. Скрытность, лицемѣрiе и притворство Скопцевъ усыпляютъ бдительность Правительства, а происки и денежныя средства доселѣ ихъ обезпечивали. Наглое запирательство и различныя уловки служили имъ всегда надежнымъ средствомъ къ посмѣянiю надъ строгостiю законовъ. Въ 1844 году открыты и изобличены въ Петербургѣ два оскопителя (Кабаковъ и Петинъ):

194

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Крестьянинъ Селезневъ, давшiй это показанiе, самъ не былъ Скопецъ, хотя его и приглашали выбѣлиться: онъ посѣщалъ Сборища Скопцевъ единственно изъ любопытства, притворяясь раздѣляющимъ ихъ вѣрованiя, и, вызнавъ все, донесъ Священнику, чѣмъ способствовалъ къ раскрытiю дѣла. Вообще пророчества Скопческихъ Пророковъ незатѣйливы. Но какъ и для такой, въ сущности пустой болтовни, нужно имѣть особенную способность или навыкъ, то Скопцы увѣрены что это даръ свыше, ниспосылаемый только избраннымъ, говоря: овому дается пѣнiе, овому радѣнiе, овому пророчество, овому сказанiе или толкованiе онаго и проч. Штабсъ–Капитанъ Созоновичь, въ раскаянiи своемъ искренно сознается, что будучи Пророкомъ между Скопцами, онъ самъ получилъ наконецъ такой навыкъ въ этомъ ремеслѣ, что могъ по нѣскольку часовъ сряду и безостановочно болтать довольно складно все, что̀ на умъ приходило, принаравливаясь только ко вкусу своихъ слушателей; причемъ, говоритъ онъ, иногда и удается сказать кому–нибудь случайно и такую вещь, которая убѣдитъ фанатика, что Пророкъ въ самомъ дѣлѣ имѣетъ даръ предсказанiя и можетъ читать тайны души человѣческой. Въ Сектѣ, открытой въ Кронштадтѣ, по показанiю Подпоручика Царенка, Пророками были деньщикъ Авдѣй Андреевъ и писарь Игнатовъ. Пророкъ, въ молитвенныхъ Собранiяхъ Скопцевъ, обыкновенно имѣетъ въ рукахъ небольшой деревянный крестъ. Крестовъ этихъ въ свое время Селивановъ роздалъ весьма много, надѣляя ими только тѣхъ, кого посвящалъ въ высшiя степени своихъ таинствъ; теперь они сохраняются у Скопцевъ какъ величайшая святыня. Гдѣ такого креста нѣтъ, тамъ Пророкъ получаетъ его отъ Общества. Между женщинами Скопческой Ереси есть свои Пророчицы; но когда онѣ радѣютъ вмѣстѣ съ мущинами, то всегда уступаютъ первенство симъ послѣднимъ. Весьма любопытно, какъ одна непотребная женщина, проникнувъ какъ–то въ Секту Скопцевъ, воспользовалась ихъ суевѣрiемъ. Сдѣлавшись между Московскими Скопцами Пророчицей, она объявила за–тайну подругамъ своимъ, что она Великая Княгиня Анна Ѳеодоровна, супруга блаженной памяти Цесаревича Константина Павловича. Вѣсть эта немедленно разнеслась въ Сектѣ и привела Скопцевъ въ такой восторгъ,

