ВОСПОМИНАНИЯ О ПЛАТОНОВЕ
|
"Андрей
о себе никогда не думал, жил для людей. Никогда не тянулся к
высокопоставленным. Всегда был с простым людом. А вот позже
уже с моим мужем очень подружился. Они ходили в народ,
приводили домой бродяг каких-то ночевать. Приведут
какого-нибудь обездоленного, обиженного, пьющего,
опустившегося. Они таких вот находили и старались возродить
их к жизни. Правда, из-за
этого
ссоры были в семье.
Андрей
страшно беспокоился за землю. Он ее воспринимал как живую.
Очень любил землю. Помню, как он беспокоился, что земля у
нас высохнет. Мне кажется, что и мелиорацией он стал
заниматься именно из-за этого. И электрификацией тоже.
Хотел, чтобы люди скорей стали жить лучше, ведь кругом
разруха была".
"Так Андрей
все время старался что-то сделать для людей, но возможностей
не хватало. Никто же не поддерживал его".
"Ермилов —
такой был критик, которому все писатели смерти желали, —
Андрею просто жизни не давал, преследовал до конца, даже
когда Андрей умирал, ругал его за рассказ «Возвращение». На
каком-то совещании в Доме литераторов Смеляков, с которым
Андрей очень дружил, дал пощечину этому Ермилову и сказал:
«Вот тебе за Платонова»" (В. А. Трошкина)
|
|
"Я
проработал с ним не один месяц в «Красной звезде». В моей
памяти он остался большим человеком. Мы очень дорожили им,
любили его. Стоило прочитать его первый очерк «Броня», чтобы
сразу влюбиться в этого писателя и понять, что это человек
большого ума, сильной души и неизбывного таланта. А
остальные его очерки подтвердили, что мы не ошибались.
В «Красной
звезде» работали Толстой, Шолохов, Эренбург, Симонов,
Павленко, Тихонов, Катаев. Всех не перечислишь. Работали
дружно, отношения были не такие, как бывало в Союзе
писателей. И отношение всех этих писателей к Платонову в
газете было самое доброе, сердечное. Его очерки отличались
тем, что в них была правда войны, правда жизни. У него не
было полуправды. Он писал правду жизни, а на войне — и
правду смерти. Не было у него выспренних фраз, не было
ура-победных восклицаний. Он писал, как и жил, достойно и
честно, не скрывая того, что пришлось пережить и живым, и
мертвым". (Давид Ортенберг) |
|
"Мне и моему
другу Фролову Платонов предложил написать сценарий к фильму
о войне. Мы с удовольствием согласились, но и растерялись.
Как писать о войне? во-первых, еще войну мы не знаем сами,
правда, газеты читали и на соображение рассчитывали. У нас
сразу же возник вопрос: с чего начать? А Платонов говорит:
начните, как дети играют в похороны, будто они хоронят
человека, убитого немецкой бомбой. Меня это поразило. Мне бы
это не пришло в голову. Вот этим и отличается Платонов от
всех. Вроде бы все естественно, просто, но повороты,
коллизии необычайны, нестандартны. <...>
Платонов был преждерожденный. Не по темам, которые он брал
из жизни, в которой жил, но по языку. <...>
Он так же родился со своим языком, как Шаляпин с голосом,
даже умением петь, владеть техникой этого голоса". (Федот
Сучков) |
|