Интернет-журнал "Культурная Среда"

Выпуск первый.

 

Главная Искусство Театр Музыка Кино О проекте Архив

Детская сказка о взрослых проблемах

Cпектакль по мотивам финно-угорских сказок «Волшебный платочек» (режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ, Евгений Ибрагимов (Чехия)) – относительно новый в репертуаре карельского Театра Кукол. Премьеру, которая состоялась 6 декабря 2014 года, ждали два года.

Финно-угорские мотивы повсюду окружают маленького зрителя: это и сцена, украшенная традиционным орнаментом, и музыка, которая звучит по ходу спектакля, и танцы, которыми начинается и заканчивается действо. Перед зрителями появляется Рассказчик (Владислав Тимонин), который ведёт диалог с юными зрителями, рассказывая о бытовых обычаях предков. После чего он своим сказочным зачином дает старт всему спектаклю.

Сначала сюжет разворачивается между двумя героями – Мельничихой (Любовь Бирюкова) и Мельником (Дмитрий Будников). Мельничиха получает в подарок от супруга рояль, а тот, в свою очередь – мельницу. Злая Мельничиха заставляет своего мужа день и ночь молоть муку, чтобы заработать как можно больше денег, иначе, как она выражается, – «даст по башке». Сказка вообще изобилует словами типа «сволочь», «скотина», «дура»… Из-за этого кажется, что и 8+ для этого спектакля маловато. За Мельником является Ангел – его двойник, который забирает его к Богу. Несмотря на все «страдания», Мельничиха быстро находит замену своему мужу – сироту Анники (Анна Олькова), маленькую хрупкую девушку-Золушку, которая теперь должна выполнять работу за скончавшегося Мельника. Единственный друг, а точнее подруга Анники – собачка по кличке Каштанка, которая всячески пытается скрасить одиночество своей хозяйки.

«Волшебный платочек» — детская сказка, в которой разворачиваются совсем недетские проблемы: обман, лицемерие, алчность, проблемы воспитания и нравственности. Подобно «Недорослю» Фонвизина тут есть своя госпожа Простакова (Мельничиха), Софья (Анники), Стародум (Старичок). Как и в любой сказке, есть и свое чудо — волшебный платочек, который, как Робин Гуд, помогает добрым людям, пытаясь проучить злых.

Четкая, слаженная и кропотливая работа актеров, которым втроем приходилось оживлять одного героя, принесла свои плоды: ощущение того, что перед тобой куклы, просто исчезло. Продумано все до мелочей: мизансцены, моторика героев, их голосовая характеристика. Противный голос Мельничихи, перерастающий в истерические крики, резкие движения – в этом кроется воплощение всего злого, что только может быть в человеке. А Анники напротив, очень мила — ее движения плавны, голос мягкий и нежный. Некоторые сцены спектакля поражают своей красотой, масштабностью, например «Сон Анники», где перед зрителем предстают знакомые места: Преображенская церковь, Памятник Петру I, неспокойное Онежское озеро.

Добро в финале сказки обязательно, и в этом «Волшебный платочек» не исключение. Все герои получают по заслугам: Анники освобождается от плена злой мачехи, маленькая собачка Каштанка находит себе спутника – интеллигентного пса, а Мельничиха, как и хотела, становится звездой (правда, настоящей пятиконечной), а потом и вовсе превращается в мельницу. Кто знает, может, эта история про Мельничиху будет ходить по кругу, пока на свете не переведутся все злые люди и на земле не воцарится добро?

Текст: Дарья ГОРЧАНЮК