195

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

При описанiи Моленной, существовавшей въ домахъ, гдѣ жилъ Селивановъ во время пребыванiя своего въ С.–Петербургѣ, между–прочимъ сказано, что зала эта по стѣнамъ украшена была иконами, съ постоянно теплющимися передъ ними лампадами и горящими свѣчами. Такiяже украшенiя найдены въ Моленной, открытой въ домѣ Глазунова, и такiяже, по описанiю очевидцевъ, существуютъ во всѣхъ Скопческихъ Моленныхъ. Для явности, какъ они выражаются, то–есть для виду, тамъ можно встрѣтить лики многихъ Угодниковъ Православной Церкви. Но есть у нихъ свои особенныя изображенiя, которыя составляютъ необходимую принадлежность всякой такой комнаты: таковы въ особенности портреты Лже–Христа ихъ Селиванова и его Предтечи Шилова. Учрежденною нынѣ Слѣдственною Коммисiею собрано нѣсколько такихъ портретовъ здѣсь въ Столицѣ, а одинъ доставленъ ей изъ Екатеринбурга; такiеже портреты открыты были въ Тамбовской Губернiи, при производствѣ въ 1830 году слѣдствiя по дѣлу Будылина, и во многихъ другихъ мѣстахъ. Знавшiе лично Селиванова и Шилова утверждаютъ, что въ портретахъ сихъ есть много сходства. Скопецъ Хорошкѣевъ наибо́льшее сходство съ подлинникомъ нашелъ въ портретѣ Лже–Христа, взятомъ у Скопца Леонова, присовокупляя къ тому, что благолѣпный ликъ Селиванова удостоился особеннаго уваженiя даже отъ лицъ, присылавшихъ къ нему по Высочайшей волѣ. Прибыли, говоритъ онъ, къ нему, то–есть къ Селиванову, часу въ 11 дня два лица̀: одно Поповъ, а другое не знаю кто; поговоривъ съ нимъ, они пожимали плечами и уходя, не иначе шли отъ него, какъ задомъ, всплескивая руками и приговаривая: Господи, еслибы не Скопчество, за такимъ человѣкомъ пошли–бы полки полками!

196

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Правительство для нихъ есть не иное что, какъ сила, коей покоряться должно только по необходимости, стараясь впрочемъ обмануть его и не повиноваться, гдѣ и когда можно. Но еще болѣе вредна и опасна Ересь эта потому, что бредни ея сопровождаются изступленнымъ ожиданiемъ торжества ея, соединеннаго съ неминуемымъ ниспроверженiемъ существующаго порядка. Скопцы увѣрены и увѣряютъ другихъ, что Искупитель–Царь придетъ къ нимъ отъ восточной стороны Иркутскiя, сядетъ на Престолъ и будетъ управлять Праведными (то–есть ими Скопцами); что онъ тогда съ коварными справится; что учители не будутъ тогда безвременно овецъ стричь, а будутъ одну пору Петровку знать (намекъ на нынѣшнiй ходъ дѣлъ, неблагопрiятный Скопцамъ, котораго уничтоженiя чаютъ они отъ своего Искупителя); что Государь Батюшка, истинный Отецъ (то–есть Лже–Спаситель и Лже–Царь) хочетъ всѣхъ своихъ дѣтушекъ навѣстить, хочетъ въ Успенскiй колоколъ зазвонить и всѣхъ своихъ дѣтушекъ къ себѣ заманить, и этому дѣлу не миновать.* Въ одной рукописи ихъ, Искупитель взываетъ къ нимъ: о любезные дѣтушки, извольте на бѣлыхъ коней садиться, и со мною Господомъ водиться! Въ другой рукописи проповѣдуется, что, когда Искупитель возвратится въ Россiю, то потребуетъ всѣхъ Пророковъ (Старшинъ и Апостоловъ Скопческихъ) къ себѣ, и пойдутъ къ нему полки полками.

197

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Скопецъ готовъ принять на себя не только званiе Старшины, но даже Пророка, Предтечи Исповѣдателя, и даже самаго Спасителя; а прочiе готовы вѣрить ему, или, по–крайней–мѣрѣ притворно признавая его такимъ, во всемъ ему повиноваться: тогда, подъ предлогомъ возстановленiя разрушенной Соборной Церкви, особенно при внезапномъ ударѣ въ Московскiй Успенскiй колоколъ, можетъ угрожать большой безпорядокъ. Здѣсь необходимо замѣтить еще и то, что какъ собственно Скопцы и всѣ единомышленные съ ними толки, такъ и всѣ почти прочiе Еретики, связаны между собой сильною клятвой, которая обязуетъ ихъ, для спасенiя души своей, сносить терпѣливо всякую кару и наказанiе, но не выдавать товарищей, а напротивъ усиливаться оправдывать ихъ и быть мучениками за Вѣру. Всѣ слѣдствiя показали, что клятва эта соблюдается; и она уже, сама–по–себѣ, какъ противная обязанность каждаго вѣрноподданнаго, есть тяжкое уголовное преступленiе.

