Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ
Кафедра русской литературы ПетрГУ
Российский гуманитарный научный фонд
Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
Кафедра прикладной математики и кибернетики ПетрГУ Кафедра русской литературы ПетрГУ Проект выполнен при поддержке РГНФ Проект «Электронный словарь языка В. И. Даля»
 
Толковый словарь Владимира Даля
Введите словоформу для поиска в текстах словарных статей Толкового словаря:

Выберите букву, с которой начинается слоформа:
А Б В Г Д Е Ж З И I К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ѣ Э Ю Я Ѳ Ѵ

Заголовок словарной статьи
Карточки
Конкордансы
Словарные статьи

Найденные фрагменты произведений:
291

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

обзавелся и курочкой, и уточкой, и гуской, и посудинкой въ домѣ, и всякими овощами на огороде, а въ саду водились и сливы, и груши, и яблоки, а въ каморѣ стояла и вишневка, и терновка, и сливянка, для добрыхъ прiятелей — а что за роскошь, за раздолье, эта сливянка да вишневка: что твоя Французская!

292

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Гурлянъ отъ рѣки верстахъ въ семи. Садовъ около него много. Азарысъ отъ рѣки также; Кармазы также: ни городъ, ниже окрестности водою не понимаются. Ургянгъ отъ рѣки верстъ 5, на высокомъ мѣстѣ. Худжили стоитъ на половинѣ пути между Пятняка и Кунграта, по дорогѣ на Хиву: и эта дорога прямѣе. Юмру отъ рѣки верстахъ въ 5; отъ Юмру идетъ гора, на западъ; по ту сторону рѣки Аму–Дарьи такая же гора, и потому здѣсь рѣка течетъ въ узкихъ берегахъ, нешире полуверсты.

293

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Скачка бываетъ обыкновенно оть Колодцевъ до Хивы: это будетъ верстъ 50. Подготавливаютъ коней на скачку такъ: сначала проѣзжаютъ ихъ по два раза въ день, шагомъ, по верстѣ, тамь версты по двѣ, по три, тамъ уже и рысью, а наконецъ и скачутъ, однако не во весь духъ. Подготовка эта идетъ мѣсяцъ, два и три. Также подготавливаютъ коней къ походу, а потому ханъ всегда объявляетъ мѣсяца за три, коли куда думаетъ выступать. Походомъ кормятъ лошадей мало. Карабаировъ въ Хивѣ мало(*); идутъ они больше изъ Бухарiи; платятъ за нихъ до 30 тилла. Кобылъ держатъ мало; аргамаковъ приводятъ больше отъ Трухменцевъ, родовъ юмудъ и тэке.

294

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Ханъ Алла–Кулъ начеканилъ новыя таньки, мало чѣмъ побольше старыхъ, да зато велѣлъ класть на тиллу по 24, а старыхъ идетъ 28. Танька эта ходитъ, что базаръ, то иначе. На каждомъ базарѣ устанавливается ей цѣна, отъ 26 до 60 пулъ. Денежный счетъ всегда идетъ абазами, и считаютъ по двѣ таньки на абазъ. Ханъ, который не ходилъ еще воевать, не смѣетъ чеканить своихъ денегъ, да и не молятся за него въ мечетяхъ. Ханъ Алла–Кулъ, на другой годъ послѣ того, что сѣлъ ханствовать, ходилъ воевать на Персидскую границу, да съ той поры и правъ и святъ.

295

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Тогда шайка Аксакъ–Тимура прибывшаго къ нимъ посла, отрѣзавъ ему голову, умертвила; остальныхъ же всѣхъ, принявъ ихъ въ товарищи, надѣлила многими и великими подарками. Когда же вѣсть эта дошла до Джедай–хана, то онъ, истлевая печалiю, еще другой разъ посла отправилъ, которому также голову отсѣкли и отправили ее Джедай–хану; а остальныхъ всѣхъ, взявъ и удержавъ опять, приняли въ товарищи.

296

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Тогда Аксакъ–Тимуръ сказалъ: ты безпеченъ, а я остороженъ; ты самъ себѣ зла не учинишь, да и я также самъ себя не обойду. Сказавъ это, убилъ его, отрубивъ ему голову. И потомъ Аксакъ–Тимуръ, пошедъ въ городъ Индостанъ, сдѣлался тамъ ханомъ; прочимъ же воинамъ своимъ приказалъ чрезъ нарочнаго слѣдовать туда окольными путями. И лишь только вѣсть эта дошла до сподвижниковъ его, какъ они, скоро–на–скоро собравшись, вошли въ городъ и заняли его.

297

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Потомъ благочестивый эмиръ Тимуръ вступилъ съ войскомъ въ городъ и вырѣзалъ народъ; по вечерамъ же, измѣнивъ видъ свой, самъ ходилъ лазутчикомъ между народомъ, и говорилъ: о, народъ, отколѣ взялась на васъ напасть эта? И если одинъ изъ толпы на это отвѣчалъ: развѣ не знаешь ты, отколи бѣда эта взялась? какой–то хромой–Аксакъ пришелъ и разорилъ насъ; то Аксакъ на другой день призывалъ таковыхъ и казнилъ ихъ. Если же кто отвѣчалъ: мы наказаны за великiе грѣхи и неправду нашу тогда Аксакъ–Тимуръ таковаго, не ограбивъ и не казнивъ, отпускалъ на волю со всѣмъ родомъ его и домочадцами.

298

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

И однажды пошедши такимъ же образомъ испужать народъ, благочестивый Аксакъ–Тимуръ сказалъ: о, народъ Барачскiй, отколѣ взялась бѣда эта? И ему на это отвѣчали: развѣ не знаешь, что какой–то Аксакъ (хромой) пришелъ и разорилъ насъ? И между ними была вдова одного знатнаго бека, женщина умная; она сказала: О, народъ! намъ должно признать бѣдствiе это карою за грѣхи и беззаконiе наше; если бы не такъ, что̀ бы могь намъ сдѣлать этотъ Аксакъ–Тимуръ? Но видно былъ таковъ завѣтъ Всевышняго, Всемогущаго Бога!

299

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Мужъ женщины этой былъ Джадышъ–бекъ, умершiй еще до прихода Аксака; отъ него осталось два сына: одинъ Инсанъ, другой Ихсанъ. На другой день Аксакъ–Тимуръ позвалъ женщину эту съ обоими сыновьями ея; они же, зная, длячего ихъ зовутъ, говорили: убьютъ насъ! и пришли плачучи. Тогда Аксакъ–Тимуръ сказалъ вдовѣ этой: ты знаешь, что зло и бѣда эта отъ грѣховъ вашихъ, ты сама говоришь: всякое дѣло отъ дѣлъ нашихъ; теперь отъ сегоднишняго дня, прощаю я тебя и дѣтей твоихъ, и родныхъ твоихъ; идите туда, куда вамъ любо, куда хотите

300

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

Слово это принято отъ кочевыхъ и полукочевыхъ обитателей степей и означаетъ, въ обширномъ смыслѣ, вообще вѣтеръ, потомъ сильный вѣтеръ, вздымающiй лѣтомъ пыль, а зимою снѣгъ, и наконецъ въ тѣсномъ смыслѣ, собственно вьюгу, мятель, особеннаго роду. Особенность эта заключается въ томъ, что наши, Русскiя, мятели образуются только отъ падающаго изъ облаковъ снѣга, при болѣе или менѣе вихреобразномъ вѣтрѣ степные, настоящiе бураны напротивъ подымаются съ земли.