Старец Горы
Закономерно возникает вопрос - выбираем ли мы свою судьбу? Сам ли человек определяет свое будущее,
или он только фишка в руках Провидения? Отчасти, быть может, и выбирает, но есть у меня предположение, что именно в детстве из мельчайших черт отдельно взятого характера
и цепочки разномастных событий, как раз и плавится стеклянный флакон хрупкой человеческой судьбы. Все там – цели и стремления, добро и зло, мечты, идеалы,
друзья и сердечные привязанности – этакий конструктор, который, по большей части, и будет влиять на то, кем мы станем и кого притянем в свою жизнь.
Хотя, безусловно, человек не выбирает, в какое время ему родиться, не выбирает тех исторических потрясений, которые поставят клеймо на всей его дальнейшей жизни,
перетряхнут его душу сверху донизу, выбивая все наносное. К сожалению, у кого-то от всей этой встряски внутри останется лишь горстка трухи.
Не каждый может выдержать духовный слом и сохранить человеческое лицо.
Хасан Рашид ад-Дин ас-Синан ас-Саббах относится к тем единицам человеческих индивидуумов, которые историю писали. Но даже среди творцов истории, первый Старец Горы
- явление уникальное. Он появился на свет в разгар религиозных распрей. В 750-м году ислам раскололся на два течения: суннитов и шиитов, те в свою очередь
еще на несколько. Как водится, каждое течение отстаивало свою независимость и правоту, и далеко не всегда это были мирные пути разрешения конфликтов.
Чем-то это все напоминает мне о гонениях старообрядцев в Росcии, да простят мне такое сравнение - спорили о роли имама, о вере, о соблюдении постов и обрядов.
Обстановка еще больше накалилась во время Крестовых походов.
Так ли удивительно, что родившийся во время религиозного разлада, юноша обошел весь Ближний Восток в поисках религиозной истины и знаний. В медресе (учебное заведение)
он встретил проповедника, который привлек его в движение исмаилистов.
Попробуем подробнее разобраться, в чем причина религиозного раскола?
Считалось, что власть после смерти Мухаммеда имели право наследовать лишь прямые потомки пророка, их называли имамами.
Течение шиитов возникло, когда законный наследник пророка, его двоюродный брат и зять, Али, был убит, и к власти незаконно пришла династия Омейядов.
Тем не менее, в шиитской общине продолжали придерживаться законов прямого наследования власти. После смерти шестого шиитского имама, эти законы были в
очередной раз нарушены, его преемником был избран не старший сын имама, Исмаил, а младший. Так возникло течение исмаилистов, последователи которого боролись
за возрождение власти истинных имамов, наследников Исмаила.
Ас-Саббах почувствовал свое дальнейшее призвание в распространении этого течения среди мусульман и стал искать себе единомышленников.
Вскоре он создал собственное направление в исмаилизме и образовал общину низаритов. Чтобы найти приют себе и своим приверженцем, в начале 2 века н.э.
Хассану ас-Саббаху пришлось хитростью захватить неприступную горную крепость Аламут в Северной Персии. На этом деяния Старца не закончились, он силами
своих сторонников образовал собственное государство, зиждущееся отныне на плечах девяти крепостей: Масъиф, Кахв, и Хауаби – в Сирии; Аламут, Ламасар, Шамиран,
Маймун Диз, Гирдкюх и Сару – в Персии. Столицей этого государства стала крепость Аламут.
Немаловажным будет тот факт, что как сирийский, так и персидский оплоты исмаилистов, окруженные тюрками-суннитами, оказались в самом центре вражеского стана.
Добродушные соседи тут же записали новоиспеченных квартирантов не просто в разряды еретиков, они выставили сообщество низаритов сверхъересью, призванной разрушить
ислам изнутри. Не удивительно, что «черная легенда» навсегда укоренилась не только в сердцах ортодоксальных мусульман, но и способствовала рождению самых безумных
слухов на территории Европы. Низариты и сами немало способствовали рождению выдумок – они тщательно оберегали свое учение от непосвященных глаз и ушей.
Надо отметить, что на протяжении всего своего существования, тайный орден низаритов подвергался беспощадным гонениям со стороны всего мусульманского сообщества,
особенно фактом своего существования досаждали исмаилиты тюркам. Исходя из вышеперечисленного, кажется закономерным, что именно уничтожение власти тюрков-сельджуков
и освобождение Ирана от их господства определил Хасан ас-Саббах в качестве своей главной цели.
Очень часто власть опьяняет людей. Не таков был Горный Старец. С самого начала он установил в Аламуте для всех без исключения очень суровый образ жизни.
Так, на любое проявление роскоши был наложен строжайший запрет, за малейшее отступление нарушителю грозила смертная казнь. Сбылась утопия античных и европейских мыслителей
– на первых этапах существования Аламутского государства, ас-Саббах свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества.
Сам Старец до конца своих дней вел весьма аскетичный образ жизни, подавая личный пример своим приверженцам. В своих решениях он был последователен,
жёсток и, если требовалось, бессердечно жесток.
В своем государстве на Горе Старец отменил сельджукские налоги, вместо этого он приказал жителям рыть каналы, строить дороги и возводить крепости.
По всему миру его адепты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты. Лучших ученых приглашал или похищал ас-Саббах в свою крепость,
его интересовало все – политика, строительство, медицина, алхимия, философия, военное дело.
Вероятно, поэтому концепция обороны, которую ему удалось создать на территории своего государства, на несколько веков опередила эпоху.
Ас-Саббах организовал разведывательное управление, равного которому, на тот момент, не было во всем мире.
Его агенты были повсюду, его слово стало для них Высшим Законом, его приказы не подлежали обсуждению - в пределах неприступного Аламута Старец создал школу
по подготовке профессиональных разведчиков и убийц.
Еще при жизни имя Хасана ибн Саббаха обросло легендами. Говорили, что он никогда не покидал своей горной крепости, и только дважды выходил за пределы дома
- поднимался на крышу дворца. Известно, что Старец Горы прожил долгую жизнь, он умер в возрасте 90 лет, все это время ему удалось скрывать от подчиненных
свои слабости и болезни, и даже жену и дочерей в тяжелый момент времени он отослал в отдаленную крепость, с тем, чтобы больше не вернуть их обратно.
Своих сыновей он казнил одного за другим, за нарушение законов, один из сыновей погиб по ложному обвинению в убийстве.
После смерти Старца Тайный орден наемных убийц не прекратил своего существования, настолько выверенной и отлаженной была его структура,
а имя Хасана ас-Саббаха навсегда оказалось высечено на бессмертной скрижали истории, и сама жизнь его превратилась в туманную легенду.
Ксения Сорокина |