198

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Вотъ Государь Петръ Ѳедоровичъ, говорятъ, померъ, и его не почитаютъ, а онъ и теперь въ С.–Петербургѣ, и въ такомъ же дѣлѣ, какъ и мы. И Государь Александръ Павловичъ призвалъ его къ себѣ и спрашивалъ, долго ли будетъ Онъ жить на свѣтѣ? А Петръ Ѳедоровичъ Ему отвѣчалъ: если будешь жить такъ какъ батюшка Твой Павелъ Петровичъ, то мало поживешь; а если будешь жаловать такъ какъ бабушка Екатерина Алексѣевна, то много проживешь. Эта Херсонская Секта, какъ видно изъ дѣла, находилась подъ влiянiемъ и руководствомъ С.–Петербурга: Дементьевъ хвасталъ Савелiю, что къ нимъ–де и Государь Батюшка пишетъ изъ С.–Петербурга. Самъ онъ былъ Одесскiй Мѣщанинъ; а управляемое имъ Братство состояло изъ крестьянъ Херсонской Губернiи (бывшаго) Ольвiопольскаго Уѣзда села Злынки. 19. Причины и средства нынѣшняго распространенiя Скопчества.

199

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

Скопцы могутъ быть безвредны въ такомъ только обществѣ, гдѣ у нихъ внѣшними обстоятельствами отнята всякая возможность совращать и уродовать людей: то–есть, въ мѣстахъ заселенныхъ иновѣрцами, и въ–особенности Мусульманами. Тамъ этотъ чудовищный толкъ неминуемо долженъ будетъ прекратиться, съ смертью нынѣшняго изуродованнаго поколѣнiя. Налагая сами на себя печать отверженiя, неизгладимый признакъ, по коему они всегда и вездѣ легко могутъ быть узнаны, Скопцы не могутъ скрываться, обманывая Правительство и выдавая себя за Православныхъ, какъ дѣлаютъ это многiе другiе Раскольники; слѣдовательно, эта чудовищная Ересь можетъ быть уничтожена. Но для этого необходимо самое строгое, точное, единодушное и добросовѣстное изслѣдованiе и немедленное исполненiе, предпринятое единовременно по всему Государству. Отечество наше лишилось–бы чрезъ то осьми или десяти тысячь не только безполезныхъ, но и крайне вредныхъ членовъ, и тѣмъ дѣло было–бы кончено: затѣмъ оставалось–бы только наблюдать, чтобы безобразное лже–ученiе не возобновлялось, чего не трудно достигнуть, удаляя немедленно каждаго, впавшаго вновь въ это изувѣрство, изъ среды незараженнаго общества.

200

ИЗСЛѢДОВАНIЕ О СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ

20. Заключение. Все что̀ сказано было здѣсь о противуестественномъ толкѣ Скопцевъ, убѣждаетъ, что эта Ересь есть тяжкая нравственная болѣзнь, неизличимая никакими средствами. Индiйскiе Тоги, убiйцы по изувѣрству, но все люди, могутъ еще быть вразумлены просвѣщенiемъ и убѣжденiями; тоже можно сказать о нашихъ Тюкальщикахъ и Сократильщикахъ; бывшiе прежде у насъ Самосожигатели истребили сами–себя и вмѣстѣ съ тѣмъ чудовищный толкъ свой. Но Скопцы — не люди и никогда не могутъ быть превращены снова въ людей: въ нихъ нѣтъ уже человѣческихъ чувствъ; они оторваны отъ общества на всегда: а между–тѣмъ представляютъ живой примѣръ и соблазнъ для людей слабоумныхъ, изувѣрныхъ, легковѣрныхъ, корыстныхъ, или вообще склонныхъ, по недостатку самостоятельности, къ принятiю чужихъ мнѣнiй и мыслей. Это язва, которую можно искоренить, но излечить нельзя. _